Нормативные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом

Оглавление

Оглавление

Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.77 Кб (Скачать)

      Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.

      Прежде  всего социальный работник выступает  посредником между клиентом и  социумом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, эффективной  адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

      Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

      — понимание социальным работником проблем клиента;

      — способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

      — знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;

      — знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблемклиента;

      — наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;

      — делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;

      — делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;

      — признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

      — доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом.

      Профессиональные  роли социального работника могут  быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

      — Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

      — Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

      — Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

      — Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

      — Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

      — Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

      —Учитель (Teacher) — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

      — Корректор поведения (Savior Charger) — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

      — Консультант (Consultant) — социальный работник, который действует совместно с другими работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

      — Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.

      — Менеджер информации (Data manager) — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

      — Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой.

      — Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

      Функционал  этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.

 

     Должность социального работника и специалиста  социальной работы в Российской Федерации  введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи  и отдельных лиц, нуждающихся  в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших  у них трудностей, конфликтных  ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и  общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической  помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические  консультации по вопросам семьи и  брака, воспитательную работу с несовершеннолетними  детьми с ассоциативным поведением.

     Выявляет  и оказывает содействие детям  и взрослым, нуждающимся в опеке  и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой  и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает  в качестве их общественного защитника  в суде.

     Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских  и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных  учебно-воспитательных учреждений и  мест лишения свободы.

     Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

     диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

     прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

     правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

     организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

     предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

     социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

     социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

     психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

     социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

     коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

     Специфика функций социального работника  предполагает органическое сочетание  личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и  профессиональном кодексе.

     Так, к числу обязательных качеств  и умений социального работника  отнесены:

эмпатийность, психологическая компетентность, деликатность и тактичность,

     человечность  и гуманность, милосердие, организаторские  и коммуникативные способности, экстравертированность, высокая духовная культура и нравственность, социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей), умение быть интересным для окружающих и неформальным в  работе с клиентом, направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента, учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному  повышению профессиональных знаний, честность, моральная чистота в  профессиональных делах, соблюдение этики 

взаимоотношений с людьми и т.п.

       Профессиограмма специальности "Социальная работа"

     Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

     1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

     2. Содержание профессиональной деятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.

     В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными  возможностями.

     Специалист  в области социальной работы участвует  в организационно-управленческой и  административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так  же содействует интеграции деятельности различных государственных и  общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и  помощи населению.

     В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных  заведениях (при условии получения  дополнительного образования в  этой области).

     3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.

     Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических  дисциплин (истории, философии, культурологии1, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы. Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику