Типичные конфликты в практике социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить типы конфликтов в СР
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:
Раскрыть понятие конфликта .
Рассмотреть многообразие типологий конфликтов.
Рассмотреть и охарактеризовать типы конфликтного взаимодействия в социальной работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В СР…………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие конфликта……………………………………………………………………………………..4
1.2 Типологии конфликтов СР………………………………………………………………………….7
Глава 2. ТИПЫ КОНФЛИКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ………………….
2.1 Внутриличностный конфликт…………………………………………………
2.2 Межличностный конфликт…………………………………………………….
2.3.Конфликтное взаимодействие:индивид-общество………………………….
2.4 Исследование на тему « Типичные конфликты в деятельности социального работника»
Заключение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ТИПИЧНЫЕ КОНФЛИКТЫ7 Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.50 Кб (Скачать)

                            Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Хакасский государственный  университет им Н.Ф Катанова

“Хакасский государственный  университет имени Н.Ф Катанова

Медико-психолого-социальный институт

                                      Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Типичные конфликты в  практике социального работника»

 

 

 

 

Выполнил(а): Студентка МПСИ

Группы СР-31

Антонович В.В

            Научный Руководитель:

Преподаватель кафедры

конфликтологии

 Нагаева Светлана  Казбековна

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В СР…………………………………………………………………………………..4

1.1 Понятие конфликта……………………………………………………………………………………..4

1.2 Типологии конфликтов СР………………………………………………………………………….7

Глава 2. ТИПЫ КОНФЛИКТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ………………….

2.1 Внутриличностный конфликт…………………………………………………

2.2 Межличностный конфликт…………………………………………………….

2.3.Конфликтное взаимодействие:индивид-общество………………………….

2.4 Исследование на тему  « Типичные конфликты в деятельности  социального работника» 

Заключение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа рассматривается  как деятельность, цель которой – разрешение  разнообразных конфликтов человека  (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию.

Социальная работа как  учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника-профессионала, среди которых - овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов,  происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.

Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и поэтому требующее  скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель которой – разрешение конфликтов или предотвращение их развития.

 Объектом исследования является типичные конфликты

Предметом исследовании является типичные конфликты в практике социального работника

Цель исследования: изучить типы конфликтов в СР

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие  конкретные задачи:

  1. Раскрыть понятие конфликта .
  2. Рассмотреть многообразие типологий конфликтов.
  3. Рассмотреть и охарактеризовать типы конфликтного взаимодействия в социальной работе.

Методы: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, интервьюирование.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В СР

 

 

1.1Понятие конфликта

Конфликт в свете используемых в социальной работе традиционных теоретических подходов рассматривается как явление скорее деструктивное и поэтому требующее  скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель которой – разрешение конфликтов или предотвращение их развития.

Современная теория конфликта  доказывает, что конфликт - многоаспектный феномен. По мнению американского социолога Р. Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение становится сознательным.

В научной  литературе, впрочем, как и в публицистике, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространённый подход состоит в определении конфликта через противоречие как более общее понятие и прежде всего - через социальное противоречие.

Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается  на основе зарождения, развёртывания и разрешения объективных  противоречий. Противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться  как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия – это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда

Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные  условия конфликта. Противоречия и  противоположности  превращаются в  конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы,  являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт-это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающаяся в противоборстве сторон. 1

Иными словами, конфликт-это  процесс, в котором два ( или более) индивида  или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить т удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Под социальным конфликтом  обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны  стремятся  захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам  или группам, их собственность  или  культуре таким образом, что  борьба принимает форму атаки или  обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что в конфликтологии используются и такие термины, как «споры»,  «дебаты»,  «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «косвенное» и «прямое» насилие. У многих исследователей конфликт асссоцииируется с масштабными историческими изменениями.

Итак, для социального  конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противоборствующие стороны. Их поступки  обычно направлены  на достижение взаимоисключающих интересов, что ведёт к столкновению сторон.  Именнно поэтому всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе менять поведение, приспосабливаться либо «ограждаться» от данной ситуации.

В отечественной научной  литературе наиболее полное определение  социального конфликта дал Е.М. Бабосов:

«Конфликт социальный (от лат.conflictus -столкновение) есть предельны случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение  действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов 2

Правда, это определение, схватывая  основную суть дела, не отражает всех черт конфликта, в частности  его психологизма. Эта особенность  прослеживается в работе Ю.Г. Запрудского  «Социальный конфликт»:

«Социальный конфликт-это  явное или скрытое состояние  противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций  развития социальных субъектов. Прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству3»

Здесь верно, но слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых – словом  конфликтов более «низкого уровня», а их не следует  игнорировать.

Приведём ещё одно определение, принадлежащее В.И. Сафьянову:

«Конфликт в общении» - это насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнёра»4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Типологии конфликтов

Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения  его понятия и создания типологии  конфликтов. Ни одна классификация  конфликтов не может считаться законченной  и поэтому является относительной  и условной. Главная цель любой  классификации — помочь объяснить  конфликт и найти адекватные способы  его разрешения или (еще лучше) предупреждения.5

     В современной практике  выделяют: типологию конфликтов по общественно-политическим признакам, типологию  - конфликтов по социально-экономическим признакам, типология конфликтов по морально-психологическим признакам6

Если давать типологию  политических конфликтов, можно выделить следующие критерии классификации:

  • по сфере распространения: внутриполитические и внешнеполитические межгосударственные конфликты;
  • по типу политической системы: конфликты тоталитарных, командно-бюрократических и демократических политических систем;
  • по характеру предмета конфликта: конфликты политических интересов, статусно-ролевые конфликты, а также конфликты политических ценностей и политической идентификации.

 

Типология конфликтов по социально-экономическим  признакам

С точки зрения социально-экономической  наиболее общими являются конфликты  потребностей и конфликты интересов.

Конфликты потребностей. Современная  ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются различные оценки состояния  экономических и демографических  ресурсов применительно как к  миру в целом, так и к его  отдельным регионам, странам и  народам. Эти оценки распадаются, как  правило, на две крайние группы - пессимистические и оптимистические.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликты из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных  и долгосрочных потребностей.

Исследование конфликта  в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское  обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение экологических  проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, все еще доминирующего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состоит в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, "научно обоснованного" метража жилой площади на человека или "научно обоснованных" нормативов потребления мяса, овощей и т.д.) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении.

Этот подход, по сути, исходит  из уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывает реальных механизмов распределения и потребления. Иногда этот подход программирует отставание России от развитых и цивилизованных стран мира по принципу "навсегда". Достаточно сказать, что в настоящее  время в странах Западной Европы активно обсуждается вопрос о  необходимости введения всеобщего  обязательного высшего образования, с самым активным участием в этом процессе государства. В это же самое  время в России по-прежнему узаконена  количественная норма потребности страны в гражданах с высшим образованием всего... в 1,7% населения (170 человек на 10000 человек населения). И эта норма считается социально и экономически, т.е. научно обоснованной.

Не случайно теоретическая  модель удовлетворения потребностей населения  и реальный процесс находились и  находятся до сих пор в вопиющем противоречии друг с другом, что  провоцирует протестное поведение  населения в рамках этих конфликтов.

Конфликты интересов. Общее  между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих  случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими  на их социальное и экономическое  поведение. Однако если потребности  ориентируют поведение людей  на обладание теми благами, которые  оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного  отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет  социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции  индивида или социального слоя, которые  обеспечивают возможность получения  этого блага. А поскольку эти  позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликто-генны, чем потребности. Как в повседневном общении, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений.

Со стороны общества на формирование интересов оказывают  наибольшее воздействие институты  и системы распределения жизненных  благ, сложившиеся в нем. Так или  иначе через системы распределения  решается задача организации любой  социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого  результата через вознаграждение. В  качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или  признается полезным для общества. В рамках бюрократической системы  гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеют, например, продвижение по службе, всевозможные льготы и привилегии для чиновников. Поскольку последние противопоставлены  широким слоям населения, постольку  этот факт является постоянно действующим  источником конфликтов в обществе.

Информация о работе Типичные конфликты в практике социального работника