Исследование страхов детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей проявления страхов у детей младшего школьного возраста, распознавание страхов у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
изучение причин формирования детских страхов;
рассмотрение влияние страха и тревожности на ребёнка;
выявление страхов у детей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психологический анализ детских страхов в литературе……………5
1.1 Понятие «страх»……………………………………………………………..5
1.2 Последствия страхов………………………………………………………...6
1.3 Время появления страхов…………………………………………………...7
ГЛАВА 2. Исследование страхов детей………………………………………….11
2.1 Организация и описание методов исследования………………………….11
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………13
2.3 Пути преодоления страхов у детей………………………………………...26
2.3.1 Рисование страхов………………………………………………………...26
2.3.2 Игровая коррекция страхов………………………………………………27
2.3.3 Лепка детских страхов……………………………………………………29
2.3.4 Сказкотерапия и арт-терапия…………………………………………….29
2.4 Содержание коррекционной программы, направленной на уменьшение детских страхов……………………………………………………………………31
2.5 Рекомендации педагогам и родителям по преодолению тревожности и страхов у детей…………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Психологические анализ детских страхов Гордиенко 3 курс 2 группа.docx

— 152.34 Кб (Скачать)

      Сергей Ч.

      Пессимистическая оценка ситуации, сопротивление внешним обстоятельствам. Эмоциональная вовлеченность, стремление к переживанию сильных ощущений, оригинальность и творческий подход в решениях, настойчивость в отстаивании собственной индивидуальности, что несколько усложняет адаптацию. Потребность в ободрении и поощрении. Осмотрительность в межличностных контактах во избежание разочарований. Стремление избавиться от ситуации, оказывающей чрезмерное давление, перенапряжение от усилий, направленных на преодоление существующих трудностей. Потребность в избавлении от усталости и конфликтов, повышенная тревожность, страх одиночества, потребность в помощи, понимании, теплых отношениях и поддержке.

      Олег Ш.

      Высокая активность успешно контролируется сознанием. Уход от межличностных контактов в мир собственных переживаний. Сдержанность в проявлении чувств, недоверчивость. Повышенные требования к окружающим – как защита от собственной излишней доверчивости. Поиски условий, создающих чувство устойчивости и возможность расслабления. Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, общении. Легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться, наблюдается тенденция к избеганию ответственности.

Сводная таблица результатов, полученных в ходе исследования по выбранным методикам, отражается в таблице 2.2.5.

 

Таблица 2.2.5 – Сводная таблица результатов исследования

Имя

Тест тревожности (Теммл, Дорки, Амен)

Опросник Лаврентьевой и Титаренко

«Страхи в домиках»

1

Даша А.

средний

средний

выше нормы

2

Вероника А.

средний

средний

ниже нормы

3

Саша Б.

средний

низкий

ниже нормы

4

Павел Г.

высокий

высокий

выше нормы

5

Катя Г.

средний

средний

ниже нормы

6

Яна Е.

средний

средний

ниже нормы

7

Аня З.

средний

низкий

ниже нормы

8

Костя И.

высокий

средний

выше нормы

9

Кирилл И.

высокий

средний

норма

10

Дима К.

высокий

средний

ниже нормы

11

Влад Н.

высокий

высокий

выше нормы

12

Глеб П.

средний

низкий

ниже нормы

13

Маша П.

высокий

средний

норма

14

Катя Т.

средний

средний

ниже нормы

15

Павел Т.

высокий

высокий

выше нормы

16

Егор С.

средний

средний

норма

17

Коля С.

высокий

высокий

норма

18

Лиза С.

средний

средний

ниже нормы

19

Соня Ф.

средний

средний

ниже нормы

20

Оля Х.

средний

низкий

ниже нормы

21

Диана Ч.

средний

средний

норма

22

Сергей Ч.

высокий

средний

выше нормы

23

Олег Ш.

средний

средний

ниже нормы


 

17 учащимся 2 класса не  требуются коррекционная работа, так как результаты их по  проведенным методикам показали, что у них наблюдается средний  уровень тревожности и количество страхов не превышает допустимую возрастную норму. С такими учащимися, как Сергей Ч., Костя И., Коля С. нужно провести дополнительно исследования, так как их результаты по 2 методикам показывают высокий уровень тревожности и превышение допустимой нормы количества страхов. Особое внимание нужно обратить на Павла Г., Влада Н., Павла Т., результаты которых по трем методикам указывают на высокий уровень тревожности и превышение допустимого количества страхов. С ними нужно провести коррекционную работу. 

Для статистической обработки данных используем метод ранговой корреляции Спирмена. Этот метод позволяет определить тесноту, силу и направление коррекционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков. Попытаемся установить взаимосвязь между тревожностью и страхами детей младшего школьного возраста.  

 

Сформулируем гипотезы:

 

 отличается от нуля.

 корреляция между тревожностью и страхами детей младшего школьного возраста статистически значимо отличается от нуля.

Таблица 2.2.6 - Результаты статистического анализа взаимосвязи между тревожностью и страхами

Имя

Балл тревожности

Ранг А

Количество страхов

Ранг B

d

 

1

Павел Т.

16

1

10

7

-6

36

2

Павел Г.

15

3

11

2,5

0,5

0,25

3

Влад Н.

15

3

10

7

-4

16

4

Коля С.

15

3

10

7

-4

16

5

Костя И.

14

5,5

9

10,5

-5

25

6

Сергей Ч.

14

5,5

10

7

-1,5

2,25

7

Кирилл И.

13

8

8

14

-6

36

8

Дима К.

13

8

7

17,5

-9,5

90,25

9

Маша П.

13

8

11

2,5

5,5

30,25

10

Егор С.

10

10,5

8

14

-3,5

12,25

11

Диана Ч.

10

10,5

11

2,5

8

64

12

Даша А.

9

13,5

11

2,5

11

121

13

Катя Г.

9

13,5

9

10,5

3

9

14

Лиза С.

9

13,5

10

7

6,5

42,25

15

Олег Ш.

9

13,5

6

19,5

-6

36

16

Катя Т.

8

16

8

14

2

4

17

Вероника А.

7

18

8

14

4

16

18

Яна Е.

7

18

8

14

4

16

19

Соня Ф.

7

18

5

21,5

-3,5

12,25

20

Саша Б.

6

21,5

7

17,5

4

16

21

Аня З.

6

21,5

4

23

-1,5

2,25

22

Глеб П.

6

21,5

5

21,5

0

0

23

Оля Х.

6

21,5

6

19,5

2

4

Сумма:

 

276

 

276

0

607


 

Поскольку в обоих сопоставляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, то перед подсчетом ранговой корреляции необходимо внести поправки на одинаковые ранги.

= [(3) + (2) + () + () + () + () + ()]/12 = 17

= [(5) + () +

Для подсчета эмпирического значения используем формулу:

= 0, 67836

 

По таблице критических значений определяем критические значения при N=23 [5].

 

 

Ответ: и показателями страхов статистически значимо отличается от нуля с достоверностью 99 %.

 

2.3 Пути преодоления страхов у детей

2.3.1 Рисование  страхов

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, отсутствие предварительных набросков и последующих дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особый интерес представляет взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Имеют значение порядок и близость расположение фигур и особенно место, где находится сам ребёнок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью и авторитетом в семье.

Тема «Что мне снится страшное?» (или «Чего я боюсь днём?») даёт возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх не поясняется, каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребёнок смог преодолеть барьер страха в своём сознании и отразить волевым усилием то, о чем он даже избегал думать.

Тема «Что было со мной самое плохое (или хорошее)» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство из них изображают радостные эпизоды своей жизни. Но также почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события.

На первом этапе детям даётся инструкция: «Нарисуй то, чего ты боишься». Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая: «А как?» - в чем отражаются их неуверенность, тревожно-мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Ни в коем случае нельзя торопить с ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 

Обсуждение рисунков проводится с каждым ребенком в отдельности. Последовательно показываются рисунки, и задаётся вопрос о том, боится ли теперь ребёнок нет. Отрицание страха закрепляется похвалой. Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы ребёнок нарисовал себя не боящимся. Психолог говорит: «А теперь нарисуй, что ты уже не боишься». Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задаётся вопрос о наличии или отсутствии страха. Большинство детей из тех, кто после первого этапа рисования ещё боялся, теперь перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил организма, недоверчивость, настороженность  [3].   

 

2.3.2 Игровая коррекция  страхов

Игра – это естественный вид творчества детей, действие, в котором отражается доступная пониманию ребёнка окружающая действительность. Дети в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, изображают «казаков-разбойников».

Условно комплекс подвижных игр по преодолению страхов можно обозначить как 5+5. В первую пятёрку войдут игры, проводимые как в помещении, так и на улице.

1. Игра с мячом: футбол, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай» и т.д., игра в кегли.

2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

3. Борьба-соревнование, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой).

4. Перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т.д.

5. Прохождение по стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют ещё в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

Первая игра – «Пятнашки». Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становятся водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны – можно увёртываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине,

что ещё больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости.

Вторая игра – «Жмурки». Между стульями стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго не находит никого, можно обнаружить себя, похлопать в ладоши, покричать. Ведущий в свою очередь пытается всячески напугать тех, кого он ищет. Желательно ещё и угадать, кто попался (ощупать его, назвать имя). Победителем считается тот, кто больше нашёл участников игры.

Также существует такая игра, как «Прятки», которая позволяет справиться со страхами тесноты, одиночества, замкнутого пространства.

 В игре «Кто первый?»  дети выстраиваются в одну  линию, а ведущий сообщает что, как только он скажет определенное  слово, все должны прыгать, как  зайчики, преодолевая расстояние  от двух стульев, с тем, чтобы  проскочить между ними и вернувшись, взять первый приз (конфетку, картинку, значок и т. д.). Пусковым словом  может быть название животных  или цвета, или мебели. Но прежде  чем назвать его, следует сказать  другие слова, что создает элементы  ожидания, неизвестности, путаницы  и вместе с тем неожиданности  внезапности.

Последняя из рассматриваемой серии игр называется «Быстрые ответы». Игровая площадка разделяется на квадраты в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые можно отвечать сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети.

Продолжительность последних игр не превышает 20 – 30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса к игре.

Следующим этапом игровой коррекции страхов являются ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок.

Сказочные чудовища помимо познавательной и социализирующей (обучающей) функции несут в себе при возникновении страха перед ними известный заряд отрицательных чувств к родителям, выступая в качестве их поглотителя и выполняя своеобразную защитную роль в развивающейся психике ребёнка.

Информация о работе Исследование страхов детей