Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа
Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у учащихся среди 5-го класса СОШ № 14 имени М.П. Бубякиной.
Гипотеза: выявление факторов тревожности детей поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие тревожности в подростковом возрасте;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. исследовать факторы и особенности, влияющие на возникновение школьной тревожности в подростковом возрасте;
4. рассмотреть исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии;
Введение
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста
1.1 Понятие тревожности
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
1.4 Исследование проблем тревожности в отечественной и в зарубежной психологии
1.5 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей подросткового школьного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
2.3 Ход исследования
2.4 Анализ полученных результатов
2.5 Выводы
Заключение
Список использованных литературных источников
Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997.- 352с.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2000.-190 с.
3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.-247 с.
4. Прихожан А.М. Причины,
профилактика и преодоление
5. Прихожан А.М. Тревожность
у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика.
6. Прихожан А.М. Тревожность
у детей: явление, причины,
7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448с.
8. Краткий психологический словарь.- М: 1985.
9. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. – М., 1999. – 269 с.
10. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления /М.З. Неймарк// Советская педагогика – 1963 - №5 – С. 38-40.
11. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости / В.А. Бакеев. М.: Лениздат, 1970 – 17 с.
12. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. – СПб.: Лань, 1997 – 240 с.
ПРИЛОЖЕНИЯФакторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха
1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
сумма = 13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45;
сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26;
сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
3,8,13,17.22;
сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9,14.18.23,28;
сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2,6,11,32.35.41.44.47;
сумма = 8
Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты,
когда учитель говорит, что
собирается проверить,
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе
временами, что учитель в
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе
хочется, чтобы учитель не
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с
тобой, что ты боишься
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои
одноклассники смеются над
11. Случается ли, что
тебе ставят более низкую
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты
избегать игр, в которых
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься
перед тем, как начать
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои
одноклассники смеяться над
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство
ребят относится к тебе по-
25. Работаешь ли ты
более усердно, если знаешь, что
результаты твоей работы будут
сравниваться в классе с
26. Часто ли ты мечтаешь
о том, чтобы поменьше
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты,
что твое сердце начинает
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые
ребята в классе говорят что-
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то,
что большинство твоих
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя
мама в организации вечеров,
как другие мамы твоих
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешьси ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные
ученики какими-то особыми
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами
твои одноклассники твою
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты,
что начинаешь нервничать, когда
учитель говорит, что
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит,
что собирается дать классу
задание, чувствуешь ли ты
54. Снилось ли тебе
временами, что твои
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь
задание, чувствуешь ли ты
58. Дрожит ли слегка
твоя рука, когда учитель просит
сделать задание на доске
Информация о работе Проблема тревожности у школьников 5-го класса и ее психокоррекция