Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:10, доклад
Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать.
Социальная работа как профессиональная деятельность
Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:
Чтобы понять специфику социальной
работы, нужно соотнести ее с благотворительностью,
религиозной и светской, т. е. определить
деятельность социальных работников как
«профессиональную». Именно слово «профессионализм»
и является ключевым при определении
сути социальной работы ее элитой. В
современном понимании
Личность специалиста и ее профессионально-значимые
качества формируются в процессе многоступенчатого
отбора, под непрерывным давлением профессионального
сообщества как группы людей, разделяющих
общие интересы, взгляды, предрассудки,
часто даже манеру выражаться и одеваться.
С помощью развитой системы стимулов и
санкций складываются внутренняя структура
и единство профессии. Жизнеспособность
профессий связана прежде всего с тем,
что они обеспечивают эффективный способ
решения специфических задач в условиях
ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность
к определенной профессии означает, с
одной стороны, идентификацию с какой-либо
значимой целью, придающей смысл всей
его жизни, а с другой — являет собою некий
достаточно объективный критерий личных
достижений. Профессиональная организация
означает, что сами специалисты осуществляют
в известных пределах контроль над ресурсами
и привилегиями. Это дает основания рассматривать
профессиональные знания как своего рода
собственность. И, наконец, нужно отметить,
что каждая профессия старается четко
ограничить круг вопросов, относящихся
к компетенции специалиста, и в этом смысле
создает нечто типа шор, сужающих его поле
зрения.
Характер профессиональной деятельности
требует от социального работника знакомства
с широким кругом вопросов, начиная с организации
системы социального обеспечения в целом
и соответствующего законодательства,
элементов социологии и экономики, и заканчивая
конкретными, т. е. предполагающими знание
прикладной психологии, приемами работы
с «клиентами». Идея «профессионализма»,
задающая соответствующую модель и стандарт
поведения, оказала огромное влияние на
всю организацию социальной работы —
от низовой до глобальной, поскольку создала
то идейное единство, которое характеризует
профессиональную группу как некое «воображаемое
сообщество». Несмотря на разнообразие
сфер специализации (разные категории
клиентов, разные стили работы, разные
теоретические подходы), во всех областях
социальной работы определились некие
общие особенности, которые позволяют
считать этот род деятельности единой
профессией, а не просто пестрым перечнем
функций и организаций.
Квалифицированное содействие людям в
решении их жизненных проблем определяет
профессиональные особенности социальной
работы. Профессия социального работника
несколько тесно связана со смежными профессиями,
что у кого-то могут возникнуть сомнения
в ее самодостаточности как особой профессии,
основательности ее претензий на равноправное
положение среди «собратьев». От традиционных
сфер деятельности, связанных с анализом
и решением человеческих проблем (психологии,
социологии, педагогики, юриспруденции
и т. д.), социальная работа отличается
прежде всего своим интегральным характером.
Социальный работник поступает в какой-то
мере и как психолог, и как социолог, и
как педагог, и как юрист. Психологическими
методами он пользуется, скажем, при диагностировании
личностных проблем клиента или нейтрализации
его сопротивления предлагаемым процедурам
социальной терапии. К социологическим
методам он прибегает при составлении
социальной истории семьи или изучении
общины. Педагогические методы применяются
им при воздействии на установки и поведение
клиента. Он выступает и как юрист, консультируя
своего клиента по вопросам законодательства.
Социальная работа близка и к медицине
— не только тем, что в ней широко используется
медицинская терминология (лечение, терапия,
профилактика, клиника, патология и т.
д.). Терминология выражает в данном случае
некоторую общность в подходах к человеку.
Более того, есть такие области медицины,
которые с полным основанием можно отнести
и к социальной работе: социальная реабилитация
больных, медико-социальная помощь, социальная
гигиена, патронаж. Что касается термина
«патронаж», то в некоторых странах (Великобритания,
Швеция) им как раз обозначается социальная
работа в целом.
Социальный работник является в некотором
смысле универсалом, но его универсализм
имеет достаточно четкие предметные границы,
задаваемые содержанием жизненных проблем
клиента и возможными путями их решения.
Он не подменяет психолога, социолога
или педагога, равно как и те, даже вместе
взятые, не могут подменить или заменить
социального работника. В связи с этим
укажем еще на одну принципиальную особенность
социальной работы как профессии — на
ее пограничный характер. Смысловое и
инструментальное содержание социальной
работы аккумулирует в себе пограничные
элементы смежных профессий Оно не нацелено
на «оккупацию» соседних территорий и
их насильственное присоединение. Его
вполне устраивает режим взаимного обмена
информацией, инструментарием, технологиями.
Методика психосоциальной работы, например,
позаимствовала отдельные элементы классической
психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба
ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие социального
работника от педагога, психолога, социолога.
Если психолог имеет дело с психикой человека,
социолог — его социальными отношениями,
медик — состоянием его физического и
психического здоровья, а юрист — его
правовым поведением, т. е. каждый из них
приходит к человеку с какой-то одной,
причем, «своей» стороны, то социальный
работник воспринимает его как целостного
индивида, в единстве его различных сторон.
Можно сказать так, что в первом случае
реализуется абстрактный подход к человеку,
во втором — конкретный. Это целостное
видение человека позволяет в какой-то
степени уравнивать тенденцию его частичной
«репрезентации» в отдельных науках и
профессиях. Ценностная направленность
действий психолога или социолога: от
профессиональных ценностей к человеку
как к ценности, в действиях социального
работника наоборот: от человека как высшей
ценности — к ценностям профессиональным.
Для социальной работы характерна ориентация
на Реальных людей с их жизненными заботами
и трудностями, для смежных профессий
— на выполняемые ими социальные функции,
реализуемые психические качества, соблюдаемые
или нарушаемые нормы и т. д.
Важная особенность социальной работы
как профессии, чего нет ни в одной из смежных
сфер деятельности, — это ее посреднический
характер.
Социальная работа немыслима без элемента
посредничества, причем этот элемент оказывается
не периферийным, а центральным. Посреднический
характер социальной работы — это следствие
ее интегральности и пограничности, направленности
на целостного человека и ориентации на
жизненные проблемы реальных людей. Необходимость
посредничества между человеком и разного
рода социальными институтами возникает
тогда, когда первый не может самостоятельно
реализовать свои права и возможности.
В самом общем виде социальный работник
выступает посредником между клиентом
и социумом. Он содействует, с одной стороны,
эффективной адаптации клиента в этом
социуме, с другой стороны — процессу
очеловечивания этого социума, преодолению
его отчужденности от забот реальных людей.
При более содержательном рассмотрении
посредничества можно обнаружить несколько
направлений его осуществления: между
клиентом и разного рода социальными институтами;
между клиентом и другими специалистами
(психологом, педагогом, медицинским работником,
юристом); между другими специалистами,
привлекаемыми к решению жизненных проблем
клиента; между различными клиентами.
Эффективное осуществление посреднических
функций возможно при выполнении определенных
условий: понимание социальным работником
проблем клиента, его способность к «тотальному
вживанию» в клиента, смысл его проблем;
способность социального работника к
адекватному выражению и представлению
(репрезентации) жизненных проблем клиента;
знание посредником социальных ресурсов,
которыми располагают различные учреждения
и организации; знание социальным работником
инструментальных возможностей смежных
профессий, представители которых привлекаются
к участию в решении проблем клиента; наличие
общего «языка», обеспечивающего взаимопонимание
разных специалистов и их эффективное
сотрудничество; готовность социального
работника стать по необходимости «переводчиком»;
делегирование клиентом социальному работнику
представительных полномочий; делегирование
социальному работнику соответствующих
полномочий со стороны государственных
учреждений и организаций; признание права
социального работника на частичное представительство
смежных профессий; и, наконец, доверие
сторон посреднику, что достигается благодаря
его профессионализму и поддерживается
безупречной работой.
Специализированная социальная работа
используется в сфере труда и занятости,
в здравоохранении и медико-реабилитационных
службах, в системе образования, правозащиты,
пенитенциарных учреждений, в вооруженных
силах.
Социальная работа осуществляется через
деятельность системы социальных служб
и социальных учреждений, в индустриально
развитых странах называемых институтом
социального благосостояния. Его основная
задача состоит в том, чтобы проводить
в жизнь социальную политику государства,
содействовать нормальному функционированию
социальной среды и поддерживать социальную
стабильность в обществе посредством
оптимизации жизнедеятельности человека.
В данный социальный институт входят:
государственные учреждения, общественные
и частные организации, составляющие целостную
систему социальной защиты, социального
обеспечения и социального обслуживания
населения; высшие и средние специальные
учебные заведения, готовящие специалистов
для данной отрасли.
В основе социальной работы — профессии
находится определенный функциональный
стандарт, связанный с оказанием конкретных
видов помощи разнообразным группам в
соответствии с задачами и основами экономической,
политической и правовой политики конкретного
социально ориентированного государства.
В связи с введением образовательного
стандарта по подготовке социальных работников
в него включен и специальный предмет
— «социальная работа», задачи которого
связаны с формированием профессионального
самоопределения.
Социальная работа как практическая деятельность
направлена на поддержку, развитие личности,
реабилитацию индивидуальной и социальной
субъектности человека. Она осуществляется
на профессиональном и непрофессиональном
уровне. Непрофессиональный уровень социальной
работы — это добровольная (благотворительная)
помощь. Профессиональная социальная
работа реализуется через функционирование
целого ряда специализаций, направленных
на решение конкретных проблем человека
(медицинских, юридических, экономических,
воспитательных и т. д.).
Цели социальной работы, независимо от
модели теоретического обоснования и
практики, связаны с поддержанием личности
клиента, а задачи социальной работы меняются
в зависимости от сфер социальной практики,
характера проблем клиентов, социально-психологических
особенностей клиентов, условий конкретного
социума. Поэтому в различных странах
задачи социальной работы, а также средства
ее осуществления различны и определяются
социокультурным контекстом и традицией.
В число основных задач и профессиональных
обязанностей социального работника входит:
Рассматриваемый круг задач
со всей определенностью показывает,
что они включают в себя широчайший
диапазон тех навыков и умений,
которые потребуются социальным
работникам для их выполнения. Если
рассматривать в контексте с
задачами социальной работы круг основных
обязанностей, которые должен выполнять
социальный работник как профессионал,
то в основном это выглядит следующим
образом: создавать и поддерживать
рабочую обстановку и атмосферу;
выявлять и преодолевать негативные
чувства, которые влияют на людей
и на него самого; опознавать и преодолевать
в отношениях с людьми агрессию и
враждебность;содействовать
Поле деятельности социального работника
очень широко: в микрорайонах и на предприятиях
он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
юридической, психологической, материальной
помощи; содействует интеграции деятельности
различных государственных организаций
и учреждений по оказанию социально-экономической
помощи населению; помогает в семейном
воспитании; проводит работу с пенсионерами,
инвалидами, детьми; участвует в работе
по созданию центров социальной помощи,
социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними
правонарушителями и людьми, вернувшимися
из заключения, и т. д.
Рассматриваемые задачи социальной работы,
роли, функции и обязанности социального
работника не исчерпывают всей его деятельности,
но они позволяют проследить и выявить
главную, стержневую идею, как бы объединяющую
все остальные слагаемые трудной и крайне
необходимой ныне профессии социального
работника, а именно, умение, желание идти
к людям, находить формы общения с ними,
чтобы помочь им. То есть общение выступает
как одна из главных ролей социального
работника. При этом общение происходит
на разных уровнях: социальный работник
как представитель государства, оказывающий
помощь членам общества; социальный работник
— группа, и наконец, социальный работник
и клиент. Последнее наиболее значимо,
так как в конечном счете самым главным
является конкретный человек. Поэтому
овладение навыками общения считается
очень важным и значимым при подготовке
социальных работников. К ним относятся:
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
Информация, полученная в
процессе исследовательской работы,
должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических
обстоятельств социального
Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:
Следует сотрудничать с коллегами
для эффективного осуществления
профессиональных интересов; относиться
с уважением к мнениям, квалификации,
достижениям коллег и использовать
соответствующие каналы для высказывания
суждений на этот счет.
К профессиональным качествам социального
работника также нужно отнести следующее:
Нужно также выделять личные
качества социального работника, отношение
к работе и его навыки общения.
Личностные особенности: доброта, заботливость,
честность, отзывчивость, приветливость,
терпимость, человечность, общительность,
сострадание, бескорыстность, уравновешенность.
Навыки общения: внимание к другим, умение
выслушать, обходительность, вежливое
отношение к людям. Отношение к работе:
добросовестность, исполнительность,
ответственность, требовательность к
себе.
Неприемлемыми для социальных работников
клиента считают следующие качества: личностные
особенности: нервозность, корысть, душевная
черствость, высокомерие, нечестность,
жестокость. Навыки общения: грубость,
неуважение к старым людям, брезгливость,
злость, невежливость, дерзость.Отношение
к работе: безразличие к подопечным, постоянная
спешка, безответственность, лень, недобросовестность,
нежелание помочь, легкомыслие, несобранность,
вымогательство.
Информация о работе Социальная работа как профессиональная деятельность