Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом
Оглавление
Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39
В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.
Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.
В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.
Для того
чтобы успешно работать в организациях
системы социальной защиты населения,
необходимо обладать терпением и
коммуникабельностью. Профессионально
важными качествами специалиста
являются доброжелательность, порядочность,
бескорыстность, честность, развитое чувство
интуиции, наблюдательность и трудолюбие,
эмоционально-волевая
Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.
5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.
Социальный
работник должен владеть немалым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
чтобы выступать достойным
1.3 Этические аспекты социальной работы
В
своей основе социальная работа предстает
как нормативная деятельность. Она
непосредственно связана с
Ценностные
ориентации имеют важнейшее значение
для функционирования индивидуума
и общества. Ценности - способы отношения
к миру и к людям. Они представляют
связь между оценивающим
Ценностная
система координат в социальной
работе становится краеугольным камнем
в построении любой осмысленной
практики: только в ней наблюдаемые
факты обретают смысл, и только так
социальные действия оформляются в
целенаправленную деятельность. Социальный
работник не может занимать нейтральную
позицию внешнего наблюдателя по
отношению к клиенту и его
проблемам, руководствуясь классическими
принципами научной объективности.
Он включен в ситуацию взаимодействия.
Эффективность социальной работы зависит
от степени взаимной включенности работника
и клиента в процесс
Посредническая
миссия социальной работы в системе
социальных отношений сделала неуместным
однополярный этический ригоризм "или-или".
Поэтому система
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1)
твердая вера в ценность, достоинство
и творческие возможности
2)
вера в несомненное право
3)
непоколебимая убежденность в
неотъемлемом и неотчуждаемом
праве каждого человека делать
свой выбор и действовать на
его основе в рамках
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная
морально-этическая природа
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.
Рефлексия3 - профессиональное качество социального работника.
С. Халлек
выделил несколько наиболее часто
встречающихся видов
1.
Ложь как особая
2.
Ложь как необходимость
3.
Ложь как конфиденциальность. "Расскажи
мне, что случилось, это
4.
Ложь как вознаграждение за
конформность. "Сделай, это в твоих
же интересах. Тебе станет
5.
Ложь как отказ от ограничений.
"Ты сможешь все, если
6.
Ложь безграничной помощи. "Доверься
мне, и все будет хорошо. Я
буду всегда тебе помогать".
Подросток должен знать и
7.
Ложь безусловного принятия. "Ты
нравишься мне, но не твое
поведение". Базовый принцип
Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация - хороший повод для развития рефлексии.4
Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, - как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику