Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте Название - копия.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

 

3.  Отверженность ребенка.  Отверженный ребенок не знает,  что такое любовь и дружеское  сотрудничество. Он не видит друзей  и участия. Встречаясь с трудностями,  он переоценивает их, а так  как не верит в возможность  преодолеть их с помощью других  и поэтому не и в свои  силы. Он не верит, что может  заслужить любовь и высокую  оценку путем действий, полезных  людям. Поэтому он подозрителен  и никому не доверяет. У него  нет опыта любви к другим, потому  что его не любят, и он  платит враждебностью. Отсюда  – необщительность, замкнутость,  неспособность к сотрудничеству.

 

Умение любить других требует  развития и тренировки. В этом Адлер  видит роль членов семьи и, прежде всего, матери и отца. Итак, у Адлера в основе конфликта личности, в  основе неврозов и тревожности лежит  противоречие между "хотеть" (воли к могуществу) и "мочь" (неполноценность), вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается  это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной  силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству  не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство.

 

Проблема тревожности  стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

 

В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

 

В большой степени К. Хорниблизок С. Салливен. Он известен как создатель "межличностной теории". Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

 

Салливен рассматривает организм как энергетическую систему напряжений, которая может колебаться между определенными пределами – состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

 

Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится "центральной потребностью" и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные "динамизмы", которые являются способом избавления от страха и тревоги.

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что тревожность  основана на реакции страха, а страх  является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением  целостности организма.

 

Таким образом, если рассматривать  тревогу или тревожность как  состояние, переживание, или как  более или менее устойчивую особенность  личности, то несущественно, насколько  она адекватна ситуации. Переживание  обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей  социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных  оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром  нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

1.6 Психопрофилактическая  и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

 

Психопрофилактическая и  психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.

 

Психологическое просвещение  родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в  возникновении и закреплении  тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда  и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в  какой форме они это проявляют  на формирование у ребенка чувства  защищенности и уверенности в  себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное  самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей  и подростков чувства уверенности  в собственных силах.

 

Основная задача такой  работы– помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.

 

Психологическое просвещение  педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать  тревожность как устойчивая черта  личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое  разъяснение требуется потому, что  нередко учителя склонны рассматривать  тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку  чувство ответственности, восприимчивость  и т.п. Педагоги должны объективно оценивать  роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при  соблюдении основного принципа –  общего уважения к ребенку как  личности) в профилактике и преодолении  тревожности. Особое внимание педагогов  следует обратить на формирование правильного  отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно "ориентация на ошибку", которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично. Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование). Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны "возрастные пики" тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на "зоны уязвимости", характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное "проигрывание" наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена. Психолого-профилактическими аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается

 

1. Выявление учащихся, составляющих  группу повышенного риска нервно-психических  срывов, освобождение таких учащихся  от экзаменов и выполнения  наиболее трудных заданий;

 

2. Участие школьного психолога  в разработке и проведении  профилактических мероприятий, направленных  на психоэмоциональное закаливание  учащихся, выработку у них психологической  устойчивости к стрессогенным воздействиям;

 

3. Помощь психолога учителям  в реализации той части коррекционных  программ для учащихся группы  риска, которая может быть обеспечена  в стенах школы;

 

Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности  связаны с решением следующих  задач:

 

1. Воспитание у учащихся  толерантности в коммуникативных  ситуациях, формирование установок  на сотрудничество, взаимопомощь, готовность  к разумным компромиссам;

 

2. Воспитание у них  привычки заботиться о своём  психофизическом состоянии в  процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении  контрольной работы, сдаче экзамена;

 

3. Формирование у школьников  потребности находиться в оптимальном  психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

 

4. Формирование у учащихся  коммуникативных компетенций: умений  и навыков грамотно строить  общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты,  правильно разрешать возникающие  противоречия, управлять развитием  коммуникативной ситуации;

 

5. Развитие у школьников  самообладания, а также умений  и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

 

6. Обучение психологическим  навыкам эффективного преодоления  деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

 

Обеспечение индивидуального  подхода к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует  от педагога проявления особого педагогического  такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических  срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Считаем необходимым, с целью формирования безопасного  образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и  коррекции отрицательных, дестабилизирующих  эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста

 

2.1 Организация исследования

 

Объект исследования: Особенности  личности и поведения подростков.

 

Предмет исследования: Психологические  особенности школьной тревожности  в подростковом возрасте.

 

Цель исследования: Изучить  психологические особенности тревожности  детей в подростковом возрасте.

 

Базой экспериментального исследования являются подростки – учащиеся общеобразовательной  школы № 3 г. Бреста.

 

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующая  задача:

 

1.  Изучить уровень  проявления тревожности в подростковом  возрасте;

 

2.2 Методика диагностики  уровня школьной тревожности  Филлипса

 

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста.

 

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

 

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над  вопросами долго не задумывайтесь.

 

Отвечая на вопрос, записывайте  его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

 

Обработка и интерпретация  результатов.

 

При обработке результатов  выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

 

1. Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности.

 

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное  состояние школьника, во многом  определяющееся наличием тех  или иных тревожных синдромов  (факторов) и их количеством. (Приложение 1)

 

Результаты

 

1) Число несовпадений  знаков ("+" - да, "-" - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

 

Для каждого респондента.

 

2) Представление этих  данных в виде индивидуальных  диаграмм.

 

3) Число несовпадений  по каждому измерению для всего  класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

 

4) Представление этих  данных в виде диаграммы.

 

5) Количество учащихся, имеющих  несовпадения по определенному  фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

 

6) Представление сравнительных  результатов при повторных замерах.

 

7) Полная информация о  каждом учащемся (по результатам  теста).

 

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

 

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние  ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь  школы.

 

Переживания социального  стресса – эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

 

Фрустрация потребности  в достижении успеха - неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого результата и т. д.

 

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

 

Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание  тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

 

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих  результатов, поступков, и мыслей, тревога  по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

 

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стресс генного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

 

Проблемы и страхи в  отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений  со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

2.3 Ход исследования

 

тревожность подростковый самовыражение  стресс

Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция