Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;

Оглавление

Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте Название - копия.docx

— 72.51 Кб (Скачать)

Специфическая особенность  тревожности как личностного  свойства заключается в том, что  она имеет собственную побудительную  силу. Возникновение и закрепление  тревожности во многом обусловлено  неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "замкнутого психологического круга"[4].

Расшифровать механизм "замкнутого психологического круга" можно следующим  образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает  ее эффективность, что приводит к  негативным самооценкам со стороны  окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги  в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективным неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком[3].

Таким образом, тревожность  представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то, что существование феномена тревожности у психологов не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, такие как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т.д.

 

1.2 Проблема школьной  тревожности в психологии

Тревожность как психическое  свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу  у большинства детей, вне зависимости  от реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" детерминированы  возрастными задачами развития [5].

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у  детей дошкольного и школьного  возраста можно выделить:

1. Внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2. Нарушения внутрисемейного или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3. Соматические нарушения.

Чаще всего тревожность  развивается тогда, когда ребенок  находится в ситуации конфликта, вызванного:

1.  негативными требованиями, которые могут поставить его  в униженное или зависимое положение;

2.  неадекватными, чаще  всего завышенными требованиями;

3.  противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку  родителями, школой, сверстниками [4].

Специфические причины тревожности можно описать на каждом этапе дошкольного и школьного детства. У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образование  тревожность становится к подростковому  возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я – концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаше всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Существенное повышение  уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и  с формированием характера, отличительной  особенность которой являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. В такой ситуации затруднено принятие решении, так как человек чересчур засредоточен на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тревожность способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания [2].

 

Аналогичные тенденции могут  сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность  изменяется, локализуется в отдельных  сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и  т.д. Ее появлениеили закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.

 

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние  только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект [4] Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль"), что приводит к нарушению соответствующей деятельности.

 

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как  мальчики, так и девочки, но специалисты  считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах [7].

 

Таким образом, детская тревожность  на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная она черта  формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации.

 

Школьная тревожность  – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого  школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения  к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

 

В целом, школьная тревожность  является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический  вид тревожности, характерный для  определенного класса ситуаций –  ситуаций взаимодействия ребенка с  различными компонентами школьной образовательной  среды.

 

Школьная образовательная  среда описывается следующими признаками :

 

- физическое пространство, характеризующееся эстетическим особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка;

 

- человеческие факторы,  связанные с характеристиками  системы "ученик – учитель  – администрация – родители";

 

- программа обучения.

 

Наименьшим "фактором риска" формирование школьной тревожности, безусловно, является первый признак. Дизайн школьного  помещения как компонент образовательной  среды – это наименее стрессогенный фактор, хотя отдельные исследования показывают, что причиной возникновения школьной тревожности в некоторых случаях могут стать те или иные школьные помещения.

 

Наиболее типично возникновение  школьной тревожности, связанной с  социально - психологическими факторами  или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта  работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействия  которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:

 

□ учебные перегрузки;

 

□ неспособность учащегося  справиться со школьной программой;

 

□ неадекватные ожидания со стороны родителей;

 

□ неблагоприятные отношения  с педагогами;

 

□ регулярно повторяющиеся  оценочно – экзаменационные ситуации;

 

□ смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

 

1.3 Факторы и  особенности проявления тревожности  в подростковом возрасте

 

Все исследователи психологии подросткового возраста, так или  иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет  для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится  в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны  его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения  поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений  подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми  и сверстниками нередко выступает  тревожность подростка – нейротизм.

 

Результаты изучения тревожности  зарубежными исследователями во многом совпадают с выводами отечественной  психологии. Так, Х.Хекхаузен приводит следующее соображения Спилберга: "…состояние тревожности (Т-состояние) характеризуется объективными сознательно воспринятыми ощущениями угрозы или напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией автономной нервной системы".

 

Тревожность подростка часто  нарушает его нормальную жизнь, нередко  выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность  испытывают часто школьники, которые  хорошо учатся, ответственно относятся  к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине[2].

 

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей  и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность  может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в  наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки  объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

 

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, "заколдованного психологического круга", когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает  эмоциональное неблагополучие.

 

Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча  ей и дополняя ее одновременно, в  подростковом возрасте у многих развита  повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился  важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

 

Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические  исследования показали, что те, кто  считает себя застенчивыми, действительно  отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и  направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.

 

Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности, подростки используют "стратегическое взаимодействие". Понятие стратегического  взаимодействия введено в науку  известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

 

Во-первых, будучи постоянно  озабочены собой, предполагая, что  и другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в  расчете на некую воображаемую аудиторию.

 

Во-вторых, преувеличивая  свою уникальность и озабоченность, часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание  которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.

 

Одной из главных психологических  трудностей подростков является склонность объяснять свои неудачи в общении  не конкретными ситуациями, а своими якобы непременными личностными  качествами. Такая установка парализует попытки установления новых человеческих контактов, с учетом прошлых ошибок. Если в других сферах жизни, например, в учебе, они трезво оценивают  причины своих успехов и переживаний, и, учась на своих ошибках, могут  достигнуть высоких результатов, то в сфере общения, где они особо  уязвимы. Негативная установка превращается в самореализующийся прогноз. "У меня все равно ничего не получится".

Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция