В современных цивилизациях существует
всё более возрастающее число объектов,
событий, условий, ситуации, которые пугают
или потенциально могут быть пугающими.
Вероятно, именно этим можно объяснить
тот факт, что страх является предметом
научного исследования, познаний, чаще,
чем какая-либо другая эмоция.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть
в любом возрастном периоде. Исследования,
которые были проведены, подтверждают,
что в старшем дошкольном возрасте у детей
с нарушением зрения преобладают такие
группы страхов как социально-опосредованные
страхи, медицинские страхи и страхи сказочных
персонажей. Все они в той или иной мере
представляют угрозу для жизни, а значит,
в их возникновении играет главную роль
страх смерти. Старшие дошкольники с нарушением
зрения, в сравнении с возрастной нормой,
обнаруживают большее количество страхов,
чем их здоровые сверстники. Физическая
неполноценность обуславливает наличие
большого количества биологических страхов,
нападения, темноты, транспорта, стихийных
бедствий, высоты, пожара, которые имеют
своей мотивацией угрозу для жизни в прямом
и косвенном виде.
Таким образом, психологическая
структура страхов и их количество у детей
с нарушением зрения имеет свою специфику.
Постоянная потребность в защите от воображаемой
опасности закономерно ставит на первый
план страх смерти. Ребенок с нарушением
зрения боится не столько смерти как таковой,
сколько всего того, что может привести
к непоправимому несчастью, беде, необратимым
физическим изменениям. Поэтому важно,
на данном этапе развития, обеспечение
адекватной психологической защиты со
стороны родителей и педагогов, и тем самым
уменьшение количества страха.
“Страх
заражает также, как насморк, и всякий
раз делает из единственного числа
множественное."
Гете
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Божович Л.И.
Личность и ее развитие в детском возрасте.
[Текст] / Божович Л.И. – М.: Просвещение,
1968. – 464 с.
- Вагин Ю.Р.
Страх. Тифоаналитический подход. [Текст]
/ Вагин Ю.Р. — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005.—
112 с.
- Ермаков,
В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики:
Развитие, обучение и воспитание детей
с нарушениями зрения [Текст]: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
- Захаров А.И.
Дневные и ночные страхи у детей. Серия
«Психология ребенка». [Текст] / Захаров
А.И. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. —
448 с; ил.
- Захаров,
А.И. Как помочь нашим детям избавиться
от страха. — СПб.: Гиппократ, 1995. — 128 с.
- Захаров А.И.
Неврозы и пограничные состояния. [Текст]
/ Захаров А.И. – Л., 1972. – 216 с.
- Захаров,
А.И. Неврозы
у детей и психотерапия.
[Текст] / Захаров А.И.—СПб.: Союз, 2004. –
336 c.
- Захаров,
А.И. Происхождение
и психотерапия детских неврозов [Текст] / Захаров А.И.—
М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
- Иванцова
Д. А. Как избавиться от страхов и начать
радоваться жизни за неделю. [Текст] / Иванцова
Д. А. - СПб.: ИК "Невский проспект",
2003. - 128 с.
- Климанова
Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи.
[Текст] // Семья и школа. - 1999. - № 9.
- Литвак,
А.Г. Психология слепых и слабовидящих
[Текст]: Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений.
– СПб. 2006. – 336с. – (Серия «Коррекционная
педагогика»).
- Макарова
Е.Г. Преодолеть страх, или Исусствотерапия.
[Текст] / Макарова Е.Г.– М.: Издательство
«Школа-Пресс», 1996. – 304 с.
- Немов, Р.С.
Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш.
пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.
1: Общие основы психологии. – 688с.
- Осипова
А.А. Общая психокоррекция [Текст]: Учеб.
пособие для спец. вузов. - М.: Сфера, 2000
- Основы специальной
психологии [Текст]: учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова,
Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под
ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер.- М.:
Издательский центр «Академия», 2007. –
480с.
- Прихожан
А. М. [Текст] Причины, профилактика и преодоление
тревожности.//Ж. «Психологическая наука
и образование» 1998, №2.
- Прихожан
А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная
динамика. - М.-Воронеж, 2000.
- Психология.
Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. –2-е издание, исправленное
и дополненное. – М.: Политиздат, 1990. –
494 с.
- Психотерапевтическая
энциклопедия /Под общей редакцией Б. Д.
Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. –
752 с.
- Риман Ф.
Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского.
— М.: Алетейа, 1999. — 336 с: ил
- Савина Е.,
Шанина Н. [Текст] Тревожные дети. //Ж. «Дошкольное
воспитание», 1996 г., №4.
- Специальная
психология [Текст] : Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский,
Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
центр «Академия», 2005. – 464 с.
- Тревога
и тревожность/ Сост. И общ. ред. В.М. Астапова.
– СПб: Питер, 2001. – 256 с.
- Фридман
Л.М. Психология детей и подростков: Справочник
для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003. - 480с.
- Щербатых
Ю.В. Психология страха. — М: ЭКСМО, 2000.
- Щербатых
Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические
и клинические аспекты страха, тревоги
и фобий. - Воронеж: Истоки, 1998.
- Эмоции,
страх, стресс. [Текст] // Вопросы психологии.-
1989 г, -N 4.
- http://www.child-psy.ru/tests/216.html
- http://www.eti-deti.ru/obchie/313.html
- http://psylist.net/praktikum/