О проблеме национального характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:19, реферат

Краткое описание

Проблема менталитета является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных ученых в последнее время.

Файлы: 1 файл

виноград.docx

— 17.11 Кб (Скачать)

О проблеме национального  характера  

    Осмысление  исторического опыта уходящего  столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета.

    В повседневной жизни принято считать, что каждая нация имеет свой характер, и что определенные черты характера закреплены за той или иной нацией. Так, американцев связывают с деловитостью, немцев - с пунктуальностью, французов - с остроумием и галантностью, русских - с открытостью, бесхитростностью, с мастерством.

    Следует отметить, что вышеназванная проблема волнует как зарубежных, так и  отечественных исследователей, опирающихся  в дискуссиях по этому поводу на философское наследие прошлого. "Отец истории" Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.

    Геродот подчеркивал, что каждый народ убежден  в том, что его собственные обычаи и образ жизни некоторым образом наилучшие. Мысль, высказанная 25 веков назад, не устарела и сегодня. В ней содержится идея, что образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями, определяемыми многими обстоятельствами, в том числе и элементами характера.

    Английский  философ Дэвид Юм в "Трактате о человеческой природе" писал: "Там, где некоторое количество людей объединяются в политическую структуру, обстоятельства заставляют их часто вступать в контакты друг с другом - по вопросам обороны, торговли, управления, что, при наличии общего языка, должно привести к появлению сходства в манерах, а также общего, или рационального характера в сочетании с индивидуальным. Хотя природа порождает все виды характера и понимания в изобилии, это не означает, что они присутствуют в одинаковых пропорциях и что в каждом обществе элементы работоспособности и лени, доблести и коварства, ума и глупости смешаны единым образом. Если на заре развития общества можно найти преобладание одного из элементов, то это естественно приведет к преобладанию его в дальнейшей композиции и придаст оттенок национальному характеру".

    Д. Юм указывал на причины, формирующие национальный характер, в числе этих причин он называл социальные (иначе "моральные") и "физические", под последними он понимал "те качества воздуха и климата, которые бессознательно влияют на нрав, изменяя тон и привычки тела и создавая особый вид, который путем рефлексии и осмысления может победить прежний и преобладать у большинства человечества и влиять на его манеры".

    О немцах И. Кант писал: "Он более любезен в обращении, чем первый и, хотя и не носит в общество столь же приятной живости и остроумия, как француз, однако проявляет больше скромности и рассудительности. Как во всякого рода чувствах, так и в любви, он довольно методичен. Поэтому для него имеют большое значение семья, титул и ранг, как в гражданских делах, так и в любви".

    Анализ  работ исследователей позволяет  сделать следующие выводы:

  1. национальный характер существует;

         2) на формирование национального  характера влияют многие причины,  к числу которых относится культура, различные политические реалии, характер элиты, климатические условия, рельеф местности, флора и фауна, религия.

Интересен вопрос о влиянии протестантизма на национальный характер немцев. По М. Веберу из его работы "Протестантская этика и дух капитализма" следует, что призвание является субъективной предпосылкой развития индивидуалистического предпринимательского характера.

    Лютер и Кальвин, объясняя идею призвания, рассматривали повседневный труд как божественное предначертание. Ценность всякого труда измеряется прилежанием и успехом. Трактуемая подобным образом идея призвания могла содействовать формированию таких черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд.

                                   Проблема  менталитета
 

    Проблема  менталитета является весьма актуальной в социально-политических исследованиях зарубежных и отечественных ученых в последнее время. Изучение менталитета того или иного этноса обязывает политиков учитывать в своей деятельности его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Изучение национального менталитета помогает корректировать национальную политику.

    Как отмечают исследователи проблемы, менталитет означает совокупность устойчивых, исторически  сложившихся в достаточно большие  промежутки времени социально-психологических  характеристик, выражающих отношение  социального субъекта к себе и  окружающим. Это определенная направленность сознания, самосознания и деятельности. Иначе менталитет отражает социально-психологическое состояние этноса, которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета и проявляется в различных видах деятельности.

    Изучение  национального менталитета позволяет  проводить аналогии и сравнения  одних народов с другими не в плане предпочтения одного другому, а в плане уточнения уникальности и неповторимости каждого народа.

    Вот как определяют менталитет эрзи: "Эта  черта - эпичность мировосприятия, неспешность общения с деталями, тщательное их освоение, неторопливость ухода от одних первокирпичиков бытия к другим; в конце концов, это жизнелюбие без пренебрежения к самым малейшим проявлениям материального мира, к самым малым отрезкам времени".

    Известно, что умонастроение немца направлено на то, чтобы его образ жизни  был в порядке. Порядок является определяющей чертой немецкого менталитета.

    Обстоятельства  жизни в истории выработали у  евреев практический разум, радикализм мышления.

    Для обновления и успешного реформирования нашего общества нужна такая идеология, которая была бы ориентирована именно на человека с его проблемами, с конкретной болью, с учетом его национального самосознания и особенностями психологии, менталитета.

    Национальное  самосознание, особенности национального  менталитета влияют на межэтнические отношения. Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т. д., в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.

Информация о работе О проблеме национального характера