Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом
Оглавление
Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39
Сформулирован
оптимальный набор личностных качеств,
необходимых социальному
Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная
работа была и остается одной из
самых трудных профессий. Она
не всегда адекватно воспринимается
общественным мнением. Но социальная работа
является одним из самых одухотворенных
и благородных видов
Стиль
поведения социального
Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
первая
- психологические
вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.6
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Как
показывает зарубежный опыт, от социального
работника ожидается очень
"В
Финляндии социальный работник
обязан проводить в жизнь
1. Быть корректным.
2. Помогать
клиенту избавиться от
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности"7
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы: воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения; фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов; адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.8
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь: анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; анализировать и выявить проблемы и концепции; применять на практике свои знания и понимание проблем; применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные
умения. Квалифицированный социальный
работник должен быть в состоянии: создавать
и поддерживать рабочую обстановку
и атмосферу; выявлять и преодолевать
негативные чувства, которые влияют
на людей и на него самого; выявлять
и учитывать в работе различия
личностного, национального, социального
и культурно-исторического
Конструктивные
умения. Квалифицированный социальный
работник должен быть в состоянии: вырабатывать
решения с индивидами или, при
необходимости, от их имени, с семьями,
группами или от их имени; выделять
решения, требующие предварительного
согласования с другими специалистами;
действовать в алгоритме
Организаторские
умения. Квалифицированный социальный
работник должен быть в состоянии: нести
четкие и лаконичные записи; проводить
политику службы относительно конфиденциальности
и надлежащего подхода к делу;
готовить доклады и докладывать;
организовывать, планировать и контролировать
работу; добывать информацию с помощью
доступной технологии; исследовать
и распознавать потребности в
услугах; расширять сферы своих
услуг; использовать физическое окружение,
окрестности дома, микрорайона, учреждения
для улучшения качества жизни
живущих или работающих в нем;
оценивать и творчески
Социальный
работник должен владеть немалым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
чтобы выступать достойным
2.3 Нормы и требования к социальному работнику
Этический и профессиональный кодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
Этические
стандарты социального
К
главным его положениям относятся:
быть образцом личного поведения, в
работе руководствоваться в первую
очередь интересами клиента; делать
все, чтобы способствовать максимальной
самостоятельности клиента; уважать
частную жизнь клиента и
К
этическим стандартам профессионального
общения социального работника
можно отнести следующее: социальный
работник не должен участвовать в
делах, связанных с ложью, обманом,
подлогом; социальный работник должен
четко разграничивать свои заявления
и действия как частного лица и
как социального работника; социальный
работник должен стремиться совершенствовать
свои профессиональные знания и практический
опыт, ставить служебный долг превыше
всего; социальный работник должен направлять
усилия на предупреждение негуманных
и дискриминационных действий, направленных
против одного человека или групп
людей; социальный работник не должен
использовать профессиональные отношения
для достижения личных целей; социальный
работник, занимающийся исследовательской
работой, должен проанализировать и
предусмотреть ее возможные последствия
для людей; убедиться, что участники
исследования добровольно участвуют
в нем; информировать об этом заранее
и не оказывать на них давления
(при этом сохранять конфиденциальность
и уважать достоинство
Что
касается непосредственных этических
обязательств социального работника
перед клиентом, то: интересы клиента
всегда должны быть на первом месте; социальный
работник должен работать с клиентом
доброжелательно, лояльно, упорно, максимально
используя профессиональные навыки;
недопустимо использование
Что
касается такого важного этического
момента как
-
уважать личную жизнь клиента
и сохранять
-
информировать клиента о
- получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.
В отношениях с коллегами:
- нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;
-
следует сотрудничать с
-
относиться с уважением к
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику