Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:28, контрольная работа
Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает.В процессе обучения конструированию детей дошкольного возраста приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д.
Введение.
1.Программные требования к обучению конструированию детей с нарушением зрения.
2.Формирование интереса к конструированию у детей с нарушением зрения.
3. Сенсорное воспитание детей с нарушениями зрения в процессе конструирования.
4.Ознакомление детей с нарушениями зрения с пространственными отношениями.
5.Условия успешного обучения конструированию.
Заключение
План.
Введение.
1.Программные
требования к обучению
2.Формирование интереса к конструированию у детей с нарушением зрения.
3. Сенсорное
воспитание детей с
4.Ознакомление
детей с нарушениями зрения
с пространственными
5.Условия
успешного обучения
Заключение
Приложение
Введение.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Конструирование
имеет значение, прежде всего для
развития у ребенка образного
и элементов наглядно-
При решении этих проблем у ребенка с нарушениями зрения складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Он учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников с нарушениями зрения возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей.
1.Программные требования к обучению конструированию детей с нарушением зрения.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок с нарушениями зрения усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Дети с нарушениями зрения учатся действовать двумя руками под контролем зрения (что у них чрезвычайно затруднено), выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приемами выполнения.
Все
это свидетельствует об огромных
потенциальных развивающих
В
настоящее время определено содержание
работы по формированию конструктивной
деятельности у детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения в
специальных дошкольных учреждениях,
разработаны программные
Однако,
несмотря на имеющуюся программу, работа
по обучению конструированию сопряжена
со значительными трудностями. Эти
трудности связаны не только с
интеллектуальными, двигательными
и другими возможностями детей
с нарушениями зрения, особенно на
начальных этапах обучения, но и
с отсутствием методической литературы
по этой проблеме для педагогов. Педагоги
вынуждены сами искать пути реализации
программных задач и
Некоторые
трудности в организации
Для
усиления коррекционной направленности
обучения программа по конструированию
дополнена специальными заданиями,
способствующими формированию у
детей с нарушениями зрения представлений
о схеме тела человека и животных
(работа по складыванию сборно-разборных
игрушек, разрезных картинок). Для
образования устойчивой связи в
представлении ребенка с
Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию детей с нарушениями зрения в процессе обучения конструированию. Введены специальные игры-упражнения, способствующие формированию у детей умения воспринимать форму, величину, пространственное расположение; выделен оригинальный вид упражнений -непредметное конструирование, в ходе которого появляется возможность специального формирования сенсорных процессов, имеющих большое значение для осуществления более сложной деятельности.
Конструирование
как особый вид продуктивной деятельности
возникает лишь на определенной ступени
развития психики и находится
в зависимости от уровня восприятия,
мышления, игровой деятельности и
степени речевого развития ребенка.
Развитие ребенка с нарушениями
зрения имеет немало специфических
особенностей в сфере усвоения им
социального опыта. Одним из примеров
этого является состояние различных
видов деятельности у детей с
нарушениями зрения, особенно у тех
из них, которые находятся в
В
таких условиях дети с нарушениями
зрения не в состоянии овладеть ни
игрой, ни рисованием, ни конструированием.
Игра у них остается на уровне обрывочных
игровых действий, не связанных между
собой. Эти разрозненные игровые
фрагменты имеют ярко выраженную
тенденцию к многократному
Недоразвитие
игровой деятельности в значительной
степени сказывается на характере
продуктивной деятельности необученных
детей с нарушениями зрения. В
возрасте 4-5 лет, когда нормально
развивающиеся малыши увлеченно
играют со строительным материалом, создают
постройки в сюжетно-ролевых
Очень своеобразными оказываются и действия, осуществляемые детьми с конструктивными материалами. Действуя с элементами строительных наборов, дети чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, который не имеют предметного содержания и никак не объясняются самими детьми (если бы эти постройки получали какое-либо словесное определение со стороны самого ребенка, то они приобрели бы предметную отнесенность. Таким сооружениям свойственна, как правило, крайняя неустойчивость: они с грохотом рассыпаются, вызывая у детей чаще всего неадекватную радостную реакцию. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствует о том, что эти действия со строительными материалами тоже еще находятся на процессуальном уровне.
Конечно,
описанные действия с конструктивными
материалами неправомерно называть
конструированием. На этом этапе дети
с нарушениями зрения еще не осознают
возможность особого
2.Формирование интереса к конструированию у детей с нарушением зрения.
Первостепенной задачей предстоящего обучения дошкольников с нарушениями зрения конструированию является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям. Одно заключается в формировании у ребенка интереса к продукту деятельности, в результате чего у него появляется направленность на получение продуктивного результата своего труда. Другое направление заключается в создании условий для того, чтобы сделать для ребенка интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность самим ходом выполнения заданий.
Для
этого ребенку дают возможность
наблюдать примеры
Воспитание
интереса к конструктивной деятельности
неотделимо от формирования понимания
детьми с нарушениями зрения функциональности
предметов. Чтобы построить, выполнить
модель, конструкцию предмета, надо
не только хорошо представлять то, зачем
этот предмет нужен, как он действует
(если он движется), но и знать, для
чего нужна в нем каждая часть,
каждая деталь. Необходимо понимать это
потому, что строение, форма, расположение
почти всегда определяются функцией,
которую выполняет целый
Недостаточность
представлений о предметах
Информация о работе Обучению конструированию детей с нарушением зрения