Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть понятие «профессиограмма социального работника».
2. Изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника.
3. Выявить основные проблемы формирования личности социального работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 5
1.1 Понятие профессиограммы социального работника 5
1.2. Особенности профессионально-этического сознания социального работника 8
1.3. Проблемы формирования личности социального работника 13
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 18
2.1. Этические принципы социальной работы 18
2.2. Этический Кодекс социального работника 22
2.3. Деонтологические вопросы социальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственными принципами.
Высокий
уровень нравственности формируется
у специалиста при наличии
определенных черт, развиваемых им
в процессе самовоспитания и обучения
профессиональной деятельности.
В заключение написания настоящей работы следует отметить, что целью курсового исследования было изучить основные требования, предъявляемые к профессиограмме социального работника.
Для достижения цели исследования надо было решить шесть задач: раскрыть понятие «профессиограмма социального работника»; изучить особенности профессионально-этического сознания социального работника; выявить основные проблемы формирования личности социального работника; изучить этические принципы социальной работы; раскрыть основные положения Этического кодекса социального работника; изучить деонтологические вопросы социальной работы.
В ходе решения первой задачи, было выявлено что, профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста. Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме.
В процессе решения второй задачи стало известным, что социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Профессионально-этическая компетентность должна рассматриваться специалистом как неотъемлемая компонента его профессионализма, глубокого проникновения в смысл профессиональной деятельности, понимания ее сущностных целей и задач. В реальной профессиональной практике специалиста ожидает бесчисленное множество ситуаций, проблем, конфликтов, каждый из который содержит в себе этико-аксиологическую компоненту, и навыки специфического этико-аксиологического анализа помогут социальному работнику разрешить их с позиций блага клиента, общества и профессии.
Также, в ходе решения данной задачи, можно выделить следующие требования к социальному работнику: быть профессионально подготовленным; быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии; иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми и другие.
Раскрывая третью задачу и анализируя личность социального работника можно выделить, что именно профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом – на общество в целом. Личность социального работника целостна.
В
ходе решения четвертой задачи, можно
сказать, что соблюдение требований
Этического кодекса социальным работником
– не формальность, а необходимое
условие эффективности его
Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе социального работника, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности, вторая группа – требования к личности профессионала.
Изучая деонтологические вопросы социальной работы, можно сделать вывод, что деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.
Ни клиент, ни профессия, ни коллеги не должны зависеть от такого рода особенностей специалиста, его склонностей, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с клиентом должно организовываться качественно и профессионально.
Информация о работе Профессионально-этические требования к професиограмме социального работника