Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение причин формирования детских страхов; рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка; выявление страхов у детей;
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5 1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5 1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6 1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7 ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11 2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13 2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26 2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26 2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27 2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29 2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29 2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31 2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Рисунок 2.2.3 - Процентное соотношение
количества страхов
Результатам исследования показали,
что у 74 % (17 человек) учащихся 2 класса количество
выбранных страхов соответствует норме
страхов для данного возраста, предложенной
Захаровым, а у 26 % (6 человек) учащихся количество
страхов превышает допустимую норму. У
таких учащихся как Даша А., Павел Г., Костя
И., Влад Н., Павел Т., Сергей Ч.
Наиболее частыми «страшными»
страхами у детей оказались: страх войны,
стихии, смерти родителей, боли, пожара.
Наиболее часто встречаемыми «нестрашными»
страхами стали: страх перед тем как заснуть,
страх остаться дома в одиночестве, заболеть,
заразиться, чужих людей, чудовищ, больших
площадей, транспорта.
Из выбранных методик также
была проведена методика диагностики
эмоционально – волевой сферы «Восьмицветный
тест Люшера» (компьютерная диагностика).
В ходе исследования были получены следующие
результаты:
Даша А.
Эмоциональная
неустойчивость (неустойчивая созерцательная
позиция, трудности социальной адаптации,
эмоциональность и субъективность пристрастий
превалирует над рассудочностью. Нешаблонный,
самобытный подход к решению проблем,
оригинальность мышления, богатое воображение.
Индивидуалистичность, создающая трудности
в попытках завязывания контактов. Ранимость,
сензитивность. Существует потребность
в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном
комфорте и защите от внешних воздействий.
Потребность в понимании, любви и поддержке
является ведущей, поэтому наиболее травмируемой
мишенью. Замкнутость, избирательность
в контактах. Преобладание стремления
к покою, уединенности, всплески активности
быстро сменяются фазой пассивности. Стресс,
вызванный разочарованиями и препятствиями
на пути к реализации своих намерений.
Противодействие обстоятельствам, препятствующим
свободной самореализации личности и
раздражение, сочетающееся с неуверенностью,
потребность в избавлении от ограничений.
Ранимость в отношении критических замечаний.
Вероника А.
Эмоциональная
напряженность имеет тенденцию к ослаблению.
Потребность в прочной и глубокой привязанности,
эмоциональном комфорте и защите от внешних
воздействий. Дружелюбие, потребность
в понимании, любви и поддержке является
ведущей, поэтому наиболее травмируемой
мишенью. Замкнутость, избирательность
в контактах. Вдумчивый подход к решению
проблем. Богатое воображение, яркость
чувств, потребность в необычных приключениях,
волнующих событиях. Тенденция скрыть
свою неуверенность, стремление к избеганию
конфликтов. Защитный механизм рационализации
задействован в связи с неудовлетворенностью
своей социальной позицией.
Саша Б.
Эмоциональная
напряженность имеет тенденцию к ослаблению.
Активность позиции, выраженная эмотивность,
потребность в действии, эмоциональной
вовлеченности, в переменах, общении. Оптимистичность,
эмоциональная неустойчивость, легкое
вживание в разные социальные роли. Демонстративность,
потребность нравится окружающим. Тенденция
к избеганию ответственности. В выборе
вида деятельности наибольшее значение
придают тому, чтобы сам процесс деятельности
приносил удовольствие. Любые формальные
рамки тесны и плохо переносятся, выраженная
эмоциональная переключаемость без глубины
переживаний и непостоянство в привязанностях.
Упорство, агрессивность, которая носит
защитный характер. Обострённая чувствительность
к средовым воздействиям, избирательность,
капризность, стремление к удовлетворению
своих прихотливых вкусов.
Павел Г.
Пристрастие
к спокойной, вдумчивой работе, требующей
точности и аккуратности. Недоверчивость,
сопротивление внешним воздействиям бесконфликтным
путём, стремление оградить себя от излишних
контактов. Потребность в тёплых отношениях,
любви и понимании, сентиментальность,
идеализация объекта привязанности. Блокирована
потребность в самореализации, дистресс,
тревожность и беспокойство. Высокий уровень
притязаний и потребность в признании
сталкиваются с противодействием, вызывающим
неуверенность в возможности успеха. Стремление
переложить ответственность за сложившуюся
ситуацию на других. Склонность видеть
себя в роли жертвы собственной доверчивости.
Повышенная чувствительность к критическим
замечаниям в свой адрес.
Катя Г.
Потребность
в прочной, глубокой привязанности, эмоциональном
комфорте, защите от внешних воздействий.
Потребность в понимании, любви и поддержке
является ведущей, поэтому наиболее травмируемой
мишенью. Преобладание стремления к покою.
Всплески активности быстро сменяются
фазой пассивности. Вдумчивый, рассудительный
подход при решении проблем. Потребность
в оберегании от посягательств своей социальной
позиции, повышенное чувство собственного
достоинства. Упорство в отстаивании своих
позиций неустойчиво наталкивается на
трудности, что вызывает повышенную раздражительность.
Стресс, выражающийся эмоциональной неустойчивостью
и тревогой, связан с разочарованием. Защитный
механизм – вытеснение истинных причин
конфликта. Стремление сохранить хорошее
впечатление о себе в кругу значимых межличностных
контактов.
Яна Е.
Целенаправленность
действий, непосредственность поведения,
высокая самооценка, потребность в самореализации.
Характеристики воли направлены на преодоление
конфликта с окружением, потребность в
сопричастности, стремление к вживанию
в разные социальные роли. Колебания настроения
в зависимости от степени принятия окружением,
успешности своих действий. Эмоциональная
напряженность связана с перенапряжением
избыточного самоконтроля, используемого
как инструмент для завоевания расположения
и уважения других.
Аня З.
Проблема сдерживаемой
раздражительности. Повышенная утомляемость,
потребность в расслаблении и отдыхе.
Большие усилия затрачиваются на сдерживание
собственных эмоций раздражения и обиды,
раздражает отсутствие привычного стереотипа.
Высокая активность успешно контролируется
сознанием. Уход от межличностных контактов
в мир собственных переживаний. Сдержанность
в проявлении чувств, недоверчивость.
Повышенные требования к окружающим –
как защита от собственной излишней доверчивости.
Поиски условий, создающих чувство устойчивости
и возможность расслабления. Тревога и
горькая убежденность в том, что бессмысленно
надеяться на лучшее.
Костя И.
Выраженная
потребность в отдыхе, состояние тревоги,
беспокойство. Умение сглаживать конфликты,
сдерживать свои реакции, хороший самоконтроль
при достаточной активности. Тщательно
скрываемая обидчивость, стремление занять
гибкую и устойчивую позицию. Стремление
к общению и боязнь общения одновременно.
Несбывшиеся надежды и тревога за будущее
вызвали реакцию «ухода», подавленность,
страх перед неизвестностью. Стремление
оградить себя от посягательств на свою
независимость, потребность в покое.
Кирилл И.
Упорство в
достижении цели, выраженная тенденция
к доминированию, предприимчивость, инициативность,
уверенность в себе. Стрессоустойчивость,
увлеченность и стремление к преодолению
стоящих на пути к реализации своих намерений
препятствий. Богатое воображение, яркость
чувств, потребность в необычных приключениях,
волнующих событиях. Стремление сохранить
активность, овладеть эмоциями. Раздражительность
и трудности концентрации внимания. Эмоциональная
неудовлетворённость в связи с ситуацией,
ущемляющей самолюбие.
Дима К.
Потребность
в покое, избегании конфликтов, пессимистический
настрой, стремление к расслаблению и
отдыху, избирательность в контактах,
застенчивость, склонность к раздумию.
Обстоятельства способствуют неустойчивости
самооценки. Выраженный самоконтроль
в сфере чувственности приводит к изоляции.
Стремление к завоеванию признания и уважения
со стороны значимых людей. Неуверенность
усугубляется недостатком внимания со
стороны окружающих к своей персоне. Проблема
уязвленного самолюбия, повышенная застенчивость
при выраженной потребности в общении.
Влад Н.
Потребность
в покое и расслаблении в связи с предшествовавшей
избыточной активностью, повышенная чувствительность
к средовым воздействиям, раздражительная
слабость. Богатое воображение, яркость
чувств. В противодействии сильному давлению
внешних обстоятельств не достаёт целенаправленности.
Эмоциональная неустойчивость, связанная
с неудовлетворенностью сложившихся отношений.
Попытка контролировать свои чувства,
чтобы скрыть свою ранимость. Установка
на компромиссное поведение. Стремление
к избеганию конфликтов и восстановлению
душевных сил. Потребность в спокойствии
и безопасности.
Глеб П.
Пессимистическая
оценка ситуации, сопротивление внешним
обстоятельствам. Эмоциональная вовлеченность,
стремление к переживанию сильных ощущений,
оригинальность и творческий подход в
решениях, настойчивость в отстаивании
собственной индивидуальности, что несколько
усложняет адаптацию. Потребность в ободрении
и поощрении. Осмотрительность в межличностных
контактах во избежание разочарований.
Стремление избавиться от ситуации, оказывающей
чрезмерное давление, перенапряжение
от усилий, направленных на преодоление
существующих трудностей.
Маша П.
Обостренная
чувствительность к средовым воздействиям,
выраженная избирательность в отношении
жизненных ценностей, в контактах с людьми,
потребность в щадящих условиях, прихотливость
вкуса. Потребность в расслаблении и покое
в связи с предшествовавшей избыточной
активностью. Повышенный самоконтроль
помогает скрыть свою ранимость. Сложившиеся
отношения тягостны, однако потребность
в свободе действий сталкивается с опасениями
в разрыве контактов, создающих атмосферу
доброжелательности, сотрудничества.
Колебания настроения, зависимые от реакции
значимых людей. Бегство в мир иллюзии
от печальной реальности и разочарований
в сфере значимых межличностных контактов.
Катя Т.
Упорство, противодействие
обстоятельствам, которое носит защитный
характер. Потребность в действии, эмоциональной
вовлеченности, в переменах, общении, оптимистичность.
Легкое вживание в разные социальные роли,
демонстративность, потребность нравиться
окружающим. Тенденция к избеганию ответственности.
В выборе вида деятельности наибольшее
значение придает тому, чтобы сам процесс
деятельности приносил удовольствие.
Выраженная эмоциональная переключаемость
без глубины переживаний, непостоянство
в привязанностях. Противоречивое соотношение
между оптимистичностью и пессимизмом,
неустойчивое настроение.
Павел Т.
Потребность
в избавлении от усталости и конфликтов,
повышенная тревожность, страх одиночества,
потребность в помощи, понимании, теплых
отношениях и поддержке. Ориентация на
общепринятые нормы поведения – как защита
от конфликтов с окружающими. Зажатость,
отсутствие спонтанности поступков и
высказываний, недоверчивость. Повышенные
требования к себе и окружающим в вопросах
морали. Отказ от своих притязаний, уступчивость,
обусловленная сложившимися обстоятельствами.
Потребность в глубокой привязанности
не полностью удовлетворена, нет необходимого
взаимопонимания. Ощущение утраты сочувствия
и признания со стороны значимых людей.
Егор С.
Тенденция
к идеализации окружающей действительности,
повышенная ранимость, избирательность
в контактах, осторожность в принятии
решений. Тревожная неуверенность усиливает
стремление уйти от ответственных решений,
переключиться на малозначимые, но отвлекающие
от проблем занятия. Нерешительность,
вызванная разочарованием. Зависимость
от реакции значимых окружающих. Стремление
к общению и боязнь общения одновременно.
Бегство в мир иллюзий от печальной реальности
и разочарований в сфере значимых межличностных
контактов. Неуверенность в себе, потребность
в спокойной и безопасной обстановке,
в расслаблении.
Коля С.
Высокая самооценка,
потребность в самореализации. Повышенная
импульсивность, склонность к неожиданным
своевольным поступкам. Трудности самореализации
усиливают непосредственность поведенческих
реакций, но это не приносит чувства удовлетворения,
увеличивает дистанцию в отношениях с
окружающими. Обостренная чувствительность
к средовым воздействиям. Избирательность,
капризность, стремление к удовлетворению
своих прихотливых вкусов. Противоречивое
соотношение между потребностью в самостоятельном
принятии решений и желанием обрести покой.
Огорчения и чувство бесперспективности
являются почвой для стресса. Трудности
самореализации и разлад в межличностных
контактах компенсируются напряженной
деятельностью, направленной на достижение
цели.
Лиза С.
Потребность
в действии, эмоциональной вовлеченности,
в переменах, общении. Легкое вживание
в разные социальные роли, демонстративность,
потребность нравиться, наблюдается тенденция
к избеганию ответственности. Любые формальные
рамки тесны и плохо переносятся. Категоричность
и субъективизм суждений в оценке ситуации,
настойчивость в нереальных требованиях,
бескомпромиссность в отстаивании своеобразных
убеждений, ощущение своей непонятости.
Неспособность к релаксации, нетерпимость.
Соня Ф.
Зависимость
от реакции значимых окружающих. Стремление
к общению и боязнь общения одновременно.
Бегство в мир иллюзий от печальной реальности
и разочарований в сфере значимых межличностных
контактов. Тенденция к идеализации окружающей
действительности, повышенная ранимость,
избирательность в контактах, осторожность
в принятии решений. Тревожная неуверенность
усиливает стремление уйти от ответственных
решений, переключиться на малозначимые,
но отвлекающие от проблем занятия. Нерешительность,
вызванная разочарованием.
Оля Х.
Потребность
в оберегании от посягательств своей социальной
позиции, повышенное чувство собственного
достоинства. Упорство в отстаивании своих
позиций неустойчиво наталкивается на
трудности, что вызывает повышенную раздражительность.
Высокая самооценка, потребность в самореализации.
Повышенная импульсивность, склонность
к неожиданным своевольным поступкам.
Трудности самореализации усиливают непосредственность
поведенческих реакций, но это не приносит
чувства удовлетворения, увеличивает
дистанцию в отношениях с окружающими.
Диана Ч.
Замкнутость,
избирательность в контактах. Преобладание
стремления к покою, уединенности, всплески
активности быстро сменяются фазой пассивности.
Стресс, вызванный разочарованиями и препятствиями
на пути к реализации своих намерений.
Противодействие обстоятельствам, препятствующим
свободной самореализации личности и
раздражение, сочетающееся с неуверенностью,
потребность в избавлении от ограничений.
Ранимость в отношении критических замечаний.
Существует потребность в прочной и глубокой
привязанности, эмоциональном комфорте
и защите от внешних воздействий. Потребность
в понимании, любви и поддержке является
ведущей, поэтому наиболее травмируемой
мишенью.