Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель: Изучить состояние эмоциональной сферы слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и определить психологическую структуру имеющихся у них страхов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по проблеме страхов
2.Выявить особенности эмоционального развития слабовидящих детей.
3.Проанализировать специфику проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать полученные результаты и оформить их в виде курсовой работы.
Введение
Актуальность. Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье. Каждый ребенок может быть подвержен страхам, тем более, если речь идет о ребенке с нарушением сенсорной сферы. Дети данной категории пребывают в ситуации сенсорной (зрительной) депривации, которая в свою очередь ведет к депривации эмоциональной (аффективной) и социальной. У большинства слабовидящих детей наблюдается общая соматическая ослабленность, отмечаются нарушения нервной системы, особенно вегетативной. Количество же внешних воздействий на слабовидящих детей не ограничивается. Таким образом, в условиях нарушения зрения дети становятся более уязвимыми перед страхами.
Проблема страхов очень актуальна в психологической
науке, так как практически нет человека,
который не сталкивался бы с эмоцией страха
и не хотел бы избавиться от нее, или научиться
управлять ей.
Особо значима проблема коррекции страхов
в старшем дошкольном и в младшем школьном
возрасте, так как к прежним возрастным
страхам ребенка добавляются школьные
страхи – дезорганизующие учебную деятельность
и травмирующие психику. Старшие дошкольники
подвержены страхам фантастических, мистических
существ. Это обусловлено так называемым
магическим мышлением, являющимся особенностью
данного возраста. Кроме того, дети в этом
возрасте очень подвержены внушаемости.
В старшем дошкольном возрасте
страхи успешно подвергаются психологическому
воздействию, поскольку они пока больше
обусловлены эмоциями, чем характером,
и во многом носят возрастной, преходящий
характер. И если ребенок подвержен переживанию
страхов, то психологическая коррекция
должна быть проведена именно в этом возрасте.
Основные аспекты рассмотрения
проблемы страхов были изложены в работах
зарубежных авторов, таких как: С. Холл,
К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д.
Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд,
А. Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс,
Д. Келли и многие другие.
В отечественной психологии проблема
страхов была рассмотрена в работах: П.Ф.
Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова,
И.Б. Гриншпуна, А.И. Захарова, В.С. Мухиной,
А.С. Спиваковской, Г. Эберлейн, Н.С. Жуковской,
В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон, М.П. Чередниковой,
В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других.
Проблема
исследования. В психологической
науке недостаточно изучена
проблема страхов у слабовидящих
детей старшего дошкольного возраста.
Объектом
исследования является эмоциональная
сфера слабовидящих детей.
Предметом
исследования
являются страхи слабовидящих
детей старшего дошкольного
возраста.
Цель: Изучить состояние эмоциональной сферы слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и определить психологическую структуру имеющихся у них страхов.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и экспериментальные
работы по проблеме страхов
2.Выявить особенности эмоционального развития слабовидящих детей.
3.Проанализировать специфику проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику страхов у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать полученные результаты и оформить их в виде курсовой работы.
Гипотеза исследования:
1). Предполагается, что психологическая структура страхов и их количество у детей с нарушением зрения имеет свою специфику, которая, возможно, обусловлена зрительной патологией.
2). Для детей с нарушением зрения характерны те же возрастные страхи, что и для зрячих и их структура не отличается от таковой у детей без нарушения зрения.
Методы исследования:
Исследование опиралось на теоретические положения о природе страхов А.И. Захарова, Д. Боулби, А. Фрейд и др.
В исследовании применялись методы диагностического эксперимента (такие как: методы конструктивного взаимодействия с эмоцией страха, арттерапия и тест Сказка), а также методы наблюдения и беседы.
В качестве обработки данных был использован метод качественного и количественного описания данных.
Курсовая работа состоит из содержания,
двух глав, заключения и списка литературы,
включающего тридцать наименований. В
тексте работы содержится две таблицы.
Общий объем курсовой работы страниц.
Глава
1. Специфика проявлений
страхов у детей старшего
дошкольного возраста
В своем первом значении страх
- это эмоция, возникающая в ситуациях
угрозы биологическому или социальному
существованию человека и направленная
на источник действительной или воображаемой
опасности. Страх принадлежит к категории
фундаментальных эмоций человека. Функционально
страх служит предупреждением о грозящей
опасности, позволяет сосредоточить внимание
на ее источнике, побуждает искать пути
выхода из опасной ситуации. Именно поэтому
страх полезен. Страх как реакция на угрозу
или опасность - обоснован и естественен.
Абсолютное отсутствие страха - болезнь,
психическое расстройство.
Понимание опасности, ее осознание формируется
в процессе жизненного опыта и межличностных
отношений, когда некоторые безразличные
для ребенка раздражители постепенно
приобретают характер угрожающих воздействий.
Обычно в этих случаях говорят о появлении
травмирующего опыта (боль, конфликты,
неудачи, поражения и т.д.).
Гораздо более распространены так называемые
внушенные страхи. Их источник - взрослые,
окружающие ребенка, которые непроизвольно
заражают ребенка страхом, настойчиво,
подчеркнуто эмоционально указывая на
наличие опасности. К числу внушенных,
можно также отнести страхи, которые возникают
у чересчур беспокойных родителей. Разговоры
при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях,
пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются
в его психике.
Мотивация страха - условно-рефлекторная,
т. к. в нем закодирована эмоционально
переработанная информация о возможности
опасности. Само же чувство страха появляется
непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь
выраженным чувством волнения, беспокойства
или ужаса.
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
Страх в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться не только на попытку его объяснения, но даже его рациональной классификации. Существует много определений для этого чувственного состояния.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный, реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений).
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
По степени выраженности страх делится на фобии, испуг, ужас, тревогу, опасения, волнение, мания преследования.
Фобия - иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме. В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
Испуг — аффект, вызванный восприятием чего-либо неожиданного; иногда, вследствие особенно сильного воздействия на нервную систему, влечёт за собой разные поражения (например продолжительную тахикардию с 135 пульсовыми ударами в минуту), которые всегда должны быть сведены к глубоким расстройствам нервной системы. Можно также сказать, что испуг – это проявление внезапного страха, который испытывает человек, столкнувшись с очень сильным или неожиданным раздражителем. Данная реакция является комбинацией страха и ориентировочного рефлекса. Очень сильный испуг может приводить к активации парасимпатической системы, а значит – к временной остановке сердца. Потом оно, правда, снова начнет сокращаться, но этот краткий миг задержки сердцебиений переживается очень неприятно.
Ужас — крайняя форма страха. Ужас сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией. Ночной ужас — расстройство сна, характеризующееся резким пробуждением в состоянии сильного страха.
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться.
Опасение - предчувствие опасности или каких-либо негативных событий.
Волнение – возбуждение, вызванное ожиданием, страхом, тревогой, радостью.
Мания преследования - форма психического расстройства, связанная с подозрением или уверенностью (обоснованной или необоснованной) в том, что некое лицо или группа лиц преследует человека с некой враждебной или негативной целью (обычно, чтобы убить).
Таким
образом, мы можем видеть, что страх
имеет различную по своему роду природу
и носить как ситуативный, так
личностный характер. Страх также может
быть представлен в различной степени,
такой как фобия, испуг, ужас, тревогу,
опасения, волнение, мания преследования.
Несмотря на свою отрицательную окраску,
страх выполняет разнообразные функции
в психической жизни человека. Как реакция
на угрозу, страх позволяет избежать встречи
с ней, играя таким образом защитную, адаптивную
роль в системе психической саморегуляции.
Это своеобразное средство в познании
окружающей действительности.
1.2. Специфика проявлений страхов у детей разного возраста.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
Информация о работе Проявление страхов у детей с нарушением зрения