Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

Знание психологии сказочных персонажей позволяет содержательно построить игровые занятия – драматизацию известных сказок с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов  [3].

2.3.3 Лепка страхов

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Лепка так же имеет большое значение в исследовании и коррекции страхов у детей. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

В лепке как и в рисовании можно использовать те же темы. Например, на первых занятиях можно предложить выбрать тему самостоятельно, даже если ребенок ничего не слепит – это все равно, будет считаться результатом его деятельности.

На последующих занятиях предложить тему «слепи всю семью». Как коррекционный метод используется «слепи и сломай», целью которого является преодоление страха с помощью «физического уничтожения» сделанного. Ребенку предлагается тема «слепи то, что тебя пугает, или чего ты боишься», по окончанию лепки ребенку задается ряд вопросов по сделанной фигуре, далее предлагается двумя руками фигуру скомкать в один большой кусок.

Эмоциональное вовлечение в игру, лепка сказочных персонажей – всё это уменьшает интенсивность страхов, служит как бы прологом к дальнейшим этапам их преодоления [3].

2.3.4 Сказкотерапия  и арт-терапия 

Сказкотерапия – один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения. Процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным героем, это позволяет почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

На осознаваемом уровне ребёнок может не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, изменения происходят на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребёнка, каждый находит в ней что-то своё, созвучное его проблемам. 

Наряду с использованием известных сказочных образов и сюжетов в качестве основного приема используется совместное с ребенком создание индивидуальной сказки, символически отражающей проблематику ребенка, характер которой выявляется в ходе предварительной диагностики. Такая индивидуальная сказка предварительно разрабатывается психологом, и сюжет ее в последовательном развитии отражает основные аспекты внутреннего конфликта ребенка. Важно, однако, что психолог создает лишь предварительный "эскиз" сказки; содержание варьируется по ходу работы в зависимости от того, какой способ построения сюжета и какой способ разрешения проблемных ситуаций предложит ребенок, выступающий как центральная фигура процесса. Вместе с тем задача психолога - провести ребенка в символической форме через ситуации, отражающие реальные детские проблемы.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). 
       Алгоритм  психокоррекционной  сказки:

  1. В первую очередь подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство  со  своей  жизнью.
  3. Далее, героя помещают в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписывают герою все переживания ребенка.
  4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения.

Ситуация начинает усугубляться и приходит к логическому концу. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" - мудрого наставника, объясняющего смысл происходящего и пр. Задача психолога - через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

Арттерапия - это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и свободно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскрываемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немногие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть проблемы (даже если родители утверждают о наличии у детей страхов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут признаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах. 
        Для устранения страхов применяется определенным образом направленное рисование. В большой степени это относится к страхам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

 

2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике

Коррекционная работа в первую очередь направлена на уменьшение количества страхов. Она строится с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. На первом занятии с целью установления контакта и получения дополнительных сведений предлагается нарисовать рисунок на тему «Самое плохое или хорошее». Во время рисования задаются вопросы, как по содержанию рисунка, так и о том чего боится ребёнок. На каждом занятии прорисовываются 1-2 страха. Затем даётся задание: «Нарисовать теперь так, что ты уже не боишься». В работе также используются такие варианты упражнений, как «Парикмахерская», «Больница». Детям также предлагается написать сочинение, темы их возникают в процессе коррекционной работы: «Что я чувствую и что я делаю, когда остаюсь дома один», «Что мне нравится и что мне не нравится в себе», «Страх лета» и др [12].

 Коррекционная программа находится в приложении D.

“Не бойся страшного”

Цель: развитие у ребёнка умения вырабатыватьсредства для изменения своего отношения к предметам, вызывающим негативные эмоциональные переживания, в частности страх. Дети учатся выражать эмоциональные состояния, настроения, переживания, передавать свои знания о мире и свое отношение к нему в художественной форме, на языке живописи и графики. Во время занятий устраиваются выставки работ детей и их обсуждение. В этой коррекционной программе используется методика “Создание сюжетной графической композиции” , которая состоит из 3 циклов, каждый из которых подразделяется на 5 этапов [7].

Коррекционная программа отражена в приложении E.

 

2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей

Для педагогов предлагаются следующие рекомендации:

1. Обучите школьника приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.

2. Расширьте функциональные возможностей школьника, формируйте у него необходимые навыки, умения, знания, ведущие к повышению результативности деятельности, создания "запаса прочности".

3. Работайте над особенностями личности школьника, прежде всего, над его самооценкой и мотивацией.

