Нормативные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом

Оглавление

Оглавление

Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

     - если социальный работник замещает  коллегу, то он должен действовать  с учетом его интересов, характера  и репутации;

     - социальный работник, руководящий  своими коллегами, должен выполнять  свои обязанности в справедливой  взвешенной манере, оценивать их  деятельность в соответствии  с четко сформулированными критериями.

Этическая ответственность перед профессией:

     - социальный работник должен придерживаться  и умножать ценности, этику, знания  и миссию социальной работы;

     - социальному работнику следует  защищать достоинство целостность  профессии;

     - социальный работник должен быть  в курсе знаний, касающихся социальной  работы и уметь их критически  оценивать;

     - социальный работник должен участвовать  в накоплении знаний социальной  работы, делиться результатами исследований  и практическим опытом с коллегами;

     - социальная работа, как и любая  отрасль знаний, находится в процессе  постоянно развития и обогащения.

     Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую  помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

     Профессиональные  качества социального работника  рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных  знаний, умений и навыков, а также  для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального  работника, обусловленный совокупностью  его личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую он формирует  не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В России сложился и функционирует  институт "специалистов социальной работы". С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности "социальная работа".

     В настоящей работе сделана попытка  проанализировать некоторые аспекты  подготовки специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективность социальной работы рассматривается  как максимально возможное в  данных условиях достижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.

     Большое значение в повышении эффективности  социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального  работника на уровне клиента. Она  имеет первостепенное значение для  формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения  различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

     Социальный  работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и  др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).

     Социальный  работник должен владеть не малым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы  выступать достойным реализатором целей социальной работы.

     Профессионально важные качества в работе рассматриваются  как проявления психологических  особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Наиболее  точным инструментом социального работника  всегда будет его способность  к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая  способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального  обучения, но они всегда будут тем  более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального  работника, гуманистической направленности его личности.

Выполненная работа и полученный фактический  материал обращают внимание на особую важность при профессиональном обучении, переподготовке, повышении квалификации, работы с сознанием социальных работников. Именно сознание - важнейший ресурс совершенствования профессионального  мастерства. Другими словами становится чрезвычайно важной работа по формированию образа мира сотрудников социальных служб.

     Сказанное требует развития в профессиональной подготовке социальных работников, практико-ориентированных  дисциплин психолого-педагогического  цикла, формирование у будущего специалиста  эмоционально-образного и социального  мышления, создание условий для раскрытия  креативного потенциала, социальной изобретательности.

     Практика  социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия  у специалиста по социальной работе комплекса гуманистических качеств. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Беребешкина З. А Этика социального работника. Учебное пособие. - М., 1995 г.
  2. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1993.
  3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.
  4. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.
  5. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: "Дело", 1993
  6. Козлов А.А. Этический кодекс социальной работы. // Социальная работа, 1998 г. - №4
  7. Лебедев Б.Л. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996.
  8. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России.  Учебное пособие. - М.: Наука, 1995
  9. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.
  10. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореф., дис. канд. психол. наук. - М., 1993 г.
  11. Павлюнок П.Д. Введение в профессию "социальная работа": Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1995.
  12. Пантелеева Т.С., Червякова Экономические основы социальной работы. Г.А., М., МГСУ, 1999 г.
  13. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: РГСИ, 1993 г.
  14. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М., 2000 г.
  15. Работник социальной службы. Профессиональный журнал. № 1 (3) 1998 г. Москва. Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб. / Содержание и структура психологической готовности работников социальных служб к профессиональной деятельности.
  16. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издат-во «Союз» 1994 г.-339 с. (Часть 1).
  17. Работник социальной службы. Профессиональный журнал №1 (3) 1998 г. Москва, Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб М.В. Ромм, Т.А. Ромм "Теория Социальной Работы". Учебное пособие - Новосибирск 1999
  18. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1.
  19. Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М., Вып. 2. 1992.: Социальная работа и проблема подготовки кадров.
  20. Интернет ресурсы:

    - Этические аспекты консультирования в социальной работе http://rl-online.ru/articles/rl4_04/320.html

    - социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. Педагогическая библиотека. http://www.pedlib.ru/Books/2/0421/2_0421-

- Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных работников.http://referat.diplomplanet.ru/articles/category/24/message/1750/ 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику