Социальный работник
Социальный работник – милосердная,
добрая профессия, которая официально
появилась в России всего 20 лет назад.
С переходом страны к рыночной экономике
труднее всех было справиться незащищенным
слоям населения: одиноким немощным старикам,
одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным
и детям, лишенным родительской заботы.
На помощь им пришли представители новой
профессии – социальные работники. Социальный
работник – квалифицированный специалист,
который работает в общественной сфере,
имеет отношение к жизни людей и их отношениям
в обществе. Это врач, священник, психолог
в одном лице. Многие из пожилых людей
сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать
им эмоциональную поддержку – это самое
главное. Они нуждаются не только в медицинской
помощи, в лекарствах, но порой в элементарном
уходе и решении бытовых вопросов. Трудно
найти более благородную профессию, в
ней работают по призванию, случайные
люди здесь не задерживаются. В западных
странах профессия социального работника
входит в тройку самых уважаемых в обществе,
наряду с профессиями врача и адвоката.
Главная обязанность сотрудника органов
социальной защиты населения — помогать
тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.
Например, в одном из городов России действует
автобусная служба «Милосердие», в зимнее
время они эвакуируют с улиц замерзающих
бездомных людей. Ежегодно сотрудники
этой службы спасают от переохлаждения
и голодной смерти сотни людей. В этой профессии
выделяют разные специальности: социальная
работа, организация сурдокоммуникации,
организация работы с молодежью. Преимущества
профессии: доступность получения профессии;
возможность каждый день совершать добрые
поступки; высокая социальная значимость. Ограничения
профессии: низкий уровень заработной
платы; не подходит для людей брезгливых,
не имеющих терпения и не умеющих сострадать.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника
относится к типу: «Человек – Человек»,
она ориентирована на общение и взаимодействие
с людьми. Для этого требуются умения устанавливать
и поддерживать деловые контакты, понимать
людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях,
проявлять активность, общительность
и контактность, обладать развитыми речевыми
способностями и вербальным мышлением,
обладать эмоциональной устойчивостью. Профессия
социального работника относится к классу
исполнительских, она связана с исполнением
решений, работой по заданному образцу,
соблюдением имеющихся правил и нормативов,
следованием инструкциям. Она требует
организованности, исполнительности,
умения заниматься конкретными делами.
Содержание деятельности
Деятельность социального работника
включает оказание материально-бытовой
помощи и морально-правовой поддержки
инвалидам, одиноким престарелым людям,
многодетным матерям, детям-сиротам, лицам,
страдающим тяжкими недугами, алкоголикам
и наркоманам, бедствующим гражданам,
находящимся в состоянии депрессии в связи
с экологическими катастрофами, межнациональными
конфликтами и войнами, потерей близких. Социальный
работник чаще всего обслуживает закрепленных
за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до
16 человек. Он навещает подопечных по месту
жительства, оказывает им моральную поддержку,
обеспечивает каждого продуктами и лекарствами
по его просьбе по заранее составленному
и согласованному списку, оплачивает коммунальные
услуги, получает пенсии и пособия, начисленные
на имя подопечного. Социальный работник
оказывает помощь по дому: производит
уборку и косметический ремонт квартиры,
при необходимости готовит еду, кормит
подопечного. В случае болезни подопечного
оказывает ему экстренную доврачебную
медицинскую помощь. Вызывает врача на
дом, сопровождает на прием в поликлинику.
В случае госпитализации подопечного
посещает его в больнице. По просьбе подопечного
пишет письма, делает телефонные звонки
родственникам, а также решает других
вопросы, с которыми сталкиваются одинокие,
пожилые и больные люди.
Требования к знаниям
и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии
социального работника необходима общая
осведомленность в социально-гуманитарных
и нравственных вопросах, полезны базовые
знания по истории, русскому языку, обществознанию. Квалифицированный
социальный работник должен знать: - основы
этики, психологии; - основы медицины; -
основы экономики; - правовые нормы. Квалифицированный
социальный работник должен уметь: - устанавливать
душевный контакт с подопечными; - проявлять
заботу, оказывать им моральную поддержку;
- выполнять бытовые работы по дому (совершать
покупки, готовить, стирать); - при необходимости
оказывать доврачебную медицинскую помощь.
Требования к индивидуальным
особенностям специалиста
Для успешной деятельности
в качестве социального работника необходимо
наличие следующих профессионально-важных
качеств: - практическое логическое мышление
предметно-действенного склада; - оптимистичность;
- порядочность; - пунктуальность; - сострадательность;
- выраженное чувство ответственности;
- выраженная
склонность к работе в сфере общения, - склонность
к сервисной работе; - лексические
способности; - активность
и физическая подвижность; - высокая
эмоциональная устойчивость.
Условия труда
У социального работника активная,
мобильная работа, многочисленные контакты,
посещение подопечных на дому и разных
инстанций и магазинов. Основные средства
труда социального работника: ручные инструменты,
«золотые руки» и «доброе сердце». Социальный
работник выполняет ясные, четко сформулированные
цели, решает стандартные, типичные задачи. Социальный
работник выполняет поставленные другими
задачи, согласно заданным стандартам,
правилам, алгоритмам. Из особых условий
труда следует отметить моральную ответственность
за подопечных и высокую психоэмоциональную
нагрузку при интенсивном контакте с представителями
неблагополучных слоев общества.
Клиенты социальных
работников
Клиент социальной службы- человек
или семья, находящиеся в трудной жизненной
ситуации и нуждающиеся в с вязи с этим
в социальном обслуживании. В соответствии
с признанным международным сообществом
определением практической социальной
работы клиентом социальных служб может
быть практически каждый член общества,
попавший в трудную жизненную ситуацию.
Однако, чаще всего под понятием «клиент»
понимаются определенные категории населения,
нуждающиеся в специфической помощи и
поддержке, адаптации, реабилитации, а
иногда и коррекции. Это: -дети, оказавшиеся
в особо сложных условиях, в том числе
подвергшиеся жесточайшему обращению,
оставшиеся без надзора (в 2004г. от рук родителей
в нашей стране погибло 2 тыс. детей); - беспризорные,
подвергшиеся экономической и сексуальной
эксплуатации, страдающие социально обусловленными
заболеваниями, включая синдром приобретенного
иммунодефицита; - дети-инвалиды; - дети
из числа беженцев; - дети, склонные к правонарушениям,
а также находящиеся в тюремном заключении; -
женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному
насилию; - лица, занимающиеся проституцией; -
лица, страдающие алкоголизмом, вредными
пристрастиями к наркотикам и иным веществам; -
лица, отбывающие и отбывшие наказание
в учреждениях системы ГУИН и спец.лечебных
учреждениях; - лица пожилого и старческого
возраста; - инвалиды; - беженцы, вынужденные
эмигранты; - лица, попавшие в особо сложные
условия вследствие природных и техногенных
катастроф; - лица – участники боевых действий; -
лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; -
безработные; - лица без определенного
места жительства. Таким образом, понятие
«клиент», с точки зрения практики социальной
работы, многомерно. Уникальность социальной
работы и ее отличие от других профессий,
предназначенных для оказания помощи
людям, в том, чтобы способствовать достижению
изменений во взаимодействиях между людьми
и окружающего их мира. Каждому клиенту
свойственны определенные личностные
характерные черты, которые должны быть
обнаружены и задействованы социальным
работником в процессе работы. Вне зависимости
от того, является ли клиентом социального
работника отдельная личность, группа,
семья или более крупная социальная структура,
ей будут свойственны особые потребности,
система ценностей, возможности, уровень
знаний, система вероисповедания народу
с физическими характеристиками и накопленным
опытом, которые каждую ситуацию делают
по истине уникальной. К тому же клиенты
не находятся в вакууме. Их непосредственное
окружение также оказывает на них свое
влияние. В непосредственное окружение
могут входить друзья, семья, работники
школы, работодатели, соседи и все те, кто
просто хочет оказать помощь, как профессиональную,
так и непрофессиональную, непосредственно,
от всего сердца, руководствуясь своими
знаниями и жизненным опытом. Вследствие
того, что непосредственное окружение
также вносит свой вклад в решение проблемы,
необходимо в интегральное понятие клиента
социальной работы включить и непосредственных
участников этого социального окружения,
и участникам которого можно будет прибегнуть
в ходе работы с клиентом. В подходах к
клиенту социальной работы необходимо
иметь представление как об общих проблемах,
объединяющих обращающихся за помощью
к социальному работнику людей, входящих
в обобщенное понятие «клиент», так и о
специфических проблемах каждого клиента,
составляющего ту или иную целевую группу
социальной работы.
Этические аспекты
социальной работы
В своей основе социальная работа
предстает как нормативная деятельность.
Она непосредственно связана с нравственными
ценностями и социальными нормами, с поведением
человека, которое может быть социально
одобряемым или неодобряемым, "хорошим
" или "плохим", агрессивным и девиантным
или конформным и правопослушным. Процесс
оказания помощи почти всегда призван
содействовать клиенту сделать этический
выбор и принять ценностные решения, сформировать
свою нравственную волю и целостность. Ценностные
ориентации имеют важнейшее значение
для функционирования индивидуума и общества.
Ценности - способы отношения к миру и
к людям. Они представляют связь между
оценивающим субъектом и оцениваемым
объектом. Ценностная система координат
в социальной работе становится краеугольным
камнем в построении любой осмысленной
практики: только в ней наблюдаемые факты
обретают смысл, и только так социальные
действия оформляются в целенаправленную
деятельность. Социальный работник не
может занимать нейтральную позицию внешнего
наблюдателя по отношению к клиенту и
его проблемам, руководствуясь классическими
принципами научной объективности. Он
включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность
социальной работы зависит от степени
взаимной включенности работника и клиента
в процесс совместного целеполагания
и целедостижения. Ключевыми для социальной
работы становятся понятия и категории
"социальное благосостояние" и "социальное
функционирование". Они несут в себе
ценностно-нормативный подтекст и подразумевают
жизнедеятельность в обществе по его нормам
и в соответствии с его ценностями. Нарушение
социального функционирования можно рассматривать
как нарушение исключительно с точки зрения
существующей иерархии общественных ценностей.
Улучшение социального функционирования
- развитие того, что соответствует социальной
норме. Посредническая миссия социальной
работы в системе социальных отношений
сделала неуместным однополярный этический
ригоризм "или-или". Поэтому система
профессиональных ценностных ориентаций
начала строиться по принципу "как то,
так и другое". Такой подход учитывает
взаимозависимость и взаимообусловленность
благосостояния личности и общества, свободы
и ответственности, прав и обязанностей.
Здесь взаимосвязаны ценности самореализации
личности и общественного блага. Личностная
автономия рассматривается как необходимое
условие социальной включенности и ответственности. Подобное
положение дел заставляет социального
работника в каждом конкретном случае
искать баланс, меру взаимной непротиворечивости
между личным и социальным, идеальным
и реальным, должным, возможным и желательным.
Социальная работа в этом понимании становится
инструментом демократического общества
- она стремится согласовать и примирить
часто противоречивые интересы государства,
общества, социальных групп и личности. Этические
принципы социальной работы определяются
базовыми ценностями демократического
общества, важнейшие из которых, как отмечают
У. Фридлендер и Р. Эпт это: 1) твердая вера
в ценность, достоинство и творческие
возможности каждого индивида; 2) вера в
несомненное право каждого иметь собственное
мнение и убеждения, свободно их выражать
и воплощать в жизнь в той степени, в которой
это не ущемляет прав других людей; 3) непоколебимая
убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом
праве каждого человека делать свой выбор
и действовать на его основе в рамках меняющегося
и развивающегося, но при этом стабильного
общества. Нормативно-ценностная природа
социальной работы проявляется, например,
в том, каким образом клиенты невольно
включаются в систему профессиональных
ценностных ориентаций. Социальный работник,
работая с клиентом, неизбежно транслирует
ему свои ценностные установки и свое
понимание проблем. По сути, социальный
работник предлагает клиенту осознать
себя и свое психологическое пространство
в системе таких категорий, как тревожность,
агрессия, конфликт, чувство вины, мотив.
В свою очередь он должен суметь увидеть
и принять базовые ценности клиента, нормы
его культуры и субкультуры и уметь вести
диалог с клиентом в терминах его культурного
окружения. Поэтому особую важность в
социальной работе имеет процесс взаимовлияния
ценностных систем. Имманентная морально-этическая
природа консультирования в социальной
работе проявляется в том, как клиент аккультурируется
к принятию системы ценностей социальной
работы, в рамках которой определяется
и интерпретируется его проблема. Постановка
индивида или группы в позицию клиента
означает начало нормированного взаимодействия
с социальным работником, в ходе которого
проситель становится клиентом. По сути,
это предполагает, что клиент включается
в контекст ценностей, суждений, допущений,
теоретических представлений и, в некоторых
случаях, профессионального языка социальной
работы. Возможно, что клиент скорее будет
обращаться в новую веру, чем включаться
в открытое договорное и осознанное общение.
Но в этом случае различия взглядов и точек
зрения социального работника и клиента
могут оказаться слишком значительными.
Тогда процесс работы имеет мало шансов
на успех.
Профессиональные
требования к социальному работнику
Должность социального работника
и специалиста социальной работы в Российской
Федерации введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется следующими
должностными обязанностями: выявляет
на предприятиях, в микрорайонах семьи
и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них
трудностей, конфликтных ситуаций, в т.
ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает
им содействие в их разрешении и социальную
защиту; содействует интеграции деятельности
различных государственных и общественных
учреждений по оказанию необходимой социально-экономической
помощи населению; оказывает помощь в
семейном воспитании, заключении трудовых
договоров о работе на дому женщинам, имеющим
несовершеннолетних детей, инвалидам,
пенсионерам; проводит психолого-педагогические
и юридические консультации по вопросам
семьи и брака, воспитательную работу
с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением. Выявляет и оказывает содействие
детям и взрослым, нуждающимся в опеке
и попечительстве, устройстве в лечебные
и учебно-воспитательные учреждения, получении
материальной, социально-бытовой и иной
помощи. Организует общественную защиту
несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях выступает в качестве
их общественного защитника в суде. Участвует
в работе по созданию центров социальной
помощи семье: усыновления, попечительства
и опеки; социальной реабилитации; приютов;
молодежных, подростковых, детских и семейных
центров; клубов и ассоциаций, объединений
по интересам и т.д. Организует и координирует
работу по социальной адаптации и реабилитации
лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных
учреждений и мест лишения свободы. Конкретизация
деятельности специалистов по социальной
работе вытекает из его основных функций: -
диагностическая – заключается в том,
что социальный работник изучает особенности
семьи, группы людей, личности, степень
и направленность влияния на них микросреды
и ставит "социальный диагноз"; - прогностическая
– прогнозирует развитие событий, процессы,
происходящие в семье, группе людей, обществе
и вырабатывает определенные модели социального
поведения; - правозащитная – использует
законы и правовые акты, направленные
на оказание помощи и поддержки населения,
его защиту; - организационная – способствует
организации социальных служб на предприятиях
и по месту жительства, привлекает к их
работе общественность и направляет их
деятельность к оказанию различных видов
помощи и социальных услуг населению; -
предупредительно-профилактическая –
приводит в действие различные механизмы
(юридические, психологические, медицинские,
педагогические и др.) предупреждения
и преодоления негативных явлений, организует
оказание помощи нуждающимся; - социально-медицинская
– организует работу по профилактике
здоровья, способствует овладению основами
оказания первой медицинской помощи, содействует
подготовке молодежи к семейной жизни,
развивает трудотерапию и т.д.; - социально-педагогическая
– выявляет интересы и потребности людей
в разных видах деятельности: культурно-досуговой,
спортивно-оздоровительной, художественного
творчества и привлекает к работе с ними
различные учреждения, общества, творческие
союзы и т.д.; - психологическая – оказывает
различные виды консультирования и коррекции
межличностных отношений, способствует
социальной адаптации личности, оказывает
помощь в социальной реабилитации всем
нуждающимся; - социально-бытовая – способствует
в оказании необходимой помощи и поддержки
различным категориям населения (инвалидам,
людям пожилого возраста, молодым семьям
и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий; -
коммуникативная – устанавливает контакт
с нуждающимися, организует обмен информацией,
выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека. Специфика
функций социального работника предполагает
органическое сочетание личностных и
профессиональных качеств, что отражено
в этическом и профессиональном кодексе.
К числу обязательных качеств и умений
социального работника отнесены: - эмпатийность; -
психологическая компетентность; - деликатность
и тактичность; - человечность и гуманность,
милосердие; - организаторские и коммуникативные
способности, экстравертированность; -
высокая духовная культура и нравственность; -
социальный интеллект (т.е. умение адекватно
воспринимать и анализировать социальные
ситуации и других людей); - умение быть
интересным для окружающих и неформальным
в работе с клиентом; - направленность на
интересы, потребности и защиту человеческого
достоинства клиента; - учение соблюдать
конфиденциальность служебной информации
и личных тайн клиента; - стремление к постоянному
повышению профессиональных знаний; -честность,
моральная чистота в профессиональных
делах, соблюдение этики взаимоотношений
с людьми и т.п. Организации социальной
сферы - это образовательные организации,
больницы, поликлиники, санатории, дома
и базы отдыха, пансионаты, гостиницы,
общежития, дома ветеранов, детские сады,
летние оздоровительные лагеря, организации
жилищно-коммунальной сферы и другие организации,
оказывающие услуги социального характера