Проект как форма комплексно-тематического планирования с детьми старшего дошкольного возраста (на примере образовательного проекта «Моя

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель:
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях.

Оглавление

1. Портфолио проекта
1.1. Описание проекта
 Описание актуальности (постановка проблемы и ее теоретическое обоснование)
 Целевое назначение проекта
 Задачи проекта
 Участники проекта
 Описание продукта проекта
 Описание деятельности по реализации проекта (этапы, формы, содержание деятельности по структуре календарного плана)
1.2. Методическое обеспечение проекта
 Конспекты непосредственно-образовательной деятельности
 Конспекты образовательной деятельности в режимных процессах
 Сценарий итогового мероприятия
 Свидетельства, подтверждающие факт реализации проекта
2. Рефлексивный анализ деятельности по реализации проекта
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

Проект Моя семья - моё богатство.docx

— 81.99 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение среднего

 профессионального образования (среднее специальное учебное  заведение)

«Красноярский педагогический колледж № 2»

Отделение переподготовки и повышения квалификации

 

 

 

 

 

Казакова Юлия Сергеевна

 

 

 

ПРОЕКТ КАК ФОРМА КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО                                 ПРОЕКТА «МОЯ СЕМЬЯ - МОЁ БОГАТСТВО»)

 

Выпускная аттестационная работа

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Иванникова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2015

 

Оглавление

   
  1. Портфолио проекта
 
    1. Описание проекта
  • Описание актуальности (постановка проблемы и ее теоретическое обоснование)
  • Целевое назначение проекта
  • Задачи проекта
  • Участники проекта
  • Описание продукта проекта
  • Описание деятельности по реализации проекта (этапы, формы, содержание деятельности по структуре календарного плана)
 
    1. Методическое обеспечение проекта
  • Конспекты непосредственно-образовательной деятельности
  • Конспекты образовательной деятельности в режимных процессах
  • Сценарий итогового мероприятия
  • Свидетельства, подтверждающие факт реализации проекта
 
  1.  Рефлексивный анализ деятельности по реализации проекта
 
  1.  Список литературы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание  проекта.

Семья – это счастье, любовь и удача,  
Семья – это летом поездки на дачу.  
Семья – это праздник, семейные даты,  
Подарки, покупки, приятные траты.  
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,  
Мечты о хорошем, волнение и трепет.  
Семья – это труд, друг о друге забота,  
Семья – это много домашней работы.  
Семья – это важно!  
Семья – это сложно!  
Но счастливо жить одному невозможно!  
Всегда будьте вместе, любовь берегите,  
Обиды и ссоры подальше гоните,  
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:  
Какая хорошая Ваша семья!

М. Лангер

Во время самостоятельной деятельности детей, в беседах, индивидуальных беседах,  мной было выявлено, что  у многих детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Таким образом,  выявилась  проблема: недостаток знаний о своей семье.                                                                                                                                                        Затем с детьми  проводила беседы, игры в ходе которых были  выявлены проблемные вопросы первоначальных знаний детей: 
- Что такое семья?

- Зачем человеку нужно знать свою родословную?

- Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?

- Какую семью мы называем счастливой?

Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем.                             Работаем в одной команде «Воспитатель - дети - родители». 
Проект «Моя семья - моё богатство» проводился в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. 
Подготовительный этап:

  • Опрос детей: «Что я знаю о семье»;
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап: план и реализация проекта.

Заключительный этап: подведение итогов в реализации проекта

 

Актуальность

Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые (педагоги, родители), должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

 

Проблема:  При наблюдении за детьми во время самостоятельной деятельности детей, в беседах, индивидуальных беседах,  мной было выявлено, что  у многих детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Таким образом,  выявилась  проблема: недостаток знаний о своей семье.                                                                                                                                                       

 

Цель:

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления о семье (в каждой семье есть своя история и традиции);
  • формировать элементарные представления о родственных отношениях;

 обогащать словарный  запас терминами родства.

Развивающие:

  • способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни; развивать  интерес к семейным традициям

 

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
  • Воспитывать интерес к своей родословной. 

Участники проекта:

  • педагоги, дети старшего возраста, родители воспитанников.

 

 

 

Тип проекта:

краткосрочный, информативно - творческий, групповой.

Продолжительность проекта: 1 неделя

 

 

Предполагаемый  результат: считаю, что участие детей в проекте будет способствовать:

  • владению детьми знаний о своей семье;
  • пониманию детьми значимости семьи в жизни каждого человека;
  • проявлению заботы и уважения ко всем членам семьи;
  • повышению педагогической культуры родителей, установлению с ними доверительных и партнёрских отношений;
  • сохранению семейных ценностей

Продукты проектной деятельности

 

  • Презентация проекта: «Моя семья - моё богатство»
  • Изготовление фотоколлажа: "Профессии моих родителей"(фото родителей и рисунки детей)
  • Составление словарика:  «Что означают имена»
  • Выставка Генеалогическое древо"
  • Итоговое мероприятие:  Досуг «Вечер дружной семьи».

Модель трёх вопросов

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как  мы узнаем?

  • Семья – это ребёнок (брат, сестра), мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя .
  • Бабушка и дедушка родители папы и мамы.
  • Тётя и дядя сестра и брат нашим родителям.
  • Что такое семья?
  • Для чего человеку нужна семья?
  • Откуда берет начало моя семья?
  • История моего рода?
  • Спросим у воспитателя
  • Спросим у бабушки, дедушки
  • Спросим у родителей.
  • Найдем в семейном альбоме
  • Прочитаем в книге
  • Энциклопедия.
  • Информация в интернете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта через разные виды деятельности

День недели

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (образовательная ситуация)

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей                  (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Понедельник

 

Познавательное развитие.        Тема: «Я и моя семья», «Домашний труд».

Чтение художественной литературы:                                     «Мамина дочка» В.Белов

Продуктивная деятельность: рисование на тему: "Выходной день в моей семье"

Прием детей: беседа о проведенных выходных днях в семейном кругу.

 

Утренняя гимнастика: "Мамины помощники"

 

Пальчиковая гимнастика: "Семья"

 

Социальное развитие.

Беседа: «О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь), но и внук (внучка), брат (сестра)»; «Выходной день в моей семье».

Подготовить материал для д/и и разучить правила игры:

"Кем быть?"                                                                                     "Сложи картинку"   

сюжетно-ролевых игр:  "Семья", "Больница"

(учить детей  самостоятельно распределять роли  в игре)

 

Беседа в домашней обстановке о родственных отношениях: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка, внуки и т.д.

 

Начать изготовление Генеалогического древа.

Вторник

Речевое развитие.                  Составление рассказа на тему:  "С кем я живу"

Чтение художественной литературы.Е. Благинина: "Посидим в тишине.."

Социальное развитие.  Упражнение: «Огорчится ли мама, если…»

Музыкальная деятельность. Слушание: «Мамины ласки»  муз. Ю. Матвеева

Продуктивная деятельность. Составление словарика:                   «Что означают имена»

 Прием детей:   игра для создания настроения "Назови ласково"

 

Физкультминутка. "Мама, папа, я - дружная семья!"

Динамическая пауза.                  "Назови ласково"

Прогулка. Подвижные игры совместно с родителями.

Физическое развитие.  Подвижные игры на прогулке совместно с родителями.

Познавательное развитие. Беседа: "Имена, отчества, фамилии и их значение"

 

Продолжение с/р.игры «Семья».

Д/и:"Скажи, как тебя дома ласково называют?"

 

Помочь детям вспомнить и назвать ближайших родственников в                      д /и:"Раз, два, три, четыре, пять... про кого хочу сказать"

 Подготовка к обеду: Разучиваем стихотворение "Мы дежурные сегодня"

Беседа в домашней обстановке на тему:                 "Что означает мое имя?"

Среда

 

Познавательное развитие.  Тема: «Знакомимся  с профессиями родителей»

Чтение художественной литературы. Чтение произведений Д.Родари:                                                             «Чем пахнут ремесла»,Е. Пермяк:"Мамина работа"

Социальное развитие.              ООД: "Все профессии - хороши!"(продолжение оод"Знакомимся с профессиями родителей"

Продуктивная деятельность.  Изготовление фотоколлажа: "Профессии моих родителей"(фото родителей и рисунки детей)

Прием детей: Формирование культурно-гигиенических навыков: использование носового платка, контроль за внешним видом, аккуратностью прически

Утренняя гимнастика.   "Строители"

Динамическая пауза.                 "Дружная семья"

Физическое развитие. Пальчиковая гимнастика: "Строим дом

Беседа:«Домашние обязанности»

Прогулка.

 Д/и«Кем быть?»

П/и "Мы - пилоты"    П/и "Ракета"

Подготовка к обеду:   Сервировка стола: беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетическому оформлению столов. Д/ "Убери со стола"

Подготовить материал для д/игр: "Кому что нужно для работы", «Разные профессии»

с/р игр: "Строим дом",  "Магазин"

 

 

Рисование на асфальте мелками на тему: Кому что нужно для работы"

 

Беседа в домашней обстановке на тему: "Профессии  мамы, папы, дедушки, бабушки"

 Принести фотографии  с места работы для изготовления  фотоколлажа "Профессии моих родителей"

"Трудовой десант" с детьми и родителями - помощь детскому саду на участке.

Четверг

Речевое развитие. Составление творческого рассказа: «Как я помогаю дома»

Музыкальное развитие.  Слушание: «Подарок маме» муз. А. Филиппенко

Чтение художественной литературы.  В. Сухомлинский "У бабушки дрожат руки"А. Барто    «Как Вовка бабушек выручил»

Продуктивная деятельность. Лепка: «Посуда для дома», «Угостим маму и папу вкусным печеньем (тортом)»

Прием детей: Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Игра "Назови вежливые слова"

Социальное развитие. Упражнение: «Кем ты приходишься своим родным?»

Физическое развитие.  Пальчиковая гимнастика:"Раз, два, три, четыре - мы посуду перемыли..."

Познавательное развитие. Прогулка: игры в песочнице - "Мы мамины помощники" (печем торт, пироги)

Обед:  Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой. Д/и  "Четвертый лишний"

Аппликация: "Украсим маме платье"

 

Разучить правила с детьми к настольно-печатным играм:                     лото - "Семья",                                    домино - "Семь + я"

 

Приготовить атрибуты для  с/р игры: "Дом"

 

 

Беседа в домашней обстановке на тему: "Мамины помощники"

 

 

 

 

Консультация для родителей: «Права и обязанности в семье»

 

Физкультурный досуг: "Мама, папа, я - спортивная семья!"

Пятница

Познавательное развитие. Тема:"Поговорки и  пословицы о семье", загадки на тему: "Семья", "Родной дом", "Детский сад"

Речевое развитие. Составление рассказа на тему:"Чем я люблю заниматься дома и в детском саду" (продолжить од на тему"Домашний труд")

Музыкальное развитие.  Слушание: «Три желания» - группа «Непоседы»

 

Чтение художественной литературы. В.Осеева                                              «Волшебное слово»,  «Печенье»   Продуктивная деятельность. Аппликация на тему: "Празднично украшенный дом"

Прием детей: Организация самостоятельной деятельности детей: разные виды игр, труд в уголке природы.

Динамическая пауза: "Доброе утро"

Физическое развитие. Пальчиковая гимнастика: "Хозяйка однажды с базара пришла.."

Социальное развитие.                Беседа на тему: «Моя семья самая хорошая, потому что...."

Прогулка: наблюдение за трудом взрослых (прививать уважение к труду взрослых,  любовь к труду)

Обед: Совершенствовать культурно-гигиенические навыки: аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место.

Рисование на тему: "Моя семья - моё богатство!"

 

Подготовить карточки      к д/и:                                                                                                                                         "Родственные отношения",                        "Что такое хорошо, а что такое плохо"                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему «Семейные традиции».

 

Выставка: "Генеалогическое древо"

 

Физкультурный досуг: "Мама, папа, я - спортивная семья!"

 


 

 

Методическое обеспечение

 

 

1. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Моя семья", "Домашний труд"  в старшей группе.

Задачи:                                                                                                              Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими настроение человека.                                                                                                                      Развивающие: развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные вопросы. Формировать  навыки  применения диалогической и монологической речи. Развивать речь, мышление, восприятие.                                                                                                          Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью 

Оборудование: сюжетная картинка с изображением семьи, запись песни                       Е. Зарицкой «Радость моя», картинки с изображением папы, мамы, ребёнка; набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей, компьютер, проектор, экран, мягкая игрушка – сердце.

Предварительная работа:  Родителям и детям заранее  предлагается составить рассказ о членах семьи.

Содержание образовательной деятельности

  1. Организационный момент.                                                                                         Воспитатель:

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко поем.

Никому не разрешу

Обижать свою семью.

Пусть всегда живет семья -

Мама, папа, брат и я.

                                                                                                                                               2. Беседа о родственных отношениях между членами семьи.

Работа по сюжетной картине. 

- Что вы видите на  картине? ( Это дом.)

Информация о работе Проект как форма комплексно-тематического планирования с детьми старшего дошкольного возраста (на примере образовательного проекта «Моя