Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

 

 

Рисунок 2.2.3 - Процентное соотношение количества страхов

Результатам исследования показали, что у 74 % (17 человек) учащихся 2 класса количество выбранных страхов соответствует норме страхов для данного возраста, предложенной Захаровым, а у 26 % (6 человек) учащихся количество страхов превышает допустимую норму. У таких учащихся как Даша А., Павел Г., Костя И., Влад Н., Павел Т., Сергей Ч.

Наиболее частыми «страшными» страхами у детей оказались: страх войны, стихии, смерти родителей, боли, пожара. Наиболее часто встречаемыми «нестрашными» страхами стали: страх перед тем как заснуть, страх остаться дома в одиночестве, заболеть, заразиться, чужих людей, чудовищ, больших площадей, транспорта.

Из выбранных методик также была проведена методика диагностики эмоционально – волевой сферы «Восьмицветный тест Люшера» (компьютерная диагностика). В ходе исследования были получены следующие результаты:

Даша А.

        Эмоциональная неустойчивость (неустойчивая созерцательная позиция, трудности социальной адаптации, эмоциональность и субъективность пристрастий превалирует над рассудочностью. Нешаблонный, самобытный подход к решению проблем, оригинальность мышления, богатое воображение. Индивидуалистичность, создающая трудности в попытках завязывания контактов. Ранимость, сензитивность. Существует потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей, поэтому наиболее травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах. Преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Стресс, вызванный разочарованиями и препятствиями на пути к реализации своих намерений. Противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности и раздражение, сочетающееся с неуверенностью, потребность в избавлении от ограничений. Ранимость в отношении критических замечаний. 

Вероника А.

        Эмоциональная напряженность имеет тенденцию к ослаблению. Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей, поэтому наиболее травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах. Вдумчивый подход к решению проблем. Богатое воображение, яркость чувств, потребность в необычных приключениях, волнующих событиях. Тенденция скрыть свою неуверенность, стремление к избеганию конфликтов. Защитный механизм рационализации задействован в связи с неудовлетворенностью своей социальной позицией.

        Саша Б.

        Эмоциональная напряженность имеет тенденцию к ослаблению. Активность позиции, выраженная эмотивность, потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, общении. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли. Демонстративность, потребность нравится окружающим. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придают тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся, выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Упорство, агрессивность, которая носит защитный характер. Обострённая чувствительность к средовым воздействиям, избирательность, капризность, стремление к удовлетворению своих прихотливых вкусов.   

      Павел Г.

      Пристрастие к спокойной, вдумчивой работе, требующей точности и аккуратности. Недоверчивость, сопротивление внешним воздействиям бесконфликтным путём, стремление оградить себя от излишних контактов. Потребность в тёплых отношениях, любви и понимании, сентиментальность, идеализация объекта привязанности. Блокирована потребность в самореализации, дистресс, тревожность и беспокойство. Высокий уровень притязаний и потребность в признании сталкиваются с противодействием, вызывающим неуверенность в возможности успеха. Стремление переложить ответственность за сложившуюся ситуацию на других. Склонность видеть себя в роли жертвы собственной доверчивости. Повышенная чувствительность к критическим замечаниям в свой адрес.    

      Катя Г.

      Потребность в прочной, глубокой привязанности, эмоциональном комфорте, защите от внешних воздействий. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей, поэтому наиболее травмируемой мишенью. Преобладание стремления к покою. Всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Вдумчивый, рассудительный подход при решении проблем. Потребность в оберегании от посягательств своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства. Упорство в отстаивании своих позиций неустойчиво наталкивается на трудности, что вызывает повышенную раздражительность. Стресс, выражающийся эмоциональной неустойчивостью и тревогой, связан с разочарованием. Защитный механизм – вытеснение истинных причин конфликта. Стремление сохранить хорошее впечатление о себе в кругу значимых межличностных контактов. 

      Яна Е.

      Целенаправленность действий, непосредственность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации. Характеристики воли направлены на преодоление конфликта с окружением, потребность в сопричастности, стремление к вживанию в разные социальные роли. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий. Эмоциональная напряженность связана с перенапряжением избыточного самоконтроля, используемого как инструмент для завоевания расположения и уважения других. 

 

 

      Аня З.

      Проблема сдерживаемой раздражительности. Повышенная утомляемость, потребность в расслаблении и отдыхе. Большие усилия затрачиваются  на сдерживание собственных эмоций раздражения и обиды, раздражает отсутствие привычного стереотипа. Высокая активность успешно контролируется сознанием. Уход от межличностных контактов в мир собственных переживаний. Сдержанность в проявлении чувств, недоверчивость. Повышенные требования к окружающим – как защита от собственной излишней доверчивости. Поиски условий, создающих чувство устойчивости и возможность расслабления. Тревога и горькая убежденность в том, что бессмысленно надеяться на лучшее.  

      Костя И.

      Выраженная потребность в отдыхе, состояние тревоги, беспокойство. Умение сглаживать конфликты, сдерживать свои реакции, хороший самоконтроль при достаточной активности. Тщательно скрываемая обидчивость, стремление занять гибкую и устойчивую позицию. Стремление к общению и боязнь общения одновременно. Несбывшиеся надежды и тревога за будущее вызвали реакцию «ухода», подавленность, страх перед неизвестностью. Стремление оградить себя от посягательств на свою независимость, потребность в покое. 

      Кирилл И.

      Упорство в достижении цели, выраженная тенденция к доминированию, предприимчивость, инициативность, уверенность в себе. Стрессоустойчивость, увлеченность и стремление к преодолению стоящих на пути к реализации своих намерений препятствий. Богатое воображение, яркость чувств, потребность в необычных приключениях, волнующих событиях. Стремление сохранить активность, овладеть эмоциями. Раздражительность и трудности концентрации внимания. Эмоциональная неудовлетворённость в связи с ситуацией, ущемляющей самолюбие. 

      Дима К.

      Потребность в покое, избегании конфликтов, пессимистический настрой, стремление к расслаблению и отдыху, избирательность в контактах, застенчивость, склонность к раздумию. Обстоятельства способствуют неустойчивости самооценки. Выраженный самоконтроль в сфере чувственности приводит к изоляции. Стремление к завоеванию признания и уважения со стороны значимых людей. Неуверенность усугубляется недостатком внимания со стороны окружающих к своей персоне. Проблема уязвленного самолюбия, повышенная застенчивость при выраженной потребности в общении.

      Влад Н.

      Потребность в покое и расслаблении в связи с предшествовавшей избыточной активностью, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, раздражительная слабость. Богатое воображение, яркость чувств. В противодействии сильному давлению внешних обстоятельств не достаёт целенаправленности. Эмоциональная неустойчивость, связанная с неудовлетворенностью сложившихся отношений. Попытка контролировать свои чувства, чтобы скрыть свою ранимость. Установка на компромиссное поведение. Стремление к избеганию конфликтов и восстановлению душевных сил. Потребность в спокойствии и безопасности.  

      Глеб П.

      Пессимистическая оценка ситуации, сопротивление внешним обстоятельствам. Эмоциональная вовлеченность, стремление к переживанию сильных ощущений, оригинальность и творческий подход в решениях, настойчивость в отстаивании собственной индивидуальности, что несколько усложняет адаптацию. Потребность в ободрении и поощрении. Осмотрительность в межличностных контактах во избежание разочарований. Стремление избавиться от ситуации, оказывающей чрезмерное давление, перенапряжение от усилий, направленных на преодоление существующих трудностей.

      Маша П.

      Обостренная чувствительность к средовым воздействиям, выраженная избирательность в отношении жизненных ценностей, в контактах с людьми, потребность в щадящих условиях, прихотливость вкуса. Потребность в расслаблении и покое в связи с предшествовавшей избыточной активностью. Повышенный самоконтроль помогает скрыть свою ранимость. Сложившиеся отношения тягостны, однако потребность в свободе действий сталкивается с опасениями в разрыве контактов, создающих атмосферу доброжелательности, сотрудничества. Колебания настроения, зависимые от реакции значимых людей. Бегство в мир иллюзии от печальной реальности и разочарований в сфере значимых межличностных контактов.

