Нормативные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом

Оглавление

Оглавление

Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

Социальные  работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными  вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами  норм и их реформаторами, расширяя рамки  толерантности по отношению к  тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто "иной". Многие из их диагностических  выводов предстают как этические  суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно  учить делать такие суждения эксплицитно  и брать за это ответственность.

     Содержание  и направленность профессиональных действий социального работника  следует рассматривать в системе  ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность  взаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Профессиональная деятельность социальных работников 

2.1 Профессиональные  требования к социальному  работнику. Профессиограмма социальной работы 

     Должность социального работника и специалиста  социальной работы в Российской Федерации  введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи  и отдельных лиц, нуждающихся  в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших  у них трудностей, конфликтных  ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и  общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической  помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические  консультации по вопросам семьи и  брака, воспитательную работу с несовершеннолетними  детьми с ассоциативным поведением.

     Выявляет  и оказывает содействие детям  и взрослым, нуждающимся в опеке  и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой  и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает  в качестве их общественного защитника  в суде.

     Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских  и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных  учебно-воспитательных учреждений и  мест лишения свободы.

     Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

     диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

     прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

     правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

     организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

     предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

     социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

     социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

     психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

     социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

     коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

     Специфика функций социального работника  предполагает органическое сочетание  личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и  профессиональном кодексе.

     Так, к числу обязательных качеств  и умений социального работника  отнесены:

эмпатийность, психологическая компетентность, деликатность и тактичность,

     человечность  и гуманность, милосердие, организаторские  и коммуникативные способности, экстравертированность, высокая духовная культура и нравственность, социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей), умение быть интересным для окружающих и неформальным в  работе с клиентом, направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента, учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному  повышению профессиональных знаний, честность, моральная чистота в  профессиональных делах, соблюдение этики 

взаимоотношений с людьми и т.п.

       Профессиограмма специальности "Социальная работа"

     Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

     1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

     2. Содержание профессиональной деятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.

     В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными  возможностями.

     Специалист  в области социальной работы участвует  в организационно-управленческой и  административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так  же содействует интеграции деятельности различных государственных и  общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и  помощи населению.

     В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных  заведениях (при условии получения  дополнительного образования в  этой области).

     3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.

     Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических  дисциплин (истории, философии, культурологии5, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы. Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

     В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения  социальной работы.

Специалист  по социальной работе должен иметь  представление об организации и  управлении в социальных учреждениях  и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и  мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

     В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской  работы.

     4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и  коммуникабельностью. Профессионально  важными качествами специалиста  являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство  интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

     5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.

     Социальный  работник должен владеть немалым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и  умения социального работника в  сочетании с соответствующими личностными  качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. 

2.2 Профессиональный портрет социального работника

     Социальная  работа - это сложный процесс, требующий  прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и  т.д. Ее эффективность во многом зависит  от самого социального работника, его  умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Профессиональные  качества социального работника  рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных  знаний, умений и навыков, а также  для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

     Для описания социального работника  можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать  других; понимать их; самостоятельность  и творческий склад мышления; быстрая  и точная ориентировка, организаторские  способности, моральные качества и  др.

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику