Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

От одного до двух лет:

  • определенные громкие звуки;
  • разлука с родителем;
  • любые незнакомые люди;
  • отверстие стока ванны или басейна;
  • засыпание и сон (выключение сознания и ночные кошмары);
  • травмы;
  • потеря контроля над физическими и эмоциональными функциями.

 

Два - два с половиной года:

  • определенные громкие звуки;
  • разлука или отвержение со стороны родителя;
  • незнакомые ровесники;
  • уборные (особенно издающие шум);
  • ночные кошмары;
  • изменения в окружающей обстановке (например, перестановка мебели, переезд);
  • плохая погода.

От двух до трёх лет:

  • большие, непонятные и угрожающие на вид объекты;
  • незнакомые сверстники;
  • неожиданные события, изменения установившегося порядка жизни;
  • исчезновение или передвижение внешних объектов;
  • кошмары.

От шести до семи лет:

  • странные, громкие и резкие шумы (например, издаваемые животными, похожие на звонок телефона, будильника, на звуки ветра, грома);
  • призраки, ведьмы и другие «потусторонние» существа;
  • повреждение тела;
  • потеря родителей или собственная пропажа;
  • одиночество ночью (и появление кошмаров или «дьявольских» созданий);
  • уход в школу (так называемый школьный страх);
  • физическое насилие или неприятие, исходящие от кого-либо в школе.

От семи до восьми лет:

  • темнота и тёмные места (например, уборная, чердак, подвал);
  • реальные катастрофы, показанные в телевизионных программах, фильмах, описанные в книгах (например, похищение детей, наводнения, пожары, ядерный взрыв);
  • утрата любви окружающих;
  • опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни;
  • физическое насилие, нанесенное кем-либо в школе, или неприязнь, исходящая от кого-либо в школе.

От восьми до девяти лет:

  • личное оскорбление;
  • неудача в школе или игре;
  • собственная ложь или нехороший поступок, замеченные другими;
  • физическое насилие (исходящее от известных ребенку или чужих людей, совершенное с умыслом или случайно);
  • травма родителей, их потеря или ссоры с ними.

От девяти до одиннадцати лет:

  • неудача в школе или спорте;
  • заболевание;
  • отдельные животные (особенно те, которые крупнее людей или которые нападают на людей);
  • высота и ощущение «верчения» (например, головокружение);
  • зловещие люди (например, убийцы и хулиганы).

От одиннадцати до тринадцати лет:

  • неуспех в школе, спорте, среди ровесников;
  • собственные «странные» поступки или внешность;
  • смерть или угрожающие жизни заболевания;
  • секс (привлечение или отталкивание других, чья-либо агрессия);
  • попадание в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость, или где «промывают мозги»;
  • потеря личных вещей, ограбление.

С 6-7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает не него чувство ответственности, долга, обязанности, что является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентрическую направленность личности, также инстинктивно опосредованные формы страха.

Младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. В младшем школьном возрасте в отличие от дошкольного и подросткового страх и тревога, как боязнь и тревожность, представлены в одинаковой степени. 

Поступление в школу - серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, нужно уметь внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя, надо подавлять желание побегать, поиграть. Если с этим ребёнок справляется, он увлечён, верит в свои силы. Если нет - интерес к учёбе быстро проходит.

Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что приводит как к неврозам, так и к «школобоязни». Школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на учёбу и здоровье. Часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля (контрольная работа слишком сложная, второй попытки не будет и т.д.) Дети боятся возможных ошибок («Вдруг будет неправильно»), критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности, которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности.

Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка - не просто оценка конкретного результата деятельности, а субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем.

Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  СТРАХОВ ДЕТЕЙ

2.1 Организация и описание методов исследования

Цель исследования: выявление уровня тревожности и количества страхов у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе средней школы № 8 города Речицы во 2 «Б» классе. В классе 23 человека из них 12 девочек и 11 мальчиков. Возраст испытуемых составляет от 7 до 9 лет.

В исследовании использованы психодиагностические методики: методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой, тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика диагностики эмоционально – волевой сферы «Восьмицветный тест Люшера» (компьютерная диагностика).

Методика выявления тревожности     (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Целью тестирования является выявление у детей степени тревожности.

Экспериментальный материал-14 рисунков размером 8,5x11 см.

Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию и выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик).

Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы.

На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное. Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим.

Дополнительных вопросов ребёнку не задаётся. Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.

Данная методика проводится с помощью учителя начальных классов. Методика включает в себя 20 вопросов, на которые нужно ответить: «Да» (обозначается знаком «+») или «Нет» (обозначается знаком «-»). Затем суммируется количество «плюсов», чтобы в итоге получить общий балл тревожности.

Методика М.А. Панфиловой и А.И.Захарова «Страхи в домиках»

Цель: выявление количества страхов у детей.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «страшные», в черный — «нестрашные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в красном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту).

Мальчики

Девочки

возраст

7

8

9

10

11

12

7

8

9

10

11

12

Норма

9

8

7

7

6

7

12

11

10

9

9

8


 

Для диагностики был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков.

Восьмицветный тест Люшера

Тест предназначен для диагностики эмоционально-волевой сферы. При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном. После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику: 1 – темно-синий цвет; 2 – сине-зелёный; 3 – оранжево-красный; 4 – желтый; 5 – фиолетовый; 6 – коричневый; 7 – чёрный; 0 – серый.  Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения: Явное предпочтение – «+» (знак сложения). Предпочтение цвета – «X» (знак умножения). Безразличие к цвету – «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) – «-» (знак вычитания).

После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения и функции:

1-я позиция – цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ  действия, т.е. средство для достижения  целей, стоящих перед обследуемым.

2-я позиция – обычно  цвет в этой позиции также  обозначается знаком «+», и в  этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.

3-я и 4-я позиции –  обычно цвета, стоящие в этих  позициях, обозначаются знаком «x» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации.

5-я и 6-я позиции –  цвета, находящиеся в этих позициях  и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.

Информация о работе Исследование страхов детей