Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель: Изучить состояние эмоциональной сферы слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и определить психологическую структуру имеющихся у них страхов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме страхов
2.Выявить особенности эмоционального развития слабовидящих детей.
3.Проанализировать специфику проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать полученные результаты и оформить их в виде курсовой работы.
Рассмотрев психологическую характеристику
страха, специфику проявления страхов
у детей разного возраста, а также особенности
проявления страха у слабовидящих детей,
можно предположить, что психологическая
структура страхов и их количество у детей
с нарушением зрения имеет свою специфику,
которая, возможно, обусловлена зрительной
патологией и для детей с нарушением
зрения характерны те же возрастные страхи,
что и для зрячих и их структура не отличается
от таковой у детей без нарушения зрения.
Глава 2. Исследование особенностей проявления страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста
2.1. Характеристика выборки и методики исследования.
С целью изучения особенностей проявления страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа. Экспериментальной базой служил специализированный детский сад для детей с нарушением зрения МДОУ №30 компенсирующего вида г.Барнаула.
В эксперименте приняло участие 9 человек в возрасте 7 лет. Обследование проводилось индивидуально, оно начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предполагаемой работе. После этого ребенку предлагалось задание на исследование особенностей проявления страхов. Ответы детей регистрировались.
При обследовании детей использовались следующие методики:
Рисунок на тему «Что мне сниться страшное или чего я боюсь»
Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.
Перед детьми ставиться цель отобразить наиболее яркий страх.
Ни в коем случае нельзя тропить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Детям было предложено рисовать цветными карандашами.
С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.
Методика выявления детских страхов. Авторы методики: А.И. Захаров и М. Панфилова
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная
методика подходит в тех случаях,
когда ребенок еще плохо рисует
или не любит рисовать (хотя такое
задание даже не интересующиеся рисованием
дети принимаю обычно с удовольствием).
Взрослый рисует контурно два дома
(на одном или на двух листах) : черный
и красный. И потом предлагает расселить
в домики страхи из списка (взрослые называет
по очереди страхи). Записывать нужно те
страхи, которые ребенок поселил в черный
домик, т.е. признал, что он боится этого.
У детей постарше можно спросить: "Скажи,
ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо
и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая
ответа "да" - "нет" или "боюсь"
- "не боюсь". Повторять вопрос о том,
боится или не боится ребенок, следует
только время от времени. Тем самым избегается
наводка страхов, их непроизвольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов
просят давать развернутые ответы типа
"не боюсь темноты", а не "нет"
или "да". Взрослый, задающий вопросы,
сидит рядом, а не напротив ребенка, не
забывая его периодически подбадривать
и хвалить за то, что он говорит все как
есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял
страхи по памяти, только иногда заглядывая
в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается
закрыть черный дом на замок (нарисовать
его), а ключ - выбросить или потерять. Данный
акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов
заключается в том, что экспериментатор
подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает
их с возрастными нормами. Совокупные
ответы ребенка объединяются в несколько
групп по видам страхов. Если ребенок в
трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный
ответ, то этот вид страха диагностируется
как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов,
выделенных автором, у детей наблюдаются
от 6 до 15. Инструкция для ребенка: "В
черном домике живут страшные страхи,
а в красном - не страшные. Помоги мне расселить
страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
1. когда остаешься
один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея,
Змея Горыныча, чудовища. (У школьников
к этому списку добавляются страхи невидимок,
скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся
группа этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи
животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении,
туалете, переполненном автобусе, метро
(страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то
внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно
(плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
● медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
● страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
● страх смерти (своей);
● боязнь животных ;
● страхи сказочных персонажей;
● страх темноты и кошмарных снов;
● социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
● пространственные
страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.[29]
Тест «Сказка»
Этот тест можно проводить с детьми старшего
дошкольного возраста, пользующимися
крайне простым языком для выражения своих
чувств. Благодаря простоте теста, даже
неподготовленный человек сможет провести
его, следуя инструкциям, приведенным
ниже.
Во всех используемых в тесте сказках
имеется персонаж, с которым ребенок будет
стараться идентифицировать себя. В зависимости
от состояния ребенок будет реагировать
на описанную в сказке ситуацию нейтрально
или, наоборот, эмоционально. Все сказки
заканчиваются вопросом, на который ребенок
должен дать ответ.
Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать
за спонтанно возникающими эмоциональными
явлениями, которые в поведении ребенка
обычно не проявляются, но тем не менее
присутствуют в нем.
Прежде всего, ребенок не должен испытывать
страх или тревогу, он должен почувствовать,
что тест — это некая игра, похожая на
многие другие. Необходимо иметь выдержку
и терпение, не торопить ребенка с ответами
и не спешить комментировать его высказывания;
не следует также поспешно переходить
от одной сказки к другой. Нужно обратить
внимание на тон голоса ребенка, на то,
насколько быстро или, напротив, медленно
он реагирует, не дает ли он поспешных
ответов. Также мы наблюдаем за его поведением,
телесными реакциями, мимикой и жестами.
Такие реакции ребенка и особенности поведения,
как просьба прервать рассказ, стремление
перебить рассказчика, предложение необычных,
неожиданных окончаний историй; торопливые
и поспешные ответы, изменения тона голоса,
признаки волнения на лице (излишнее покраснение
или бледность, потливость, небольшие
тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение
настойчивого желания опередить события
или начать сказку с начала, — все это
признаки патологической реакции на тест
и не исключено — сигналы какого-то психического
расстройства.
Следует иметь в виду следующее.
Детям свойственно, слушая, пересказывая
или придумывая истории и сказки, искренне
выражать свои чувства, в том числе и те,
которые принято считать негативными,
например агрессию. Некоторые истории
могут вызывать у детей страх, но это страх,
связанный с удовольствием и возбуждением.
У ребенка время от времени возникает
желание вспоминать мрачные и будоражащие
воображение ситуации и истории, и это
не что иное, как признак психологического
здоровья. Естественно, при условии, что
это не носит навязчивого характера. С
другой стороны, если ребенок постоянно
выказывает нежелание слушать рассказы,
содержащие элементы, вызывающие тревогу
и беспокойство, это также может быть признаком
психологического расстройства. Избегание
сложных ситуаций в жизни — это всегда
признак неуверенности и страха, и если
страх не является следствием реальной
угрозы, то здесь можно говорить об определенном
душевном расстройстве. Данный тест не
так прост в интерпретации результатов,
как может показаться на первый взгляд.
Первая сказка "Птенец"
Цель этой сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
"В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"
Какого типа ответы можно считать нормальными:
"Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь
ветку"; "Полетит к маме, потому что
испугался"; "Полетит к папе, потому
что он сильней"; "Останется на земле,
потому что не умеет летать, но будет звать
на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет
его".
Какого типа ответы можно
считать патологическими, то есть требующими
внимания: "Не умеет летать, поэтому
останется на земле"; "Попытается
взлететь, но у него ничего не получится";
"Погибнет во время падения"; "Умрет
от голода (или от дождя, холода и т. д.)";
"О нем все забудут, и кто-нибудь на него
наступит" и так далее.
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
Вторая сказка – «Страх»
Как и в предыдущем варианте, это не сказка
в строгом смысле слова. В данном случае
это просто вопрос, направленный на исследование
детских страхов.
Один мальчик сказал себе
тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он
боится?
Обычные ответы: «Вел себя плохо и теперь
боится, что его накажут»; «Прогулял урок
в школе, по- этому боится, что мама будет
его ругать»; «Боится темноты»; «Боится
собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил»
и т. д.
Ответы, которые требуют
внимания: «Боится, что его украдут»; «Боится
чудовища, которое хочет украсть его и
съесть»; «Боится, что его оставят одного»;
«Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь
зверь залезет в кровать»; «Боится, что
придет вор и ударит его ножом»; «Боится,
что умрет мама (папа)» и т. д.
Третья сказка - "Новость"
Цель сказки — попытаться выявить у ребенка
наличие тревожного состояния, невысказанного
беспокойства и чувства страха, а также
скрытых желаний и ожиданий, о существовании
которых взрослые родители могут не догадываться.
"Один мальчик вернулся
домой с прогулки и мама ему говорит: "Хорошо
что ты пришёл. Мне надо сказать тебе кое-что".
Что именно хочет сообщить ему мама?"
Типичные нормальные ответы: «Сегодня
к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем
к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»;
«По радио объявили, что будет гроза»;
«Позвонила учительница и сказала, что
завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама
хотела, чтобы мальчик сходил в магазин
за молоком» и т. д.
Ответы, на которые следует
обратить внимание: «Мама хочет наказать
мальчика, за то, что он ушел гулять без
разрешения»; «Мама хочет запретить ему
играть с соседом с 3-го этажа»; «Мама и
папа уезжают»; «Они с папой идут в кино,
а его оставляют дома»; «Папа пришел домой
пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут
к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра
вместе с ним в школу»; «Кто-то
умер»; и т. д.
Информация о работе Проявление страхов у детей с нарушением зрения