Для профилактики страха родителям предлагаем использовать следующие советы:

1. Объясняйте детям, что во многих случаях страх и тревожность помогают ответить или выступить как можно лучше.

2. Настраиваете ребенка на эмоциональное состояние смелого победителя.

3. Предлагайте ребёнку вспомнить ситуацию, в которой он чувствовал спокойно.

4. Объясните значимость улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

5. Научите ребёнка правильно дышать, для снятия напряжения.

6. Проигрывайте с ребёнком ситуации, которые вызывают у него страх или тревогу.

7. Тренируйте у детей умение формулировать цель своего поведения, отвлекаясь от себя, т.е. не обращая внимание на то, что подумают другие.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования были решены задачи: выявление страхов у детей с помощью выбранной методики «Страхи в домиках»; определение уровня тревожности осуществлялось благодаря тесту тревожности (Теммл, Дорки, Амен), опроснику Лаврентьевой и Титаренко. Был проведен статистический анализ между уровнем тревожности и количеством страхов с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Также были рассмотрены различные способы коррекции детских страхов, такие как арт-терапия, сказкотерапия, лепка страхов, игровая коррекция страхов. Во 2 главе предложены коррекционные программы, направленные на уменьшение детских страхов и рекомендации для педагогов и родителей по преодолению тревожности и страхов у детей.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены, показали, что, работая с детьми, которые испытывают страх, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети боятся: войны, стихии, смерти родителей, боли, пожара. Наиболее часто встречаемыми «нестрашными» страхами стали: страх перед тем как заснуть, страх остаться дома в одиночестве, заболеть, заразиться, чужих людей, чудовищ, больших площадей, транспорта.

Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.

Страхи - непременное сопровождение нашей жизни, как камни на дороге. Диапазон страхов необычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Недаром есть старинная русская поговорка "У страха глаза велики". Есть страхи, которые естественны по своей природе и являются нормальной реакцией на негативное событие или следствием полученной информации. Но есть те, которые мешают нормальному течению нашей жизни, вносят в нее ограничения, заставляя нас испытывать крайне неприятные чувства. Так, например, панический страх оказаться внутри замкнутого пространства или страх остаться одному.

Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16-18-летнего возраста. Марина Кузьмина считает, что психологам следует обратить внимание на следующие “кризисные” возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет. Сложным “кризисным” периодом является семилетний возраст.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно не оставлять жалобы ребенка без внимания. Только таким образом нам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Башкирова, Е. Прививка от страха / Е. Башкирова // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2011. - №1. – С. 44 – 47.
  2. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. – Москва: Педагогика, 1986. – 112 с.
  3. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка: 3-е изд., испр. Серия: Психология ребёнка / А.И. Захаров. – СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат.». – 2000. – 224 с.
  4. Каптерев, П.Ф. О детском страхе / П.Ф.Каптерев // Каптерев, П.Ф. О природе детей / П.Ф. Каптерев. – М.: ИД «Карапуз», 2005. – С. 250-281. 
  5. Качалко, В.Б. Методы психолого-педагогических исследований с применением математической статистики / В.Б. Качалко. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. – 107 с.
  6. Климакова, Ю. Игра с огнём: Детские страхи и их коррекция / Ю. Климакова // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 19. – С. 22 - 24.
  7. Климакова, Ю. Не бойся страшного: Коррекция детских страхов / Ю. Климаков // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября» . – 2004. – № 8. – С. 12 - 15.
  8. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи: Виды страхов. Снятие страхов: Комплекс сказкотерапевтических занятий / И. Кулинцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №4. – С. 24 - 31.
  9. Левис, Ш. Ребенок и стресс / Ш. Левис. – СПб: “Питер Пресс”, 1996. – 208с.
  10. Мурашова, Е.В. Что такое детские страхи? / Е.В. Мурашова // Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. – М., 2002. – С. 70 – 95. 
  11. Мухина, В.С., Хвостов, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 624 с.
  12. Николаева, Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике / Н. Николаева // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - №7. – С. 10 - 12.
  13. Овчарова, Р.В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников / Р.В. Овчарова // Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. – С. 30 – 50.
  14. Осипова, М.П. Школьные страхи / М.П. Осипова // Педагогика и психология семейного воспитания. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – С. 152 – 154.
  15. Степанов, С. Детские страхи и их происхождение / С. Степанов // Дошк. Образование. – 2004. - № 20. – С. 21.

Информация о работе Исследование страхов детей