Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом
Оглавление
Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный социальный университет
Филиал в г.Ивантеевке
Кафедра социальной работы
Социальная
работа (бакалавриат)
Курсовая работа
По теории социальной работы
На тему:
«Нормативные
требования к социальному
работнику»
Выполнила студентка 2 курса
Очного отделения
Специальность:
Социальная работа
Зелинской
Елены Станиславовны
г.Ивантеевка 2011
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические
аспекты социальной работы________________________
Глава 2. Профессиональные и личностные черты социального работника
2.1
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение____________________
Список
использованной литературы____________________
Введение
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу общественной жизни. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, появление беженцев, безработица, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реальная картина на сегодняшний день.
В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает необходимость в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.
В
современных условиях происходят качественные
изменения и в самом человеке,
в его запросах и потребностях;
они приобретают более
Социальная
работа, имея многовековую традицию в
отечественном и мировом опыте,
как специфический вид
С этого периода проявили активный интерес философы, социологи, педагоги, психологи, правоведы, медики и представители других наук к проблематике социальной педагогики, социальной работы, социальной помощи населению.
Между
тем подготовка специалиста по социальной
работе в контексте его
С
учетом этого противоречия был сделан
выбор темы исследования, проблема
которого сформулирована следующим
образом: каковы педагогические условия
и ведущие тенденции
Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - система социального образования. Предмет исследования - процесс профессионально-личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи: разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника; выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы, как профессиональной деятельности; определить базовые основания личности социального работника; вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника; опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников. Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессионально-личностного развития социального работника станет в определенной мере управляемым, если будут: подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность; разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника; реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции и самореализации.
Методологическую
основу исследования составляют важнейшие
положения философской и
В
качестве специальной методологии
исследования выступают системно-целостный,
личностно-деятельностный, культурологический,
индивидуально-творческий, акмеологический
подходы к общему и профессиональном
у образованию. Ведущая идея исследования
- субъектное развитие и саморазвитие
социального работника в
Научная
новизна и теоретическое
Практическая
значимость исследования. Содержащиеся
в нем теоретические положения
и выводы создают реальные возможности
для педагогического управления
профессионально-личностным развитием
социального работника в
Глава
1. Профессиональная
деятельность социальных
работников
Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991г., кода в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».
Профессиональное
становление специалиста –
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий:
— «оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
— «профессиональная подготовка» —формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
— «профессиональная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
— «профессионализация» —формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
— «профессиональное мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.
Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:
— развитие личностного интереса к выбранной профессии;
— формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;
— формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
— формирование профессионально-личностной «Я-кон-цепции».
Таким образом, профессионализация — важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
— чего он хочет в своей профессии;
— что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
— что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику