Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа
Тема социального обслуживания населения России особенно актуальна в настоящее время, поскольку данная сфера деятельности предполагает кропотливую работу социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом
Оглавление
Введение____________________________________________________________ 3
Глава 1. Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста
1.2 Профессиональные требования к социальному работнику.
1.3 Этические аспекты социальной работы_________________________ 14
Глава 2. Нормативные требования к социальному работнику
2.1 Требования к социальному работнику как к консультанту
2.2 Профессиональный портрет социального работника______________ 26
2.3 Нормы и требования к социальному работнику _______________31
Заключение________________________________________________________ 36
Список использованной литературы__________________________________ 39
Можно более подробно рассмотреть функционал некоторых профессиональных ролей.
Прежде всего социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.
Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:
— понимание социальным работником проблем клиента;
— способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;
— знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации;
— знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к решению жизненных проблемклиента;
— наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;
— делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;
— делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций;
— признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;
— доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом.
Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
— Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
— Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
— Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
— Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
— Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.
— Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
—Учитель (Teacher) — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
— Корректор поведения (Savior Charger) — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
— Консультант (Consultant) — социальный работник, который действует совместно с другими работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
— Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.
— Менеджер информации (Data manager) — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
— Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой.
— Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.
Функционал
этих ролей достаточно узок и ограничен,
но при проекции его на конкретные
условия практической работы — с детьми,
подростками, пенсионерами, безработными,
инвалидами и т. д. возникает возможность
повышения эффективности профессиональной
деятельности социального работника.
Должность
социального работника и
Выявляет
и оказывает содействие детям
и взрослым, нуждающимся в опеке
и попечительстве, устройстве в лечебные
и учебно-воспитательные учреждения,
получении материальной, социально-бытовой
и иной помощи. Организует общественную
защиту несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
предупредительно-
социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
эмпатийность,
психологическая
человечность
и гуманность, милосердие, организаторские
и коммуникативные способности,
экстравертированность, высокая духовная
культура и нравственность, социальный
интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать
и анализировать социальные ситуации
и других людей), умение быть интересным
для окружающих и неформальным в
работе с клиентом, направленность
на интересы, потребности и защиту
человеческого достоинства
взаимоотношений с людьми и т.п.
Профессиограмма специальности "Социальная работа"
Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.
1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
2. Содержание профессиональной деятельности. Специалист проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.
В
круг обязанностей специалиста входит
организация и координация
Специалист
в области социальной работы участвует
в организационно-
В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).
3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.
Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии1, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы. Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику