Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом
Оглавление
Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39
Социальные
работники предлагают людям помощь
в связи со сложными нравственными
вопросами и затруднениями, переплетенными
с социально-экономическими реалиями
их жизни и деятельности в обществе.
Они выступают одновременно трансляторами
норм и их реформаторами, расширяя рамки
толерантности по отношению к
тем, кто не соответствует общепринятой
социальной норме, к тем, кто просто
"иной". Многие из их диагностических
выводов предстают как
Содержание
и направленность профессиональных
действий социального работника
следует рассматривать в
Глава
2. Профессиональная
деятельность социальных
работников
2.1
Профессиональные
требования к социальному
работнику. Профессиограмма
социальной работы
Должность
социального работника и
Выявляет
и оказывает содействие детям
и взрослым, нуждающимся в опеке
и попечительстве, устройстве в лечебные
и учебно-воспитательные учреждения,
получении материальной, социально-бытовой
и иной помощи. Организует общественную
защиту несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-
социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
эмпатийность,
психологическая
человечность
и гуманность, милосердие, организаторские
и коммуникативные способности,
экстравертированность, высокая духовная
культура и нравственность, социальный
интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать
и анализировать социальные ситуации
и других людей), умение быть интересным
для окружающих и неформальным в
работе с клиентом, направленность
на интересы, потребности и защиту
человеческого достоинства
взаимоотношений с людьми и т.п.
Профессиограмма специальности "Социальная работа"
Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.
1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
2. Содержание профессиональной деятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.
В
круг обязанностей специалиста входит
организация и координация
Специалист
в области социальной работы участвует
в организационно-
В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).
3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.
Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии5, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы. Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.
В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.
Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.
В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.
Для того
чтобы успешно работать в организациях
системы социальной защиты населения,
необходимо обладать терпением и
коммуникабельностью. Профессионально
важными качествами специалиста
являются доброжелательность, порядочность,
бескорыстность, честность, развитое чувство
интуиции, наблюдательность и трудолюбие,
эмоционально-волевая
Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.
5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.
Социальный
работник должен владеть немалым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
чтобы выступать достойным
2.2 Профессиональный портрет социального работника
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Профессиональные
качества социального работника
рассматриваются как проявление
психологических особенностей личности,
необходимых для усвоения специальных
знаний, умений и навыков, а также
для достижения существенно приемлемой
эффективности в
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику