Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5

1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5

1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6

1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7

ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11

2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11

2.2 Анализ результатов  исследования…………………………………………13

2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26

2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26

2.3.2 Игровая коррекция  страхов………………………………………………27

2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29

2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29

2.4 Содержание коррекционной  программы, направленной на уменьшение  детских страхов……………………………………………………………………31

2.5 Рекомендации педагогам  и родителям по преодолению  тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..35

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы определяется тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Проблемой страхов младшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов [9].

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен [9]. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха.  Страх – такое же эмоциональное неотъемлемое проявление нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной зависимости от страха меняется поведение человека. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

С одной стороны, страх может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. А с другой – продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребенка, способствуют формированию неуверенности и тревожности. Но бывает и так, что страх начинает тормозить любые формы социальной активности и доставляет человеку массу неприятных переживаний. Иногда такого рода страхи выражаются в странных и не понятных окружающим действиях, например, постоянном мытье рук из-за боязни заразиться. Если страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может справиться со страхом, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. В большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и поэтому педагогам и психологам необходимо предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

    1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
    2. изучение причин формирования детских страхов;
    3. рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
    4. выявление страхов у детей;
    5. определение уровня тревожности;
    6. рассмотрение способов коррекции детских страхов;
    7. составление рекомендаций для педагогов по преодолению тревожности и страхов.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: страхи детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:  детские страхи обусловлены повышенной тревожностью ребёнка.

В работе были использованы эмпирические методы: «Восьмицветный тест Люшера» (компьютерная диагностика), тест тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В. Амен), методика М. А. Панфиловой и А.И. Захарова «Страхи в домиках», опросник Лаврентьевой и Титаренко.

Методы статистической обработки данных: метод ранговой корреляции Спирмена.

Экспериментальное исследование проводилось на базе 2 «Б» класса СОШ № 8 города Речицы, в нем принимали участие 23 человека, из них 12 девочек (3 девочки в возрасте 9 лет, 8 девочек в возрасте 8 лет, 1 девочка в возрасте 7 лет) и 11 мальчиков (1 мальчик в возрасте 9 лет, 9 мальчиков в возрасте 8 лет, 1 мальчик в возрасте 7 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие «страх»

Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры головного мозга. Он основан на инстинкте самосохранения, сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на чистоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока [2].

Обычно эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Страх – это также переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые и окружающие ребёнка. Они непроизвольно заряжают ребёнка страхом, тем, что эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз: «Не гладь – укусит», «Не открывай дверь – там чужой дядя» и т.д. Ребёнку пока ещё не ясно, чем это ему грозит, но он распознаёт сигнал тревоги, у него возникает реакция страха. Также разговоры при ребёнке о смерти, пожарах, болезнях отражаются на его психики.

Это свидетельствует об условно рефлекторном характере страха, даже если ребенок вздрагивает при шуме или стуке, так как последний сопровождался очень неприятным переживанием. Такое сочетание запечатлелось в памяти в виде эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Страх условно делится  на ситуационно и личностно обусловленный. Ситуационный страх возникает в крайне опасной, шокирующей для ребёнка или взрослого обстановке. Он часто возникает при тревожных предчувствиях со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов, жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределён характером человека, например в обстановке с незнакомыми людьми проявляется тревожная мнительность.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Существуют обычный, естественный и патологический уровни страха. Страх – это неоднородное явление по содержанию, по силе, по причинам возникновения, возникает у детей в разном возрасте. Он может быть связан с реальными событиями или может рождаться как бы из ничего, поэтому родителям необходимо знать, где это естественная реакция организма, а где это уже отклонение от нормы, в какой момент начинать бить тревогу, обращаться к врачу. Обычно страх не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение. На патологический страх указывают крайние формы его выражения (потрясение, ужас, шок), полное отсутствие контроля со стороны сознаниях [2].

1.2 Последствия страха

Эхо страхов разнообразно, поэтому нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменений. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. Иногда страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх разрастается в психике человека, затормаживая её. Это проявляется в исчезновении таких положительных эмоций, как смех, жизнерадостность. Вместо них развивается хроническая эмоциональная неудовлетворённость и удрученность, неспособность радоваться. Состояние хронического эмоционального перенапряжения проявляется не только заторможенностью, слабостью, но и импульсивными, труднопредсказуемыми действиями. Например, очень послушный, тихий, серьёзный мальчик 6 лет, который находясь в больнице, нечаянно разбил градусник. Ребята заявили, что медицинская сестра накажет его, и страх перед этим у мальчика был настолько велик, что он разжевал градусник вместе со ртутью и проглотил, чтобы скрыть следы своего «преступления».

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности человека справиться со своими чувствами, контролировать их. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадёжности, пассивность и пессимизм. Страх подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек не может эффективно бороться, заранее настраивает себя на неудачу, часто терпит поражения, все больше убеждаясь в своей никчемности. В этих условиях возникает потребность в успокаивающих средствах, лекарствах, заглушающих остроту переживаний.

Но самое главное то, что взрослый человек, который в свое время не избавился от страха, испытывает трудности в семейных отношениях и скорее всего, передаёт свои волнения, тревоги, страхи ребёнку. Например, если мать боится ездить на лифте, пожаров, уколов, она постарается предостеречь своего ребёнка, а на самом деле передаст ей свои страхи.

При сильном страхе торможение может настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек может начать умирать молодым, превращаясь в свою тень.

Состояние эмоциональной заторможенности – это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задвинутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жизнь в страхе – это все равно, что постоянно оглядываться назад, исходить из травмирующего прошлого, не видеть будущего. Тревожно-пессимистический настрой приводит к тому, что все неприятное приобретает роковое значение.

При длительно действующем страхе отношение окружающих воспринимается неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают. Это говорит уже не только о тревожности, но и мнительности.

Психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет лёгкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми, жить полноценной, насыщенной жизнью.

Ранний возраст, в котором появляются страхи, - 2-3 года. В этом возрасте начинается осознание самого себя, формирование чувства собственного «я». Первые страхи отражают все непонятное этому «я». По мере взросления ребёнка присоединяются и более сложные страхи: быть униженным, осмеянным и т.д.

Почему же в детстве страх – одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно (иначе младенец не сможет выжить), а жизненного опыта ещё нет. Именно здесь – предпосылки для формирования страха (явного и скрытого). Внешние условия жизни ребёнка определяют, воплотятся предпосылки в ту или иную форму страха или найдут своё нормальное выражение в умении реально оценить степень опасности [2].

1.3 Время появления страхов

Дети обычно испытывают различные типы страхов на разных этапах своего физического, ментального и эмоционального развития. Доминирующие страхи, характерные для каждого периода, рассмотрим по возрастным периодам.

От рождения до шести месяцев:

  • любой громкий и неожиданный звук или шум;
  • любое быстрое движение со стороны другого человека;
  • падение, в том числе из рук взрослого;
  • общая потеря поддержки.

Семь месяцев - один год:

  • определенные громкие звуки (например, шум мусороуборочной машины);
  • любые незнакомые люди;
  • раздевание, переодевание и смена обстановки;
  • отверстие стока в ванной или бассейне (где ребенка купают);
  • высота;
  • беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Информация о работе Исследование страхов детей