Нормативные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом

Оглавление

Оглавление

Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российский  государственный  социальный университет

Филиал  в г.Ивантеевке

Кафедра социальной работы

Социальная  работа (бакалавриат) 

Курсовая  работа

По теории социальной работы

На  тему:

«Нормативные  требования к социальному  работнику» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса

Очного  отделения 

Специальность: Социальная работа 

Зелинской Елены Станиславовны 
 
 
 
 
 
 

г.Ивантеевка 2011

Оглавление 
 

Введение____________________________________________________________ 3

Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников

    1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

    1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.

    1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14

Глава  2. Профессиональные и личностные черты социального работника

    2.1

    2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26

    2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31

Заключение________________________________________________________ 36

Список  использованной литературы__________________________________ 39 

Введение

     Тема  социального обслуживания населения России особенно актуальна  в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую  работу социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся в  трудной жизненной  ситуации.

     Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом  изменили социальную сферу общественной жизни. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, появление беженцев, безработица, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая  обстановка и сложная демографическая  ситуация - это реальная картина  на сегодняшний день.

     В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает необходимость в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

     В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ  может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все  это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также  усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных  специалистов, социальных работников.

     В современных условиях происходят качественные изменения и в самом человеке, в его запросах и потребностях; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического и материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института  социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социальной сферы.

     Социальная  работа, имея многовековую традицию в  отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности, впервые у нас в  России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по народному образованию была открыта специальность "социальная работа".

     С этого периода проявили активный интерес философы, социологи, педагоги, психологи, правоведы, медики и представители  других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.

     Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного  становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке систематического освещения, что порождает противоречие между  теорией и объективными потребностями  общественной практики.

     С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим  образом: каковы педагогические условия  и ведущие тенденции профессионально-личностного  развития социального работника?

     Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - система социального образования. Предмет исследования - процесс профессионально-личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи: разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального  работника; выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы, как профессиональной деятельности; определить базовые основания личности социального работника; вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника; опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников. Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионально-личностного развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут: подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность; разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника; реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции и  самореализации.

     Методологическую  основу исследования составляют важнейшие  положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального  развития.

     В качестве специальной методологии  исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический  подходы к общему и профессиональном у образованию. Ведущая идея исследования - субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессиональной деятельности.

     Научная новизна и теоретическое значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатов  заключает в себе решение крупной  научной проблемы - педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника.

     Практическая  значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения  и выводы создают реальные возможности  для педагогического управления профессионально-личностным развитием  социального работника в процессе его подготовки и профессионального  функционирования. Они могут служить  базовым основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Предложенные в исследовании и прошедшие  опытно-экспериментальную проверку учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации могут быть использованы и находят применение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников 

Социальная  работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991г., кода в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное  становление специалиста – сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей  будущей специальности способствует активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству. 

1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

      Самодвижение  личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:

      — «оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

      — «профессиональная подготовка» —формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

      — «профессиональная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

      — «профессионализация» —формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

      — «профессиональное мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

      Профессионализм как одно из ведущих слагаемых  социальной работы базируется и формируется  на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов  социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению  в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение  следующих задач:

      — развитие личностного интереса к выбранной профессии;

      — формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

      — формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

      — формирование профессионально-личностной «Я-кон-цепции».

      Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

      — чего он хочет в своей профессии;

      — что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;

      — что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику