Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».
2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.
3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5
1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5
1.2. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 8
1.3. Проблемы формирования личности социального работника 13
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Этические принципы социальной работы 18
2.2. Этический Кодекс социального работника 22
2.3. Деонтологические вопросы социальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36



Файлы: 1 файл

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

     Социальная  работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам  специалиста особые требования, обусловленные  смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части - системы гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает такая интегративная характеристика специалиста, как гуманистическая направленность его личности, которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей:

         · осознанная приверженность гуманистическим ценностям;

         · признание человека высшей ценностью современной цивилизации;

         · организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;

         · мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей.

     Гуманистическая направленность личности специалиста  предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной  позитивности. Такая личность глубоко  убеждена, что человек, независимо от своих личностных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Зная, что далеко не всегда человек может полностью управлять своими обстоятельствами и, соответственно этому, не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, такая личность принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основным в ее жизни, и в своей обыденной жизнедеятельности и профессиональной деятельности руководствуется пониманием объективной значимости этой деятельности.

     Сознательное  и осознанное усвоение и присвоение гуманистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов, стандартов и норм профессионального поведения  и действий может служить своеобразным показателем высокого уровня духовного  развития носителя ценностей, зрелости его личности и профессионализма. В целом профессиональное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть условно представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих  идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:

  • философскую, сложившуюся в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;
  • социокультурную, образовавшуюся под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);
  • профессиональную, представляющую собой результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии;
  • социально-групповую, сложившуюся вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;
  • индивидуальную, выступающую как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

     Безусловно, такое выделение компонент личностного  профессионально-этического и ценностного  сознания социального работника  содержит в себе некоторую схематичность  и упрощение.

     Социальная  работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов  и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в  самом процессе деятельности и которые  нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в  деятельности особых, более жестких  моральных принципов и норм.

     В своей практической деятельности специалисты  нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и  в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы  и принципы. Профессионально-этические ценности, научно обоснованные и отражающие коренные потребности человека и общества, могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, ценностями конкретного социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в теории и практике социальной работы. В качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

  • среда (социальная и профессиональная). Она выступает как естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности. В начале своего жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как нечто внешнее, будучи в основном объектом социальной среды и не ощущая в полной мере своей включенности в нее. Профессиональная среда в начале профессиональной деятельности выступает как результат предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно субъект воздействия на сознание социального работника.
  • воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного, систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии.
  • самосовершенствование личности специалиста (будущего специалиста), которое, с одной стороны, является  результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой - результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста.

     Профессионально-этическое  сознание социального работника  является многоуровневым и может  быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей. Они связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста профессионально-этических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностях может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью.

     Можно сделать вывод, что индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника  имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.

 
 
 
     1.3. Проблемы формирования  личности социального  работника

     Формирование  тотально идеальной личности вообще возможно лишь в соответствующих  идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Более того, будучи все же сформированной, такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации.

     В сложившихся условиях не обязательно  опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических  императивов. Особенности их интерпретации  существенно зависят от личностных качеств специалиста, черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики.

     Личность  социального работника целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях  постоянно, в любых ситуациях  и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника  как высоконравственной личности, гражданина. Понятно, что указанные качества в своей совокупности характеризуют  личность скорее идеальную, нежели реальную. Однако в данном случае идеальный  образ личности социального работника  необходим, поскольку указывает  специалисту направление самосовершенствования  и, кроме того, убеждает в том, что  посредством работы над собой  можно если не достичь совершенства, то приблизиться к нему.

  Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы[9, с. 19]:

    · психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

    · психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

    · психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

     Воздействие на общество, группу и личность осуществляется специалистом не только посредством  вовлечения их в деятельность, получение  положительного конечного результата деятельности и осознание этого  обстоятельства клиентом и его социальным окружением, но и посредством прямого  воздействия на сознание клиента.

     Будучи  обоснованными социальным работником и подкрепленными его конкретными  действиями, элементы его системы  ценностей приобретают значимость и в сознании клиента и, следовательно, могут стать элементами системы  ценностей клиента или приобрести более высокие ранги в его  иерархии ценностей. Соответственно этому, жизнедеятельность клиента и  его мировоззрение в результате социальной работы могут трансформироваться в сторону их гуманизации.

     Основными профессионально-этическими  критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие:

         · наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной социальной работы;

         · наличие развитых профессионально значимых качеств личности;

         · наличие актуализированной потребности в профессиональном и личностном совершенствовании.

     Личность  обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и  другими духовными качествами, и  каждая из перечисленных групп качеств  может рассматриваться как основание  для построения относительно самостоятельной  типологии личности.

     В этом смысле можно говорить о моральном  типе личности и попытаться выявить  профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

     Всё это позволяет утверждать, что  не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать  при выборе профессии социального  работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует  о том, что выбор профессии  социального работника диктуется  часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Информация о работе Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника