Психофизиологические особенности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:17, доклад

Краткое описание

Работая над темой семинара, мы вновь освежили теоретические знания психофизиологических особенностей младших школьников. И решили в полной мере уделить внимание тем особенностям, которые ярко выражены у наших учеников.

Файлы: 1 файл

Лекарства наши часто в нас самих лежат.docx

— 98.17 Кб (Скачать)

Лекарства наши часто в нас  самих  лежат...

• В. Шекспир

Психофизиологические особенности младшего школьника

Работая над темой семинара, мы вновь освежили теоретические знания психофизиологических особенностей младших  школьников. И решили в полной мере уделить внимание тем особенностям, которые ярко выражены у наших  учеников. Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах. Это возраст относительно спокойного равномерного физического  развития.  
       I. Происходит функциональное совершенствование мозга. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения. И характер   младшего школьника имеет следующие особенности: в высокой степени возбудим и импульсивен.

Импульсивность выражается в том, что школьники часто склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, действовать не подумав, перебивать других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение). Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. 
Характерной чертой умственной деятельности младших школьников является  цикличность. Дети могут продуктивно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети имеют «мерцающее» сознание.  Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии  двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для детей эти  два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга. Подвижность,  не усидчивость проявляется и  в избыточной двигательной активности, суетливости, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает, постоянно падают ручки, карандаши и ученик их поднимает. Для детей характерна, чрезмерная неспособность усидеть на одном месте.       

 

 

 

 II.  Дыхание у младшего школьника  относительно учащенное и поверхностное.   Функция  дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц.

 Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Работа строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка.

 Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения детей в учебно-воспитательном процессе. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха.

 Нужно внимательно  следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).  Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.

 

III.  Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, глаз  которые формируют речь.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря  силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны  сильные, упругие и подвижные  органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция  связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования  происходит при участии органов  дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким  образом, говоря о коррекции звукопроизношения у младших школьников, мы говорим о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 
         Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

IV.  Взглянем    на   проблему   мотивации  учебной   деятельности младшего   школьника.

Есть ряд проблем, которые относятся к  старым, традиционным, которые возникают у учителей. Одна из них - мотивация учебной деятельности. Недостаток учебной мотивации - одна из главных причин низких результатов учебы

Мотив - это смысл  поведения и деятельности человека.

В основе мотивов поведения человека лежат его разнообразные потребности.

Потребность - это недостаток в чем-либо. Наличие потребностей вызывает у человека эмоциональный дискомфорт, состояние напряжения. В связи с этим потребности требуют удовлетворения. Их можно удовлетворить, подавить или проигнорировать. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних факторов, объясняющих движущие силы, характер протекания и результаты поведения и деятельности. Наш разговор идет только об учебной мотивации школьников. Нужно отметить, что мотивация учебной деятельности тесно связана с возрастными особенностями ребенка.

Мотивацией поступления  детей в школу является наличие у них интереса к учению вообще, основанного, вероятно, на потребности познавать окружающий мир, получать новые впечатления от приобретенных знаний, желание заслужить

похвалу взрослых.

Особенностью  мотивации младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация у них настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего надо делать то, что им сказал учитель. Порой скучную, часто даже бесполезную работу они выполняют тщательно, так как не сомневаются в ее важности. По данным исследований в начальной школе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и значительно уменьшается число тех, кто учится из-за интереса (с 25 до 5%) (по данным Н.В. Немовой). Этот факт должен вызывать тревогу у учителей. Как считает Л.И. Божович, такой сдвиг мотивационной сферы связан с тем, что обучение

не удовлетворяет  познавательных потребностей школьников, опирается не на их интеллект, а преимущественно на память. Кроме того, с возрастом у учащихся все более растут потребности в самостоятельности, самоуважении, приобретении независимости от учителя, т.е. потребности в собственных достижениях, самореализации. Формула «делай, как я сказал» их больше не удовлетворяет. К окончанию начальной школы у слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избежать наказания за плохие оценки», формируется «чувство вины» перед учителем, родителями, одноклассниками. В результате этого у учащихся не развиваются потребность в творческой деятельности, трудолюбие, настойчивость.