      Катя Т.

Упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, общении, оптимистичность. Легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придает тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний, непостоянство в привязанностях. Противоречивое соотношение между оптимистичностью и пессимизмом, неустойчивое настроение.

      Павел Т.

      Потребность в избавлении от усталости и конфликтов, повышенная тревожность, страх одиночества, потребность в помощи, понимании, теплых отношениях и поддержке. Ориентация на общепринятые нормы поведения – как защита от конфликтов с окружающими. Зажатость, отсутствие спонтанности поступков и высказываний, недоверчивость. Повышенные требования к себе и окружающим в вопросах морали. Отказ от своих притязаний, уступчивость, обусловленная сложившимися обстоятельствами. Потребность в глубокой привязанности не полностью удовлетворена, нет необходимого взаимопонимания. Ощущение утраты сочувствия и признания со стороны значимых людей.

      Егор С.

      Тенденция к идеализации окружающей действительности, повышенная ранимость, избирательность в контактах, осторожность в принятии решений. Тревожная неуверенность усиливает стремление уйти от ответственных решений, переключиться на малозначимые, но отвлекающие от проблем занятия. Нерешительность, вызванная разочарованием. Зависимость от реакции значимых окружающих. Стремление к общению и боязнь общения одновременно. Бегство в мир иллюзий от печальной реальности и разочарований в сфере значимых межличностных контактов. Неуверенность в себе, потребность в спокойной и безопасной обстановке, в расслаблении. 

      Коля С.

      Высокая самооценка, потребность в самореализации. Повышенная импульсивность, склонность к неожиданным своевольным поступкам. Трудности самореализации усиливают непосредственность поведенческих реакций, но это не приносит чувства удовлетворения, увеличивает дистанцию в отношениях с окружающими. Обостренная чувствительность к средовым воздействиям. Избирательность, капризность, стремление к удовлетворению своих прихотливых вкусов. Противоречивое соотношение между потребностью в самостоятельном принятии решений и желанием обрести покой. Огорчения и чувство бесперспективности являются почвой для стресса. Трудности самореализации и разлад в межличностных контактах компенсируются напряженной деятельностью, направленной на достижение цели.

      Лиза С.

      Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, общении. Легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться, наблюдается тенденция к избеганию ответственности. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Категоричность и субъективизм суждений в оценке ситуации, настойчивость в нереальных требованиях, бескомпромиссность в отстаивании своеобразных убеждений, ощущение своей непонятости. Неспособность к релаксации, нетерпимость.

      Соня Ф.

      Зависимость от реакции значимых окружающих. Стремление к общению и боязнь общения одновременно. Бегство в мир иллюзий от печальной реальности и разочарований в сфере значимых межличностных контактов. Тенденция к идеализации окружающей действительности, повышенная ранимость, избирательность в контактах, осторожность в принятии решений. Тревожная неуверенность усиливает стремление уйти от ответственных решений, переключиться на малозначимые, но отвлекающие от проблем занятия. Нерешительность, вызванная разочарованием.

 

 

      Оля Х.

      Потребность в оберегании от посягательств своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства. Упорство в отстаивании своих позиций неустойчиво наталкивается на трудности, что вызывает повышенную раздражительность. Высокая самооценка, потребность в самореализации. Повышенная импульсивность, склонность к неожиданным своевольным поступкам. Трудности самореализации усиливают непосредственность поведенческих реакций, но это не приносит чувства удовлетворения, увеличивает дистанцию в отношениях с окружающими.

      Диана Ч.

      Замкнутость, избирательность в контактах. Преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Стресс, вызванный разочарованиями и препятствиями на пути к реализации своих намерений. Противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности и раздражение, сочетающееся с неуверенностью, потребность в избавлении от ограничений. Ранимость в отношении критических замечаний.  Существует потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей, поэтому наиболее травмируемой мишенью.

Информация о работе Исследование страхов детей