Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте Название - копия.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

Министерство науки и  образования РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшее профессиональное образование

«Северо-Восточный федеральный  университет имени М.К. Аммосова»

Педагогический институт

Кафедра ПППиУО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Проблема тревожности у школьников 5-го класса

и ее психокоррекция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Максимова Кюннэй –

                                        студентка 5-го курса ПИ гр. ПП-08

Проверила: Евдокарова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск, 2012г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста

1.1 Понятие тревожности

1.2 Проблема школьной тревожности в психологии

1.3 Факторы и особенности  проявления тревожности в подростковом возрасте

1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии

1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста

2.1 Организация исследования

2.2 Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса

2.3 Ход исследования

2.4 Анализ полученных результатов

2.5 Выводы

Заключение

Список использованных литературных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема тревожности  является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В последнее десятилетие интерес  российских психологов к изучению тревожности  существенно усилился в связи  с резкими изменениями в жизни  общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуя особенностями "Я-концепции", отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В данные "возрастные пики тревожности" тревожность выступает  как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок  начинает сомневаться в своих  способностях и силах. Но тревога, дезорганизует  не только учебную деятельность, она  начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения  повышенной тревожности, приведет к  созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей подросткового школьного возраста.

Теоретическое и  практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи  с изучаемыми проблемами, установлена  зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью статусным  местом в группе сверстников детей  подросткового школьного возраста. Была сделана попытка создания системы  коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных  уроков, способствующих снижению тревожности  в поведении детей подросткового  школьного возраста.

Целью работы является исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.

Объект исследования – проявление школьной тревожности в процессе обучения

Предмет исследования –  причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.

Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.

Задачи исследования:

1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;

2. проанализировать проблемы  и причины школьной тревожности;

3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;

4. рассмотреть исследование  проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

5. дать рекомендации и  советы по проведению профилактической  и психокоррекционной работе по преодолению школьной тревожности;

6. исследовать особенности  проявления тревожности у детей  подросткового возраста с помощью  методики диагностики Филлипса.

Методы исследования:

1)  изучение, обработка  и анализ научных источников  по проблеме исследования;

2)  анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике и др.

3) экспериментальное исследование  тревожности у детей подросткового  возраста с помощью методики  определения школьной тревожности Филлипса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста

    1. Понятие тревожности

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много  версий, объясняющих происхождение  этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

Тревожность – состояние целесообразного  подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию  на страх. Склонность индивида к переживанию  тревоги, характерная низким порогом  возникновения тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. [4]. В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. [8] Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного  беспокойства, испытывать страх и  тревогу в специфических социальных ситуациях. [9]

Тревожность - это психологическое состояние  повышенного беспокойства, эмоционального напряжения человека. Тревожность может  выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние человека и как устойчивая черта его личности. Соответственно, различают ситуативную и личностную тревожность. [9]

Тревожность – как переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно  воображаемого характера [10].

Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности  и угрозы, чаще всего связанным с собственной личностью [11].

По  определению А.В. Петровского: "Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности".

В психологическом словаре  дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая  особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в  самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые  к этому не предрасполагают".

Понятие тревоги и тревожности  имеют разный смысл. Если тревога - это  эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Термин "тревожность" используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется  в поведении, но ее уровень можно  определить исходя из того, как часто  и как интенсивно у человека наблюдается  состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Тревожность не связана с  какой-либо определенной ситуацией  и проявляется почти всегда. Это  состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда  же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

 

Страх может развиваться  у человека в любом возрасте: у  детей от одного года до трех лет  нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся "быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают" (А. И. Захаров).

Авторы книги "Эмоциональная  устойчивость школьника" Б. И. Кочубей  и Е. В. Новикова считают, что тревожность  развивается вследствие наличия  у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо  родителями и школой (детским  садом). Например, родители не пускают  ребенка в школу из-за плохого  самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его  за пропуск урока в присутствии  других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют  ребенку, что он непременно  должен быть отличником, не могут  и не хотят смириться с тем,  что сын или дочь получает  в школе не только "пятерки"  и не является лучшим учеником  класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят  его в зависимое положение.  Например, воспитатель или учитель  говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое  отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался"[2].

В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия[8], вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

К настоящему времени тревожность  изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному  уровню психической организации  человека до сих пор остается спорным  вопросом; ее можно трактовать и  как индивидное, и как личностное свойство человека.

Исследования А.М. Прихожан показали, что есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:

1. Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

- как острая, нерегулируемая  или слабо регулируемая тревожность,  чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

- регулируемая и компенсируемая  тревожность, которая может использоваться  в качестве стимула для выполнения  соответствующей деятельности, что,  впрочем, возможно преимущественно  в стабильных, привычных ситуациях;

- культивируемая тревожность,  связанная с поиском "вторичных  выгод" от собственной тревожности,  что требует определенной личностной  зрелости (соответственно, эта форма  тревожности появляется только в подростковом возрасте).

2. Скрытая тревожность  - в разной степени несознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание по столу и т.д.:

- неадекватное спокойствие  (реакции по принципу "У меня  все в порядке!", связанные с  компенсаторно-защитной попыткой  поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

- уход из ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или  тревожность как психическое  свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности  в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина  такого сопротивления им самим непонятна  и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция