Нормативные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом

Оглавление

Оглавление

Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

     Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

     Не  каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей  кандидата, которая в конечном счете  определяет его профессиональную пригодность  и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного  психологического убеждения как  основы всей ценностной ориентации индивида.

     Социальная  работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она  не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

     Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую он формирует  не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три  группы:

     первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности  к данному виду деятельности;

     вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование  социального работника, как личности;

     третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного  обаяния.6

     В работе с людьми, как правило, психологические  требования базируются на собранности  и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и  т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики  невозможна эффективная работа.

     Как показывает зарубежный опыт, от социального  работника ожидается очень многое. В соответствии со "Стандартами  классификации практической социальной работы в США" ему необходимо иметь  представление о: теории и методике работы с отдельным клиентом и  их группой; ресурсах и услугах, предоставляемых  обществом (общиной); программах и целях  социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне; организации  местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального  обеспечения; основах социально-экономической  и политической теории; расовых, этнических и других культурных группах в  обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах); результатах профессиональных и научных исследований, которые  можно использовать в практической работе; концепциях и методах социального  планирования; теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой; теории и практике управления персоналом; социальных, психологических, статистических исследовательских  методах и методиках; теории и  концепции управления службами социальной защиты населения; факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента; теориях и методах психосоциальной  оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента; теории и практике организационных и  социальных систем и методов поощрения  улучшения их работы; теории и методах  адвокатской практики; этических  стандартах и практике профессиональной социальной работы; теории и методах преподавания и обучения; тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения; законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.

     "В  Финляндии социальный работник  обязан проводить в жизнь следующие  принципиальные установки.

1. Быть  корректным.

2. Помогать  клиенту избавиться от комплекса  неполноценности.

3. Обеспечивать  свободу выбора.

4. Конфиденциальность.

5. Превентивный  характер.

6. Поощрение  самостоятельности"7

     Социальные  работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих  профессиональных функций. Их работа характеризуется  тремя подходами при решении  проблемы: воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения; фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов; адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.8

     Исследования  российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп  умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько  групп.

     Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь: анализировать  и оценивать опыт, как свой, так  и других; анализировать и выявить  проблемы и концепции; применять  на практике свои знания и понимание  проблем; применять на практике исследовательские  находки.

     Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: создавать  и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального  и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска  для себя и для других; содействовать  предоставлению физической заботы нуждающимся  и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и  отношения между людьми; общаться вербально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими  социальными работниками; ставить  себя в роль адвоката своего клиента.

     Конструктивные  умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: вырабатывать решения с индивидами или, при  необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки  решения; вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

     Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: нести  четкие и лаконичные записи; проводить  политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу; готовить доклады и докладывать; организовывать, планировать и контролировать работу; добывать информацию с помощью  доступной технологии; исследовать  и распознавать потребности в  услугах; расширять сферы своих  услуг; использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни  живущих или работающих в нем; оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный  работник должен владеть немалым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и  умения социального работника в  сочетании с соответствующими личностными  качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.9 

2.3 Нормы и требования к социальному работнику

     Этический и профессиональный кодекс социального  работника отвечает международным  нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции  членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический  кодекс соц. работника, в котором  сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального  обслуживания.

     Этические стандарты социального работника. Суммируя все вышесказанное, а также  используя приемлемый для нашей  страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС10, можно выделить основные этические стандарты социального работника.

     К главным его положениям относятся: быть образцом личного поведения, в  работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента; делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента; уважать  частную жизнь клиента и держать  в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним; в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным; в процессе работы действовать  в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей  профессии; служить своей профессией на благо окружающих.

     К этическим стандартам профессионального  общения социального работника  можно отнести следующее: социальный работник не должен участвовать в  делах, связанных с ложью, обманом, подлогом; социальный работник должен четко разграничивать свои заявления  и действия как частного лица и  как социального работника; социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше  всего; социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп  людей; социальный работник не должен использовать профессиональные отношения  для достижения личных целей; социальный работник, занимающийся исследовательской  работой, должен проанализировать и  предусмотреть ее возможные последствия  для людей; убедиться, что участники  исследования добровольно участвуют  в нем; информировать об этом заранее  и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования); социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав; социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними; информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

     Что касается непосредственных этических  обязательств социального работника  перед клиентом, то: интересы клиента  всегда должны быть на первом месте; социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально  используя профессиональные навыки; недопустимо использование взаимоотношений  с клиентом для достижения личной выгоды; не следует проявлять, способствовать и участвовать в любой форме  дискриминации, на основе расовых предрассудков  или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими  недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом; социальный работник должен информировать клиента о  возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых  ему социальной службой; следует  советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента; социальный работник может  прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как  можно меньший ущерб; социальный работник должен стараться максимально  давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения"; социальному работнику не следует  участвовать от имени своего клиента  в действии, которое нарушает или  подрывает гражданские или юридические  права клиента.

     Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:

     - уважать личную жизнь клиента  и сохранять конфиденциальность  всей полученной информации;

     - информировать клиента о границах  конфиденциальности в каждой  конкретной ситуации, о целях  получения информации и ее  использования;

     - получить согласие клиента на  печатание, запись разговоров  и участие третьего лица.

     В отношениях с коллегами:

     - нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;

     - следует сотрудничать с коллегами  для эффективного осуществления  профессиональных интересов;

     - относиться с уважением к мнениям,  квалификации, достижениям коллег  и использовать соответствующие  каналы для высказывания своих  суждений за этот счет;

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику