Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте Название - копия.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

 

При исследовании тревожности  у детей подросткового возраста используются проективные методики, тесты, наблюдения.

 

Для изучения уровня проявления тревожности был использован  метод диагностики Филлипса.

 

Цель: получить информацию для  предварительного психологического анализа.

 

Оборудование: бланк с  вопросами.

 

В тестировании принимали  участие 20 подростков: 15 девочек и 5 мальчиков, которые учатся в 8 классе в общеобразовательной школе  № 3 г. Бреста.

 

Исследование было спланировано и проведено в 1 этап.

 

1.  Определить уровень  тревожности у детей подросткового  возраста.

 

2.4 Анализ полученных результатов

 

Результаты нашего исследования среди детей подросткового школьного  возраста в количестве 5 мальчиков  и 15 девочек отражены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

 

Как мы видим, по результатам  исследования тревожности в школе  с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 10 подростков [см. Приложение 1, высокий уровень], т.е. 50% испытуемых.

 

Несколько повышена общая  тревожность в школе у 20% испытуемых (4 человека) [см. Приложение 1, повышенный уровень]. Такие показатели свидетельствуют  о том, что эти дети склонны  переживать тревожность разной степени  интенсивности, находясь в школе: в  процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения  и взаимодействия с учителями  и сверстниками.

 

Нормальный уровень тревожности  в школе (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют лишь 6 школьников, что  составляет 30% испытуемых. Школа и  школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального  функционирования, развития ребенка  в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

 

Достаточно высокий процент  испытуемых, 50% (10 человек), не переживают социального стресса. Это говорит  о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

 

Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком  уровне – 35% (7 человек), на повышенном уровне – 15% (3 человека). Такие данные указывают  на то, что эмоциональное состояние  этих детей, на фоне которого развиваются  их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения  и развития беспокойства, тревоги, тревожности  как следствия социального стресса.

 

У 40% испытуемых (8 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует  о том, что большинство детей  переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется  с одной стороны тем, что эти  школьники склонны чрезмерно  критично оценивать себя, но в то же время, считают себя "центром  вселенной". Такие противоречия в  самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, осуждать окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление "закрыться", спрятать свой внутренний мир от окружающих.

 

Несколько повышен уровень  страха самовыражения 25% испытуемых, что  составляет 5 школьников. Основываясь  на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения  присутствует лишь в определенных ситуациях  или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен  не ярко, и не доминирует над другими  эмоциями.

 

35% (7 человек) школьников  данной группы испытуемых не  имеют психологических и эмоциональных  трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

 

Кроме того, сюда примешивается  еще и страх не соответствовать  ожиданиям окружающих, который выявлен  у 60% школьников (12учеников). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько "нормально" и "правильно" они  будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое  противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них  и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а  также положение среди сверстников, что для ребенка является очень  болезненным. Исходя из этого, можно  предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, что обусловлено  возрастными особенностями.

 

У 20% испытуемых (4 человека) несколько повышен уровень страха несоответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

 

20% испытуемых данной выборки  (4 человека) не испытывают страха  несоответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

 

Сравнительно небольшой  процент школьников, 25% –5 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне. Это говорит  о том, что в ситуации школьного  обучения в их поведении наблюдается  неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать  свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников  и взрослых, которые как бы программируют  школьника на неудачу, а успехи его  воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в  свои силы и способности. Возможно так  же и то, что фрустрация потребности  достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.

 

Более высокий процент  испытуемых, а именно, 50% (10 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для  них факторы, которые мешают в  достижении успеха. Однако, влияние  этих факторов не столь сильно, и  при некоторых усилиях со стороны  школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

 

Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 5 школьников (25% испытуемых), что подтверждает предположение  о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

 

50% (10 школьников) испытывают  сильный, и 25% (5 школьников) – менее  сильный страх в ситуации проверки  знаний. Скорее всего, это объясняется  тем, что, по мнению этих  учеников, учителя предъявляют к  ним завышенные требования, вследствие  чего, могут негативно оценить  их, а негативные оценки, как говорилось  выше, крайне болезненны для подростков  и представляют угрозу их положению  среди сверстников, самооценке. Возможно  и то, что эти школьники настолько  неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

 

Так же, 25% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний.

 

Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с  процентом испытуемых, имеющих страх  общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей  тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.

 

У 65% испытуемых (13 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 25% испытуемых (5школьников).

 

10% испытуемых (2 человека) не  испытывают проблем и страхов  в отношениях с учителями.

 

Эти данные соответствуют  данным уровня общей тревожности  в школе, что может объясняться  следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая  тревожность в школе обусловлена  переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

 

Небольшое число школьников (3 человека, 15%) имеют высокую тревожность  вследствие низкой физиологической  сопротивляемости стрессу. То есть, в  поведении этих школьников наблюдается  сниженная приспособляемость к  ситуациям стрессогенного характера. Также 20% испытуемых, что составляет 2 школьника, склонны к данным особенностям.

 

75% испытуемых, 15 школьников  имеют нормальную физиологическую  сопротивляемость стрессу, что  свидетельствует о том, что  возможные предпосылки для возникновения  тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть  страх самовыражения, боязнь оценок  и трудности в межличностных  контактах.

 

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий  уровень тревожности вызван:

 

1. Плохой подготовкой  к урокам;

 

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как дети считают,  что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают  высокий уровень знаний и творчества;

 

3. Заниженной самооценкой;

 

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

 

5. Домашними неприятностями;

 

6. Высокими требованиями  родителей;

 

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

 

8. Не замечание учителем  и родителями успехов ребенка.

 

2.5 Выводы

 

В результате исследования было определено, что уровень проявления тревожности у детей подросткового  возраста находится на нормальном уровне.

 

Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий  уровень тревожности вызван:

 

1. Плохой подготовкой  к урокам;

 

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как дети считают,  что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают  высокий уровень знаний и творчества;

 

3. Заниженной самооценкой;

 

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

 

5. Домашними неприятностями;

 

6. Высокими требованиями  родителей;

 

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

 

8. Не замечание учителем  и родителями успехов ребенка.

 

 

Заключение

 

Изменения, происходящие в  нашей стране, - это реальность, обусловленная  общественными потребностями. Эти  изменения не могли не обострить  и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат  – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.

 

Формирование моральных  норм поведения. Активной жизненной  позиции возможно при положительных  взаимоотношениях в коллективе сверстников; негативные отношения отрицательно влияют на общее развитие подростка, дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут быть искаженные взаимоотношения в среде взрослых, приводящие к дальнейшему развитию отрицательных черт личности.Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению.От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого. Нужно помнить, что отношения со взрослыми у детей в подростковом возрасте носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.От общения всё в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого

Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция