Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель: Изучить состояние эмоциональной сферы слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и определить психологическую структуру имеющихся у них страхов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме страхов
2.Выявить особенности эмоционального развития слабовидящих детей.
3.Проанализировать специфику проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать полученные результаты и оформить их в виде курсовой работы.
Биологические предпосылки. Способствуют возникновению страха некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они « всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются », будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они « всё держат в себе ». [8]
Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности , а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт.[8] Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуется не сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.
Возрастные особенности. Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, потеря равновесия, приближение большого предмета. Однако собственно о страхе, а не реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство во второй половине первого года Фрейд связал с опасностью отделения от матери. В 8 мес. появляется страх на появление незнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит или взволнована. В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнять жизнь, нанести увечье, ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь, жизнь.[4]
Преддошкольный возраст. Страх незнакомых, чужих уменьшается на 2 году жизни. При встрече с незнакомыми людьми ребенок смущается, робеет, что достаточно быстро проходит. Наиболее распространенным страхом в этом возрасте является страх наказания со стороны родителей. В 2 года максимально угрожающи значением обладает сказочный образ волка, после ознакомления со сказками. Нередко в представлении ребенка, волк "реализует свои замыслы" во время сна, что сопровождается двигательным расторможением, криками, пробуждением. Итак: типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будет : в 1 год - страхи одиночества, незнакомых, неожиданных резких звуков; в 2 года - страхи наказания, животных, врачей, уколов. Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с самостоятельностью детей, если родители сами уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Младший дошкольный возраст. В три года
у мальчиков чаще представлены страхи
сказочных персонажей, высоты, крови, темноту,
уколов. У девочек - одиночества, темноты
и боли. По мере увеличения интенсивности
познавательного развития в старшем дошкольном
возрасте количество связей между страхами
начинает уменьшаться, достигая минимума
в подростковом возрасте. В младшем дошкольном
возрасте страх одиночества, основанный
на диффузном чувстве беспокойства или
тревоги, конкретизируется страхом нападения,
воплощенном в лице сказочных персонажей.
Расшифровка этого в том, что ребенок,
оставшись один без поддержки родителей
испытывает чувство опасности. Обычно
дети достаточно активно манипулируют
сказочными образами в игре, а при участии
в играх родителей, особенно отца, подобные
страхи сходят на нет, если ребенок сам
распределяет роли. Положительный эффект
также наблюдается при рисовании различных
чудовищ в представлении детей. Следует
сказать о триаде страхов, типичных для
этого возраста: одиночества, темноты,
замкнутого пространства.
В таком случае ребенок не остается один
при засыпании, в комнате должен гореть
свет, дверь полуоткрыта. Здесь многое
зависит от умения родителей не создавать
из этих страхов личные проблемы, вовремя
успокоить детей, нежно поговорить с ними.
Старший дошкольный возраст. Это возраст
наибольшей выраженности страхов, что
обусловлено не столько эмоциональным,
сколько возросшим пониманием опасности.
Центральное место занимает страх смерти.
Из других типичных страхов следует отметить
страх глубины. Связующим звеном страхов
у старших дошкольников будет страх смерти.
Нередко возникают вопросы вроде: сколько
жил твой папа, мама?
Зачем люди живут? Откуда все взялось?
И заклинания: Не хочу быть старушкой,
хочу быть все время девушкой. Подобные
фразы говорят о развитии абстрактного
мышления, понимания категорий, времени
и пространства.
Возникновение страха смерти
означает осознание необратимости происходящих
возрастных изменений. Ребенок начинает
понимать, что взросление на каком-то этапе
знаменует собой смерть. Страх смерти
встречается у детей, у которых обнаруживаются
в 8 месяцев страхи незнакомых лиц, а также
некоторая осторожность при начале ходьбы.
