Проявление страхов у детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить состояние эмоциональной сферы слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и определить психологическую структуру имеющихся у них страхов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме страхов
2.Выявить особенности эмоционального развития слабовидящих детей.
3.Проанализировать специфику проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать полученные результаты и оформить их в виде курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Четвертая сказка - "Дурной сон"

     Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

     "Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидел во сне мальчик? " 
Типичные нормальные ответы: «Не знаю, что ему приснилось»; «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»; «Один страшный фильм ужасов»; «Ему приснился страшный зверь»; «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д. 
     Ответы, на которые следует обратить внимание: «Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Его забрали незнакомые люди»; «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.

     Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

     Тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным.[28] 

   2.2. Анализ результатов исследования

     В ходе экспериментальной работы  были проведены исследования  особенностей проявления страхов  у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением зрения.

       Рисунок на тему «Что мне сниться страшное или чего я боюсь»

  Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания. Рисуя, ребенок дает выход  своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

  Все дети, участвующие в эксперименте, нарисовали свой страх. Результаты показаны в Таблице 1

  Таблица 1. Исследование страхов с помощью рисунка

Испытуемые Изображенные  рисунки
Миша муравьи
Максим собака
Саша динозавр
Катя мумия
Саша циклоп
Андрей динозавр
Глеб грок
Максим медведь
Даша высота

     Для 70% рисунков были выбраны  черные или коричневые тона, что  подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, выраженность страха, с которым не может справиться ребенок.

      Анализируя данные, представленные  в Таблице 1, мы можем сделать  вывод о том, что для большинства  детей (60%) старшего дошкольного  возраста характерными оказались страхи сказочных персонажей. Другая часть детей (30%) видит свой страх в каких-либо животных.

     Методика выявления детских страхов. Авторы методики: А.И. Захаров и М. Панфилова

     Данная методика была проведена  с целью выявления  и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).

     Методика проводилась индивидуально  с каждым ребенком.

     Беседа на протяжении всего  обследования была неторопливой  и обстоятельной. В каждом случае ребенку необходимо было объяснить, что в черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Необходимо было попросить ребенка помочь расселить страхи из списка по домикам.

     Результаты представлены в Таблице  2.

Таблица 2. Распределение страхов по группам

Испытуемые Медицинские страхи Страхи связанные  с причинением физического ущерба Страх смерти Боязнь животных Страхи сказочных  персонажей Страхи темноты  и кошмарных снов Социально-опосредованные страхи Пространственные  страхи
Миша   + + + + +    
Максим +   + + +   + +
Саша   + +   +   + +
Катя +   +   + + +  
Саша +   +   + + +  
Андрей +   +   +   + +
Глеб     +   +   + +
Максим + +   + + +   +
Даша         +   + +

    

     Таким образом, анализируя данные  представленные в Таблице 2, мы  видим, что дети старшего дошкольного возраста подвержены различным группам страхов. Наиболее ярко выражены такие страхи как: страх сказочных персонажей, страх смерти, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи и медицинские страхи. Сравним полученные результаты с возрастной нормой.

     Для детей старшего дошкольного  возраста в психологической структуре  страхов центральное место занимает  страх смерти. У детей данной  возрастной категории с нарушением  зрения страх смерти также  занимает одно из первых мест. Из других типичных страхов, присущих детям старшего дошкольного возраста, следует отметить страх глубины или высоты (пространственные страхи). Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти.

  Такие же группы страхов как социально-опосредованные страхи, медицинские страхи и страхи сказочных персонажей  являются типичными для предыдущей возрастной категории, а именно для преддошкольного возраста.