Следовательно, мотивация деятельности ученика - первая и основная задача учителя, без которой нельзя решить никакие педагогические задачи.

Если совсем упростить  объяснение, можно сказать и так «Вы можете подвести лошадь к воде, но не сможете заставить её пить». Так вот, мотивация - это те пути, которыми школьник идёт к источнику знаний, а мотивы - это то, что пробуждает жажду знаний.

Для лучшего понимания  проблемы целесообразно условиться об однозначности определения «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этого понятия.

Что такое «мотивация»? Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

 

Название

Что этот способ дает/результат/особенности

Что надо учесть для применения

Создание проблемной ситуации

- Творческое владение знаниями, навыками, умениями; - развитие мыслительных способностей; - усвоение способов самостоятельной деятельности

- Часто для решения проблемы требуется групповая работа; - бывает сложно управлять процессом (направлять деятельность школьников в нужное русло решения задач)

Отказ от отметок (имеется в виду «отмечивание» в баллах успехов и неудач школьников, но при этом сохраняется качественное оценивание результата)

- Побуждение ученика, при грамотном использовании этого способа мотивации, к самооценке, к рефлексии своей учебной деятельности; - расширение границ зоны развития; например, оценивание осуществляется в рамках следующей шкалы: 0-19% (самый низкий уровень) 20-39% (уровень ниже среднего) 40-59% (средний уровень) 60-79% (высокий уровень) 80-100% (самый высокий уровень)

- Требует определения четких критериев оценивания результатов; - для достижения действительно хороших результатов этот способ требует системы в использовании

Привлечение учеников к оценочной деятельности

- Формирование учебных действий самооценки (если это в системе, то и к учебному действию самоконтроля); - снижает стресс и напряжение при оценивании ответов

- Требует выработки такого понятия, как «критерии оценивания» (договоренность с учениками, за что и какую отметку ставить); - критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе; - важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности; чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины


Название

 

Необычная форма обучения (нестандартная форма урока, метод, прием обучения)

Что этот способ дает

/результат/особенности

- Вовлечение всех в учебную деятельность, т.е. осуществляется принцип активности в процессе обучения (это один из основных принципов дидактики); - побуждение, стимулирование к учебной деятельности; - пробуждение положительных эмоций и интереса к предмету; - возникновение реакции на новизну учебного материала, в этой связи говорят об эмоцио-генном учебном материале

Что надо учесть для применения

- Требует четко поставленной цели, дабы за необычностью формы обучения не потерять педагогический результат; - особенность пункта «возникновение реакции...»: эмоциогенный учебный материал без включения в активную учебную деятельность ненадолго удерживает внимание школьника и не обеспечивает его внутреннюю мотивацию; - необходимо учитывать потребности возраста в новизне, в самооценке, в рефлексии

Культура общения (вербальные и невербальные способы общения)

- Удержание внимания учащихся; - пробуждение разного вида эмоций; - освоение учениками диалектики общения

- Требует умения чувствовать и понимать ученика, т.е. эмпатии

Чувство юмора

- Часто разрешает трудные, щекотливые ситуации (выручает в тех случаях, когда никакие другие способы педагогического воздействия не помогают)

- Смеемся вместе, а не над кем-то

Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика

- Усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт; - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся; - включение в обучение эмоциональной схемы; - видение собственных знаний в «знакомом объекте»; - использование опыта жизнедеятельности

- При усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным


Способы мотивации 

V.  Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – (окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей) ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. У них энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше  «мелких». Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9 - 11 годам, а запястья - к 9 - 12. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями «несформированный почерк», У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Эффективно применять упражнения на растяжку. Растяжки нормализуют  Гипертонус — неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц и  Гипотонус — неконтролируемая мышечная вялость мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных  задач в нашей внеурочной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие Гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус  сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном  беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных  и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают  быстро и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому при работе ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых  наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить  в соответствии с законами развития движений:

  • от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон),
  • от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам
  • от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Информация о работе Психофизиологические особенности младшего школьника