Эти дети не съезжают с горки, не подходят
к открытому окну, не стоят на краю обрыва
и т. д. Все это - проявление инстинкта самосохранения,
который обостряется у физически соматически
и нервно ослабленных детей. Начиная со
старшего дошкольного возраста у мальчиков
и девочек представлен и страх чертей,
как представителей потустороннего мира.
Появляются страхи покойников, драконов
и т.д.
Младший школьный возраст. Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан прежде всего с новой социальной позицией школьника. Переживание своего соответствия групповым стандартам, правилам, нормам сопровождается выраженным чувством вины при мнимых и реальных отклонениях .Поэтому в рассматриваемом возрасте основной страх будет - опоздание в школу. Страх смерти еще выраженнее у мальчиков заметно уменьшается у девочек. Распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, внушаемости
Подростковый возраст. Ведущими страхами
являются у мальчиков - страхи смерти родителей,
у девочек - страх войны. Друга группа выраженных
и взаимосвязанных страхов - это страхи
собственной смерти, нападения, пожара.
Девочки подросткового возраста более
насыщены страхами. Существуют природные
и социальные страхи.
Природные страхи включают
в себя: страхи заболеть, смерть, движущийся
транспорт, стихия, вода и т.д. Межличностные
страхи - страхи одиночества, некоторых
людей, наказания, сделать что-либо не
так, потерять контроль над собой. В подростковом
возрасте происходит перекрест страхов:
уменьшение природных и увеличение социальных.
Большое число страхов понижает уверенность
в себе, без которой невозможно адекватная
самооценка, полноценное общение со сверстниками.
Другие детские страхи – невротические, появляются в результате: недостаточной уверенности в себе, отсутствии адекватной самооценки и психологической защиты. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.
Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6 –7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, а так же и инстинктивно опосредованные формы страха. Младший школьный возраст–это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх « быть не тем », о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха « быть не тем » являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие « совесть », которое является центральным психологическим образованием данного возраста.
Итак, можно сделать вывод о том, что для
каждого возрастного периода развития
ребенка характерна специфическая группа
страхов. В свою очередь в каждой возрастной
группе страхи могут иметь свою особенность
в зависимости от пола ребенка. К примеру,
в младшем дошкольном возрасте у мальчиков
чаще представлены страхи сказочных персонажей,
высоты, крови, темноту, уколов; у девочек
- одиночества, темноты и боли.
1.3. Особенности эмоционального развития детей с нарушением зрения.
Эмоционально-волевая сфера психики слепых
является наименее исследованной в тифлопсихологии,
что связано главным образом с трудностями
объективного изучения эмоции, чувств
и воли. Эмоции и чувства как специфическое
отражение внешнего мира, проявляющееся
в субъективном отношении человека к действительности,
зависят от того, насколько полно, точно,
всесторонне отражается окружающий мир
и что именно является объектом отражения.
Разумеется, отсутствие зрения, сужающее
сферу чувственного познания, не может
повлиять на наиболее общие качества эмоций
и чувств, их номенклатуру, значение для
жизнедеятельности и т.п. Слепота, как
показывают наблюдения, может повлиять
лишь на степень проявления отдельных
эмоций, их внешнее выражение и на уровень
развития отдельных видов чувств.[11] Зависимость
эмоций и чувств от состояния сенсорной
сферы опосредуется материальными и духовными
потребностями, развитие которых непосредственно
связано с накоплением чувственного опыта.
Очевидно, что ряд положительных и отрицательных
эмоций, возникающих как непосредственная
реакция нормально видящих на зрительно
воспринимаемые объекты, явления, их свойства,
отсутствует у незрячих. Отсутствие зрения
обусловливает также изменения в характере
и динамике потребностей, что в свою очередь
сказывается на эмоциональных переживаниях,
возникающих при их удовлетворении или
неудовлетворении. Возникающие из одного
и того же источника и тесно связанные
между собой, эмоции и чувства являются
в то же время различными по характеру
отношения уровнями психической деятельности.
Эмоции, возникающие при удовлетворении
или неудовлетворении органических потребностей
и при непосредственных реакциях на предметы
и явления окружающего мира, при утрате
зрительных функций, очевидно, претерпевают
не такие существенные изменения, как
чувства. Имеющиеся в тифлопсихологии
сведения о силе и глубине эмоциональных
переживаний слепых весьма противоречивы.
Одни авторы считают, что слепые менее
эмоциональны, чем зрячие, другие, напротив,
подчеркивают интенсивность эмоциональной
жизни слепых. Очевидно, что ряд потребностей
(например, в еде или во сне) удовлетворяется
слепыми так же успешно, как и нормально
видящими, и эмоции, возникающие при удовлетворении
этих потребностей, будут зависеть лишь
от того, какое место занимает данная потребность
в структуре потребностей и насколько
полно она удовлетворена. Поэтому, в данном
случае вряд ли будут наблюдаться какие
бы то ни было различия между слепыми и
зрячими.
Особенности проявления страха у слабовидящих детей.
Психопатологи, занимавшиеся изучением отклонений в поведении детей с врожденными или рано приобретенными дефектами зрения, отмечают, что психопатизация личности во многом обусловлена, как сенсорной недостаточностью, так и неблагоприятными условиями семейного воспитания. Таким образом, эмоциональное состояние ребенка оказывается в зависимости от характера отношений в семье, ее особенностей. Рассматривая случаи психопатологических изменений личности при слепоте и слабовидении, следует учитывать, что их возникновение и проявления существенно зависят от времени появления дефекта зрения (врожденный или рано приобретенный и возникший в зрелом возрасте), а также его глубины (тотальная, парциальная слепота, слабовидение).
В дошкольный период у детей наблюдаются фобии (страх остаться в одиночестве, кажущееся присутствие чужих людей и т.п.), недоверчивость, настороженность в отношениях с окружающими, формируются различные стереотипии. У слепых и слабовидящих могут возникать отчетливые патохарактерологические черты личности психогенного происхождения. Они – результат осознания ребенком своей неполноценности. В этом возрасте дети склонны к патологическому фантазированию, достигающему своего пика в 10-11 лет. На протяжении старшего дошкольного возраста можно наблюдать патохарактерологическое развитие, для которого характерны – повышенная чувствительность, обидчивость, ранимость, неуверенность в себе и тревожность.
Многие исследователи отмечали, что слепота влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. В том и другом случае подчеркивалось отличие эмоциональных состояний слепых от нормы, причем подобные изменения считались в дореволюционной тифлопедагогике типичными проявлениями поведения слепых. Эмоциональные состояния имеют субъективный характер. Однако они всегда детерминируются внешними воздействиями. Слепота вызывает болезненную реакцию личности в виде повышенной раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности и т.п. Однако в процессе компенсации дефектов психического развития, возникающих в результате утраты зрения, патологические изменения в эмоциональной сфере исчезают. Человек сознательно овладевает и управляет своим настроением. Наблюдение за поведением слепых, оценка ситуаций, в которые они часто попадают, трудностей, испытываемых ими при ориентации в пространстве и социальной среде, дают основание предположить, что все это создает у них эмоциональное состояние напряженности (стрессовое состояние). Особенно отчетливо стрессовые состояния проявляются непосредственно после утраты зрения, которая ведет к нарушению гомеостазиса (постоянства внутренних условий функционирования организма в связи с нарушением его взаимодействия с окружающей средой). Однако по мере выработки компенсаторных приспособлении стресс постепенно снимается. Эмоции, чувства и эмоциональные состояния имеют внешнее проявление в так называемых выразительных движениях: мимике, пантомимике и вокальной мимике (интонация и тембр голоса). Редуцированность этих движений достигает такой степени, что даже безусловно-рефлекторные пантомимические выразительные движения, сопровождающие состояния горя, радости, гнева и др., проявляются у них в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.
Информация о работе Проявление страхов у детей с нарушением зрения