     По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных. Эти страхи менее типичны именно для старшего дошкольного возраста, но они имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью.[4]

     На основании сказанного можно сделать следующий вывод. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Ведущее место он также занимает в структуре страхов старших дошкольников с нарушением зрения.  Страх смерти может связывать такие группы страхов как страх сказочных персонажей, социально-опосредованные страхи, пространственные страхи и медицинские страхи, которые не являются типичными для данной возрастной категории. Старшие дошкольники с нарушением зрения обнаруживают большое количество страхов, чем их здоровые сверстники. Физическая неполноценность обуславливает наличие большого количества биологических страхов нападения, темноты, транспорта, стихийных бедствий, высоты, пожара, которые имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом и косвенном виде.

       Тест «Сказка»

  Цель  теста состоит в том, чтобы  наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в обычном поведении ребенка могут не проявляться, но, тем не менее, присутствуют в нем.

     Каждому ребенку индивидуально  мы поочередно рассказываем 4 сказки, каждая из которых заканчивается вопросом. После окончания сказки мы просим ребенка ответить на вопрос, завершить сказку.

     Первая сказка "Птенец"

     "В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"

     Ответы старших дошкольников с нарушением зрения: «мама возьмет его с собой», «упал и умер», «он опал на подушки», «люди поставили лестницу к гнезду», «птенец попробует взлететь», «мама за ним вернется», «человек подсадит», «он зацепится за другую ветку и не упадет», «он сильно ударится и умрет».

     Ответы патологического типа: «упал и умер», «он сильно ударится и умрет».

     Вторая сказка «Страх»

     Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится? 
Ответы старших дошкольников с нарушением зрения: «тишина дома», «родители закрыли», «падает», «мультиков насмотрелся», «чудовище гонится за ним», «светильник разбился», «он тонет», «укол врач хочет сделать», «бандит его убьет».

     Ответы патологического типа: «чудовище гонится за ним», «бандит его убьет».

     Третья сказка «Новость»

     "Один мальчик вернулся домой с прогулки и мама ему говорит: "Хорошо что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?"

     Ответы старших дошкольников с нарушением зрения: «чтобы мальчик возвращался пораньше», «завтра они пойдут в больницу», «вор украдет», «что мальчик потеряется», «чтобы он не дрался больше с другом», «в следующий раз они вместе пойдут гулять», «у них денег нет - мальчик украл», «вдруг дядька его приманит и убьет»,  «надо с собакой погулять».

     Ответы патологического типа: «вор украдет», «что мальчик потеряется», «у них денег нет - мальчик украл», «вдруг дядька его приманит и убьет»

     Четвертая сказка «Дурной сон»

     "Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидел во сне мальчик? "

     Ответы старших дошкольников с нарушением зрения: «черт гонится с пистолетом», «кино страшного насмотрелся», «он без папы и мамы», «монстр бежит за ним», «дядька заманил и украл», «призрак летучий гонится», «упал с горки», «родители в угол поставили», «грок».

     Ответы патологического типа: «черт гонится с пистолетом», «он без папы и мамы», «монстр бежит за ним», «дядька заманил и украл», «призрак летучий гонится».

     Таким образом, мы видим, что после рассказа каждой из сказки теста, наряду с обычными ответами, имеют место ответы патологического типа.  Большинство патологических ответов,  так или иначе, связаны с такой группой страхов как страх смерти: «бандит его убьет», «упал и умер», «вдруг дядька его приманит и убьет», «он сильно ударится и умрет». В патологических ответах также ярко выражена группа страхов, связанная с различными сказочными персонажами и социально - опосредованные страхи: «призрак летучий гонится», «черт гонится с пистолетом», «чудовище гонится за ним», «грок», «вор украдет», «дядька заманил и украл», «у них денег нет - мальчик украл». Связующая линия этих ответов – это угроза жизни.

     Подводя итоги исследования, мы можем говорить о том, что дети старшего дошкольного возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется страх  наказания, сказочных персонажей, животных, социально-опосредованные страхи и медицинские страхи. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения больше всего подвержены страху смерти.

   
 

Заключение

     Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до серьезных психических расстройств. Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться  ребёнок, а тем более при наличии зрительного дефекта. Устойчивые страхи – это страхи, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

Информация о работе Проявление страхов у детей с нарушением зрения