Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

7-я и 8-я позиции –  цвет в этих позициях, помеченный  знаком «-», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что её реализация привела бы к неблагоприятным результатам.

Значения восьми цветов:

  1. Синий – потребность в покое.
  2. Зелёный – потребность в самоутверждении.
  3. Красный – потребность в целенаправленной активности.
  4. Жёлтый – потребность в спонтанной активности.
  5. Фиолетовый – победность красного и капитуляция синего.
  6. Коричневый – чувственную основу ощущений.
  7. Чёрный – отрицание красок жизни и самого бытия.
  8. Серый – укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание.

В данном исследовании методика применяется в компьютерном варианте.

 

2.2. Анализ результатов исследования

В ходе исследования мы получили следующие результаты.

Вначале была проведена методика выявления тревожности (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен). Протоколы выявления тревожности у детей отображены в приложении А. Вычисление индекса тревожности имеется в таблице 2.2.1 Результаты по данной методике (уровень тревожности) представлены в таблице 2.2.2 и на рисунке 2.2.1.

На основании протоколов был вычислен индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): число эмоционально негативных выборов ИТ = 14 x 100%.

Таблица 2.2.1 - Вычисление индекса тревожности

Имя

Вычисление ИТ

ИТ

1

Даша А.

ИТ = 5 * 100% : 14

ИТ = 36%

2

Вероника А.

ИТ = 6 * 100% : 14

ИТ = 43%

3

Саша Б.

ИТ = 5 * 100% : 14

ИТ = 36%

4

Павел Г.

ИТ = 9 * 100% : 14

ИТ = 64%

5

Катя Г.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

6

Яна Е.

ИТ = 6 * 100% : 14

ИТ = 43%

7

Аня З.

ИТ = 5 * 100% : 14

ИТ = 36%

8

Костя И.

ИТ = 8 * 100% : 14

ИТ = 57%

9

Кирилл И.

ИТ = 8 * 100% : 14

ИТ = 57%

10

Дима К.

ИТ = 8 * 100% : 14

ИТ = 57%

11

Влад Н.

ИТ = 8 * 100% : 14

ИТ = 57%


 

Продолжение таблицы 2.2.1

12

Глеб П.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

13

Маша П.

ИТ = 8 * 100% : 14

ИТ = 57%

14

Катя Т.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

1515

Павел Т.

ИТ = 9 * 100% : 14

ИТ = 64%

16

Егор С.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

17

Коля С.

ИТ = 9 * 100% : 14

ИТ = 64%

18

Лиза С.

ИТ = 6 * 100% : 14

ИТ = 43%

19

Соня Ф.

ИТ = 6 * 100% : 14

ИТ = 43%

20

Оля Х.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

21

Диана Ч.

ИТ = 7 * 100% : 14

ИТ = 50%

22

Сергей Ч.

ИТ = 9 * 100% : 14

ИТ = 64%

23

Олег Ш.

ИТ = 9 * 100% : 14

ИТ = 64 %


 

 

Таблица 2.2.2 - Уровень тревожности младших школьников

Имя

Число эмоционально негативных выборов

ИТ (%)

Уровень тревожности

1

Даша А.

5

36

средний

2

Вероника А.

6

43

средний

3

Саша Б.

5

36

средний

4

Павел Г.

9

64

высокий

5

Катя Г.

7

50

средний

6

Яна Е.

6

43

средний

7

Аня З.

5

36

средний

8

Костя И.

8

57

высокий

9

Кирилл И.

8

57

высокий

10

Дима К.

8

57

высокий

11

Влад Н.

8

57

высокий

12

Глеб П.

7

50

средний

13

Маша П.

8

57

высокий

14

Катя Т.

7

50

средний

15

Павел Т.

9

64

высокий

16

Егор С.

7

50

средний

17

Коля С.

9

64

высокий

18

Лиза С.

6

43

средний

19

Соня Ф.

6

43

средний

20

Оля Х.

7

50

средний

21

Диана Ч.

7

50

средний

22

Сергей Ч.

9

64

высокий

23

Олег Ш.

7

50

средний


 

 

Рисунок 2.2.1 - Уровень тревожности

Наибольшее число эмоционально негативных выборов набрали следующие учащиеся: Павел Г., Павел Т., Коля С., Сергей Ч.. По результатам исследования выявлено, что у 39 % учащихся (14 человек) наблюдается средний уровень тревожности, а высокий уровень – у 61 % (9 человек). Детей с низким уровнем тревожности в данном классе не наблюдается.

Затем в исследовании применялся опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Протоколы выявления тревожности у детей отображены в приложении B. Результаты по данной методике (уровень тревожности) представлены в таблице 2.2.3 и на рисунке 2.2.2.

Таблица 2.2.3 - Уровень тревожности младших школьников

Имя

Общий балл тревожности

Уровень тревожности

1

Даша А.

9

средний

2

Вероника А.

7

средний

3

Саша Б.

6

низкий

4

Павел Г.

15

высокий

5

Катя Г.

9

средний

6

Яна Е.

7

средний

7

Аня З.

6

низкий

8

Костя И.

14

средний

9

Кирилл И.

13

средний

10

Дима К.

13

средний

11

Влад Н.

15

высокий

12

Глеб П.

6

низкий

13

Маша П.

13

средний

14

Катя Т.

8

средний

15

Павел Т.

16

высокий


 

                                                                                Продолжение таблицы 2.2.3 

16

Егор С.

10

средний

17

Коля С.

15

высокий

18

Лиза С.

9

средний

19

Соня Ф.

7

средний

20

Оля Х.

6

низкий

21

Диана Ч.

10

средний

22

Сергей Ч.

14

средний

23

Олег Ш.

9

средний


 

 

Рисунок 2.2.2 - Уровень тревожности

По полученным данным было выявлено, что наибольший общий балл тревожности наблюдается у следующих учащихся: Павла Т., Павла Г., Влада Н., Коли С. У 18 % (4 человека) учащихся был обнаружен низкий уровень тревожности, 65 % (15 человек) составляет средний уровень и 17 % (4 человека) - высокий уровень. Методика была проведена непосредственно учителем данного класса.

В ходе исследования также была проведена методика М.А. Панфиловой и А.И. Захарова «Страхи в домиках». Протоколы выявления тревожности у детей отображены в приложении C. Результаты по данной методике (уровень тревожности) представлены в таблице 2.2.4 и на рисунке 2.2.3.

Таблица 2.2.4 - Количество выявленных страхов

Имя

Количество выбранных страхов

Норма для данного возраста

1

Даша А.

11

10

2

Вероника А.

8

11

3

Саша Б.

7

9

4

Павел Г.

11

8


 

 Продолжение таблицы 2.2.4

5

Катя Г.

9

11

6

Яна Е.

8

11

7

Аня З.

4

12

8

Костя И.

9

8

9

Кирилл И.

8

8

10

Дима К.

7

8

11

Влад Н.

10

8

12

Глеб П.

5

8

13

Маша П.

11

11

14

Катя Т.

8

10

15

Павел Т.

10

8

16

Егор С.

8

8

17

Коля С.

10

10

18

Лиза С.

10

11

19

Соня Ф.

5

11

20

Оля Х.

6

11

21

Диана Ч.

11

11

22

Сергей Ч.

10

8

23

Олег Ш.

6

7

Информация о работе Исследование страхов детей