Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».
2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.
3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5
1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5
1.2. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 8
1.3. Проблемы формирования личности социального работника 13
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Этические принципы социальной работы 18
2.2. Этический Кодекс социального работника 22
2.3. Деонтологические вопросы социальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной.
Е.И. Холостова [8, с. 220] среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:
· гуманистическая направленность личности;
· личная и социальная ответственность;
· доброта и справедливость;
· чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
· готовность понять других и прийти к ним на помощь.
Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой [6, с. 84-94] связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.
Ролью
личности социального работника
в повышении эффективности
Современный
человек, как правило, живет сложной
насыщенной событиями и ситуативно-
Профессионально-
Культура
поведения выступает как
Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л. С. Лихачев[5, с. 104] выделяет четыре принципа этики социального работника:
1) Принцип гуманизма. Принцип гуманизма требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности; доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
Вежливость
в отношениях не является формой лицемерия,
антиподом правдивости и
Тактичностью
можно считать то чувство меры,
которое следует соблюдать во
взаимоотношениях с людьми, умение
чувствовать границу «
Скромность предполагает умение сопоставить самооценку с мнением о себе окружающих и ни в коем случае не переоценивать свою значимость, умеренность в требованиях к другим и повышенную требовательность к себе, сдержанность. Скромность социального работника проявляется в его отношении к клиентам, коллегам как к своим партнерам, во всем равным ему. Особенно важна скромность в отношениях с клиентом - социальный работник никогда не должен позволять себе стремления «возвыситься» над клиентом, не должен подчеркивать высоту своего служебного положения, навязывать клиенту свое мнение, пренебрегать его интересами[5, с. 106].
Чуткость предполагает способность понимать и считаться с переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств. Социальному работнику необходимо быть чутким, поскольку он имеет дело с людьми, часто находящимися в тяжелом психоэмоциональном состоянии. Учитывая переживания клиентов, он быстрее добьется конструктивности в отношениях и совместной деятельности, вследствие чего эффективность его работы повыситься. Отсутствие чуткости чаще всего обусловлено недостаточно тонкой душевной организацией специалиста или психологической установкой на циничное выполнение своей работы в меру внешней необходимости.
Внимательность
для социального работника
2) Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. При этом этикет не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса, и описать правилами все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.
3) Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными. Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым. В разговоре с клиентом следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика - избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность; полное их отсутствие - как скованность или равнодушие; в то время как благородная сдержанность жестов является признаком уравновешенности и духовной силы. Речь должна быть спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов[5, с. 110].
4) Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно соблюдать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками. При всей их похожести в основах - в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством - проявление их может быть различным. И социальному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое положение, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.
Знание
народных обычаев и традиций поможет
социальному работнику
Правила
поведения в разных жизненных
ситуациях различны, однако в целом
они соответствуют приведенным
выше принципам этикета. В повседневной
деятельности социальный работник должен
руководствоваться этими
Как отмечает Г. П. Медведева[7, стр. 103], социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
1. соблюдение разумных интересов клиента;
2. личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
3. уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
4. принятие клиента таким, каков он есть;
5. конфиденциальность;
6. доброжелательность;
7. бескорыстие;
8. честность и открытость;
9. полнота информирования клиента.
Можно сделать вывод, что и вежливость, и чуткость, и скромность, и тактичность, и точность, и внимательность социального работника должны быть естественными. Если они лишены внутренней духовной основы и являются лишь результатом профессиональной тренировки или актерского мастерства, клиент сразу почувствует наигранность - показная вежливость, как правило, никого не обманывает, но нередко - оскорбляет.
В практике социальной работы есть достаточно много средств для регулирования деятельности и поведения социального работника. Но законодательная база не может охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.
Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.
Этический кодекс является набором этических норм, и представляет собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности[6, с. 98].
Из
данного определения следует, что
основная цель этического кодекса социального
работника – содействовать
Социальные
работники представляют собой специфическую
профессиональную группу. И поскольку
они в совокупности являются специфическим
субъектом деятельности, о них
можно говорить не как об отвлеченном
объекте, а как о социальном организме,
характеризующемся присущими
Информация о работе Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника