Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».
2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.
3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5
1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5
1.2. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 8
1.3. Проблемы формирования личности социального работника 13
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Этические принципы социальной работы 18
2.2. Этический Кодекс социального работника 22
2.3. Деонтологические вопросы социальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36



Файлы: 1 файл

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

     КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И  НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

     Государственное образовательное учреждение

     Среднего  профессионального образования

     «Волгоградский  социально-педагогический колледж» 
 
 
 

     Курсовая  работа

       по дисциплине «Теория, методика, практика социальной работы»

     на  тему

     ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОГРАММЕ  СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 
 
 
 
 

     Исполнитель: Жулина Юлия

     Специальность: «Право и организация 

     социального обеспечения»

     группа 5ж

     Руководитель: Полозова Татьяна

     Валерьевна

     Оценка ________________ 

     Волгоград 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О ПРОФЕССИОГРАММЕ  СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5

1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5

1.2. Особенности профессионально-этического  сознания социального  работника 8

1.3. Проблемы формирования  личности социального  работника 13

ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18

2.1. Этические принципы  социальной работы 18

2.2. Этический Кодекс  социального работника 22

2.3. Деонтологические  вопросы социальной  работы 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 36 
 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Социальная  работа как специфический вид  профессиональной социальной деятельности пока еще не так широко известна, популярна и престижна в нашем  обществе, как во многих станах Европы и Америки. Для того, чтобы она действительно заняла в обществе и общественном сознании то место, которого заслуживает в соответствии со своим смыслом и содержанием, результатами деятельности, необходима длительная, кропотливая и каждодневная работа специалиста – социального работника.

     Недостаточно  высокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводят к тому, что профессия социального работника  не пользуется большой популярностью  в обществе. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части - системы гуманистических ценностей.

     Профессиональная  социальная работа относится к видам  деятельности, в которых профессионально-этическая  компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического  и научного работника в области  социальной работы. Профессионально-этическая  система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом.

     Подготовка  специалиста по социальной работе в  контексте его профессионально-личностного  становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики. В этом и заключается актуальность данной курсовой работы.

     Объектом курсового исследования являются требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.

     Предмет – профессиограмма социального работника.

     Цель  курсовой работы изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.

     В соответствии с целью были поставлены задачи:

     1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».

     2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.

     3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.

     4. Изучить этические принципы социальной работы.

     5. Раскрыть основные положения Этического кодекса социального работника.

     6. Изучить деонтологические вопросы социальной работы.

     Теоретическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что в ней сформулированы теоретические положения, которые позволяют получить цельное представление о понятии профессиограммы социального работника и основных деонтологичеких вопросах социальной работы

     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О ПРОФЕССИОГРАММЕ  СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

      1.1 Понятие профессиограммы социального работника

     Социальная  работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального  работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления  его деятельности:

     1) социальный работник изучает  личностные особенности своих  клиентов, условия, в которых они  живут. Это позволяет осуществить  так называемый "социальный диагноз";

     2) социальный работник прогнозирует  поведение клиентов, события, которые  могут произойти;

     3) социальный работник проводит  мероприятия различной направленности (психологические, юридические и  пр.) с тем, чтобы клиенты могли  избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

     4) социальный работник оказывает  различного рода консультирования, способствует социальной адаптации  и реабилитации клиентов;

     5) социальный работник, выявляя интересы  клиентов в различных видах  деятельности, оказывает им психолого-педагогическую  и организационную помощь в  реализации их интересов;

     6) социальный работник способствует  оказанию материальной помощи  различным категориям клиентов;

     7) социальный работник участвует  в организации служб социальной  защиты населения, привлекая к  этому различные учреждения и  организации.

     В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются  особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

     Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.

     Е. Ярская-Смирнова [9] включает в неё следующие требования к социальному работнику:

         · быть профессионально подготовленным;

         · быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

         · уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

         · иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

         · иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

         · уметь принимать решение в трудных ситуациях;

         · обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

     Перечисленные выше требования, предъявляемые к  социальному работнику, указывают  на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств.

     Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

     Выделяются  следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

     а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

     б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

     в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а  инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

     г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

     д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

     Важной  составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

 
 
 
     1.2. Особенности профессионально-этического  сознания социального  работника

     Характер  профессиональной деятельности требует  от социального работника внимания к широкому кругу социальных проблем,  касающихся организации и осуществления  социальной работы в ее пространстве. Многообразие этих проблем предопределяет сущность и взаимосвязь основных составляющих профессиональной деятельности субъектов социальной работы:  их должностных обязанностей,  ролей,  функций и профессионально- ориентированных личностных качеств[5, с. 178].

     Личность  социального работника имеет  огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально-значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических  убеждений и потребностей зависит  не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и  направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым  причинам не достаточно эффективно выполняет  эти свои функции. Недостаточно высокий  престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы  специалистов приводят к тому, что  профессия социального работника  не пользуется большой популярностью  в обществе.

Информация о работе Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника