Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте Название - копия.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

 

Ведущий мотив жизни и  деятельности для подростка –  самоуважение в коллективе. Быть признанным в коллективе, занимать определенное место, играть определенную роль –  сверх-ценная идея этой категории школьников. Если она реализуется, подросток живет в мире и согласии с теми, кто его окружает. Расхождение в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, является важным источником тревожности.

 

Наиболее характерными для  раннего подросткового периода  являются реакции протеста или оппозиции, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции периодически возникают  в кругу семьи или школьном микроклимате (классе) в связи с  неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны  в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайными требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми. Многие ребята, утратив в школе личные контакты и связи, ищут их на стороне – в дворовых и уличных компаниях. Этих ребят не от хорошей жизни тянет в уличную среду, в ней они ищут возможность удовлетворить, неудовлетворенную в школе потребность в эмоциональном контакте в дружеских связях, потребность в общении.

 

Дело в том. Что такие  группы обладают защитной функцией, окружают их неким психологическим барьером от проникновения травмирующих влияний  со стороны, будь то отрицательная оценка товарищей или мнение учителей. Трудно живется подростку у психологически незрячего учителя. И тому, чье  развитие отстает и тому, чье обгоняет окружающих, кого не удовлетворяют  слишком плоское, равнинное видение  мира, кто представляет его объемным многомерным, противоречивым. Нелегко  приходится таким подросткам в окружении  сверстников даже из-за чисто внешнего расхождения во вкусах, в манере держаться выражать свои мысли [2].

 

Психологи А.Н. Божович, В.В. Столин, И.С. Кон говорят о том, что важную роль в общении подростка играет самооценка. Она вызывается необходимостью в объективном знании себя и своих качеств трудовой деятельности и общения. И.М.Жутикова считает, что именно такие подростки с неразвитым самопознанием, низкой самооценкой, у которых нуль самопознания особенно тяжело переносят вдруг вошедшую в их жизнь значительную психологическую трудность.

 

К началу подросткового возраста человек знакомится с собой заново. И вот тут не надо его одергивать, осуждать интерес подростков к себе. А со всей серьезностью тактично помочь познакомится с собой поближе. Грубейшей  ошибкой будет свести все это  к перечню недостатков.

 

 Подросткам очень помогает, когда им рассказывают о них,  что с ними происходит, почему  они нередко испытывают непонятное  для них раздражение, досаду  и т. д. Им очень нужны  благожелательные, но не навязчивые  советы. Сами они не догадываются  обращаться по таким поводам.

 

Если у подростка общение  с окружающими сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные  отношения со сверстниками или взрослыми), то это отражается на познании самого себя. Оно либо задерживается, либо его результат бывает несоответствующим  действительности. И то и другое отрицательно сказывается на становлении  личности. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что для многих младших и особенно, для старших подростков характерны переживания, так или иначе связанные с их отношением к себе к собственной личности. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких отрицательных переживаний, связанных с нахождением у себя всех недостатков и негативных качеств, с возрастом все время растет. Самооценка подростка складывается под влиянием тех моральных ценностей и требований, которые приняты в кругу сверстников. В тех случаях, когда у подростка круг общения меняется, может измениться и его самооценка.

 

1.4 Исследование проблем  тревожности в отечественной  психологии

 

В психологической литературе, можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

 

Современные исследования тревожности  направлены на различие ситуативной  тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством  личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как  результата взаимодействия личности и  ее окружения [6].

 

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

 

В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть "самыми лучшими" учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели [9].

 

Отечественные психологи  считают, что неадекватно высокая  самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов  ребенка, захваливания, преувеличения  его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

 

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с  трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

 

От неудовлетворения потребности  у ребенка вырабатываются механизмы  защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности  и потери самоуважения. Он старается  найти причины своих неудач в  других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что  причина неуспеха находится в  нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

 

М.С. Неймарк называет это "аффектом неадекватности" – "… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех". Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводить к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

 

Такое состояние не может  не вызвать у ребенка переживания  тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

 

 

Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь – это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

 

Так, исследование Славиной, посвященное изучению детей с  аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания  у детей связаны с аффектом неадекватности.

 

Кроме того, исследования отечественных  психологов показывают, что отрицательные  переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных  инстинктов, которые "ждут освобождения" и всю жизнь довлеют над  человеком.

 

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости [10].

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в основе отрицательных  форм поведения лежат: эмоциональное  переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

 

1.5 Рассмотрение феномена  тревожности в зарубежных научных  школах

 

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители  психоанализа рассматривали тревожность  как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

 

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек  имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд  считал, что столкновение биологических  влечений с социальными запретами  порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются  на запреты цивилизации, и человек  вынужден маскировать и подавлять  свои влечения. Драма психической  жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд  видит в сублимировании "либидиозной энергии", то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

 

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

 

Чувство неполноценности  может возникнуть от субъективного  ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех  психических свойств и качеств  личности, которые мешают удовлетворить  потребность в общении. Потребность  в общении – это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и  он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В первом случае индивид направляет всю энергию на преодоление своей неполноценности. Те, которые своих трудностей не поняли и у кого энергия была направлена на себя, терпят неудачу.

 

Стремясь к превосходству, индивид вырабатывает "способ жизни", линию жизни и поведения. Уже  к 4-5 годам у ребенка может появиться  чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

 

Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению  у ребенка неправильной позиции  и стиля жизни. Эти условия  следующие:

 

1.  Органическая, физическая  неполноценность организма. Дети  с этими недостатками бывают  целиком заняты собой, если  их никто не отвлечет, не заинтересует  другими людьми. Сравнение себя  с другими приводит этих детей  к чувству неполноценности, приниженности,  страданию, это чувство может  усиливаться благодаря насмешкам  товарищей, особенно это чувство  увеличивается в трудных ситуациях,  где такой ребенок будет себя  чувствовать хуже, чем обычный  ребенок. Но сама по себе  неполноценность не является  патогенной.

 

2.  К таким же результатам  может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен.  Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.

Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция