Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».
2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.
3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5
1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5
1.2. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 8
1.3. Проблемы формирования личности социального работника 13
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Этические принципы социальной работы 18
2.2. Этический Кодекс социального работника 22
2.3. Деонтологические вопросы социальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:
· общечеловеческие ценности;
· этические традиции благотворительности;
· ценности современного российского общества;
· этические нормативы зарубежных стран;
· специфические ценности современной российской социальной работы;
· личные ценности и идеалы современных специалистов.
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:
1. Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.
2. в нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.
3. ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.
4. кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.
5. принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.
В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.
Анализ
требований, предъявляемых к специалисту
в Этическом кодексе
Основой
этического кодекса социального
работника является моральная норма
– общее содержательное требование
к поведению и деятельности социального
работника в его отношении
к субъектам социальной работы (в
том числе и к клиентам), справедливое
во всех ситуациях и обстоятельствах.
Нормы профессиональной морали в
социальной работе это не только инструмент
для достижения цели, но и средство
регуляции поведения
Нормы
профессиональной морали это императивы,
объективно обусловленные взаимодействием
социальных, групповых и личностных
интересов и требующие от специалиста
определенного, социально необходимого
и профессионально
Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного блага и блага клиента[10, с. 74], естественно являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться. Но повседневной деятельности, однако, содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.
Частные
нормы профессиональной морали социального
работника раскрывают специфику
профессиональной деятельности, конкретизируя
ту или иную общую норму. Они обобщают
лишь какую-либо группу идентичных отношений
специалиста к субъекту отношений,
а, следовательно, до некоторой степени
определяют характер действий социального
работника. К таким нормам, например,
относится честность в
Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.
Этический кодекс содержит так же принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п. Необходимо иметь ввиду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае, если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.
Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировки принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако, не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действия, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.
Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем, социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.
Практически
каждая профессия, сформировавшая и
кодифицировавшая собственную профессионально-
Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в 18 веке английским философом-утилитаристом И.Бентамом (1748-1832 гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей[1].
Деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой. Под деонтологией стали понимать раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Эти разделы этического знания существуют не только в теоретической этике, но занимают важное место в любой профессиональной этике.
В
этом смысле деонтологию можно выделить
как относительно самостоятельный
раздел в этике социальной работы.
Деонтология социальной работы –
это совокупность норм о профессиональном
долге и ответственности
Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:
Место и роль деонтологии в любом этическом учении, в том числе и профессионально-этическом, могут быть определены, исходя из сущности человека.
Деонтология
в профессионально-этической
Основной категорией деонтологии является долг. Впервые понятие долга рассматривается Аристотелем, который трактует его как обычай, необходимость следования обычному поведению. В настоящее время долг – это важнейшая этическая категория. Он представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями[2, с. 143]. В требованиях долга находят отражение интересы той или иной группы или личности. Осознание и переживание этих интересов, выделение их них общих с личными интересами индивида приводит к возникновению и сознанию чувства долга. По сути дела сознание и чувство долга есть констатация зависимости человека от общества, группы, поскольку содержание долга носит, как правило, внешний по отношению к личности характер. Поэтому долг выступает как форма регуляции поведения человека со стороны общества или группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Это, однако, не исключает того обстоятельства, что должное поведение для личности может стать привычным, соответствовать ее склонностям, установкам и т.п.
Ответственность личности перед кем-либо (в том числе и перед собой) за результаты ее деятельности формируется в процессе самой деятельности в результате присвоения ею социальных, профессиональных и групповых ценностей. Ответственность выражает соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Она проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности, состоянием процесса или явления с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Внешний, формальный контроль личности за ходом процесса деятельности направлен в основном на соблюдение необходимых параметров процесса, тогда как внутренний, неформальный заключается в основном в саморегуляции его деятельности в соответствии с чувством долга. Идентификация личностью себя как активного субъекта деятельности приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от ее индивидуальной активности, что побуждает личность изыскивать дополнительные средства, создавать условия для достижения намеченной цели, иногда вопреки здравому смыслу.
Долг является основной категорией деонтологии социальной работы. Смысл и содержание долга специалиста, место и роль деонтологии в профессионально-этической системе социальной работы составляют одно из основных направлений в этой области. Именно в деонтологии ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста.
Введение
понятия профессионального
Кроме того, далеко не все обязанности социального работника могут быть для него привлекательными; специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом и т.п.
Ни клиент, ни профессия, ни коллеги не должны зависеть от такого рода особенностей специалиста, его склонностей, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с клиентом должно организовываться качественно и профессионально.
Можно сделать вывод, что профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института. Она предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности.
Информация о работе Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника