Русский национальный характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
1.Особенности национального русского характера. 2
2.Формирование русского национального характера. 7
3.Русский национальный характер в сказках. 10
4.Угрозы и вызовы существованию национального самосознания и русского характера 14
Заключение. 18

Файлы: 1 файл

Русский национальный характер.docx

— 63.60 Кб (Скачать)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1

1.Особенности национального русского характера. 2

2.Формирование русского национального характера. 7

3.Русский национальный характер в сказках. 10

4.Угрозы и вызовы существованию национального самосознания и русского характера 14

Заключение. 18

ВВЕДЕНИЕ

Введение.

 

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала  себя, как страна необычная, не похожая  на других, а потому непонятная и  вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время  про Россию:

 

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

Эти строки, безусловно, актуальны  и по сей день. Россия – страна,не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

Современные исследователи  все чаще обращают внимание на роль национального характера, который  в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Проблема национального характера достаточно сложна, и в ее изучении необходим  комплексный подход историков, политологов, философов, социологов, этнографов, психологов, искусствоведов.

Национальный характер любого народа представляет собой целостную  систему со свойственной ей иерархией  качеств, черт, доминирующих в побуждениях, образе мыслей и действий, в культуре, стереотипах поведения, свойственных данной нации. Национальный характер весьма устойчив. Преемственность его качеств, черт обеспечивается социальными средствами передачи общественно-исторического  опыта поколениями. Его нельзя «корректировать» административными мерами, но он вместе с тем, будучи детерминирован общественной и природной средой, подвержен  определенным изменениям. Общество с  недостаточно развитым и сильным  национальным характером обречено на поражения и неудачи, будь то тяжелый  экономический кризис или внешняя  агрессия.

Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятность, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные  его черты, найти корни трагических  обстоятельств, сопутствующих истории  России. Однако представляется, что  русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации, хотя и признает за собой некоторую нелогичность и непрямолинейность поведения, о чем свидетельствуют бесконечные байки и анекдоты, начинающиеся словами: «поймал царь русского, немца и китайца…». 

Сегодня  русский народ  переживает переломный момент в своей  истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана  с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения  ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки. Для этого, думается, стоит  обратиться к трудам русских философов, занимавшихся, в свое время, изучением  русского национального характера, его отрицательных и положительных  черт.

  1. Особенности национального русского характера.

Мы – русские…

Какой восторг!

А.В. Суворов

Размышления о характере  русского народа приводят нас к выводу, что характер народа и характер отдельного человека не имеют прямой корреляции. Народ – соборная, симфоническая  личность, поэтому вряд ли возможно в каждом русском человеке обнаружить все черты и свойства русского национального характера. В целом, в русском характере можно  увидеть качества Петра Великого, князя Мышкина, Обломова и Хлестакова, т.е. и положительные, и отрицательные  свойства. Нет на земле народов, обладающих только положительными или только отрицательными чертами характера. В реальности существует известное соотношение  того и другого. Лишь в оценке одних  народов другими возникает ложное представление, порождающее стереотипы и мифы, что другой (не наш) народ  имеет, в основном, негативные черты  характера. И, наоборот, возникает стремление приписать всевозможные положительные  характеристики в превосходной степени  собственному народу.

 

В характере русского народа часто отмечают такие свойства, как  терпеливость, национальная стойкость, соборность, щедрость, безмерность (широта души), даровитость. Н.О. Лосский в своей книге "Характер русского народа" начинает исследование с такой черты русского характера, как религиозность. "Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра.., которое осуществимо лишь в Царстве Божием, – пишет он. – Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: любить Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма и потому они творят лишь абсолютные ценности, – нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру" [1].

 

Лосский ставит акцент на слове "искание" абсолютного добра, тем самым он не абсолютизирует свойства русского народа, а стремится обозначить его духовные устремления. Поэтому в истории России, благодаря влиянию великих святых подвижников, идеалом народа стала не могучая, не богатая, а "Святая Русь". Лосский приводит проницательное замечание И.В. Киреевского, что по сравнению с деловым, почти театральным поведением европейцев, удивляет смирение, спокойствие, сдержанность, достоинство и внутренняя гармония людей, выросших в традициях русской православной церкви. Даже многие поколения русских атеистов, вместо христианской религиозности, проявляли формальную религиозность, фанатичное стремление осуществить на земле своего рода царство божие без Бога, на основе научного знания и всеобщего равенства.

У русского народа существует способность к высшим формам опыта, чувство и волю (могучая сила воли, страстность, максимализм), свободолюбие, доброту, даровитость, мессианизм и миссионизм. Вместе с тем он называет и негативные черты, связанные с недостатком средней области культуры – фанатизм, экстремизм, которые проявились в старообрядчестве, нигилизм и хулиганство.

Современные исследователи  этой темы в большей степени учитывают  тенденции в развитии русского национального  характера XX века, не отрицая при  этом той традиции, которая на протяжении тысячелетней истории России и русского народа сформировала эти свойства. Так, В.К. Трофимов в книге "Душа русского народа" пишет: "Знакомство с национально-телесными и духовными детерминантами психологических свойств русского народа позволяет выделить фундаментальные внутренние качества национальной психологии. Эти фундаментальные качества, составляющие суть национальной психологии и национального характера русского народа можно обозначить как сущностные силы русской души" [3].

 

К сущностным силам он относит  парадоксальность душевных проявлений (противоречивость русской души), созерцание сердцем (примат чувства и созерцания над разумом и рассудком), безмерность жизненного порыва (широта русской души), религиозное стремление к абсолюту, национальную стойкость, "Мы-психологию" и любовь к свободе. "Сущностные силы, заложенные в глубинных основаниях русской души, крайне противоречивы по возможным следствиям своего практического воплощения в жизнь. Они могут стать источником созидания в экономике, политике и культуре. В руках мудрой национальной элиты веками складывающиеся особенности национальной психологии служили процветанию, укреплению мощи и авторитета России в мире" [4].

 

Ф.М. Достоевский, задолго  до Бердяева и Лосского, показал, как в характере русского народа сочетается низменное и возвышенное, святое и греховное, "идеал Мадонны" и "идеал содомский", а полем битвы этих начал является человеческое сердце. В монологе Дмитрия Карамазова с исключительной силой выражены крайности, беспредельная широта русской души: "Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил" [5].

 

Сознание своей греховности  дает русскому народу идеал духовного  восхождения. Характеризуя русскую  литературу, Достоевский подчеркивает, что все вековечные и прекрасные образы в творчестве Пушкина, Гончарова  и Тургенева заимствованы у русского народа. Они взяли у него простодушие, чистоту, кротость, ум и незлобие, в  противоположность всему изломанному, фальшивому, наносному и рабски заимствованному. И это соприкосновение с народом  придало им необычайные силы.

 

Достоевский выделяет еще  одну коренную потребность русского народа – потребность страдания  всегдашнего и неутолимого, везде  и во всем. Этой жаждой страдания  он заражен искони; страдальческая струя проходит через всю его  историю, не только от внешних несчастий  и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть  страдания, иначе счастье для  него неполно. Никогда, даже в самые  торжественные минуты своей истории, не имеет он гордого и торжествующего вида, и лишь умиленный до страдания  вид; он воздыхает и возносит славу  свою к милости Господа. Эта идея Достоевского нашла чеканное выражение  в его формуле: "Кто не понимает Православия, тому никогда не понять и Россию".

 

Воистину, наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Полярности русского национального характера  можно представить в качестве целого ряда антиномий, выражающих позитивные и негативные свойства.

 

1. широта души – отсутствие  формы;

2. щедрость – расточительство;

3. свободолюбие – слабая  дисциплина (анархизм);

4. удаль – разгул;

5. патриотизм – национальный эгоизм.

 

Эти параллели можно многократно  увеличить. И.А. Бунин приводит в "Окаянных днях" знаменательную притчу. Крестьянин говорит: народ как древо, из него можно сделать и икону, и дубину, в зависимости от того, кто это древо обрабатывает – Сергий Радонежский или Емелька Пугачев .

 

Тотальную безмерность русского национального характера стремились выразить многие русские поэты, но особенно полно это удалось А.К. Толстому:

 

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

 

Коль спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

 

И.А. Ильин фиксирует внимание на том, что безмерность для русского человека есть живая конкретная данность, его объект, его исходный пункт, его  задача. "Такова русская душа: ей дана страсть и мощь; форма, характер и преображение суть ее исторически  жизненные задачи". Среди западных аналитиков русского национального  характера эти особенности в  большей мере удалось выразить немецкому  мыслителю В. Шубарту. Наибольший интерес в противопоставлении двух диаметрально противоположных типов мироощущения – западного (прометеевского) и русского (иоаннического) – представляет собой ряд позиций, предложенных Шубартом для сравнения, которые насыщены многообразным конкретным материалом. Воспроизведем одну из них. Культура середины и культура конца. Западная культура – культура середины. Социально она покоится на среднем классе, психологически на душевном состоянии середины, равновесия. Ее добродетели – самообладание, воспитанность, деловитость, дисциплина. "Европеец – порядочный и прилежный, квалифицированный работник, безупречно функционирующий винтик большого механизма. Вне своей профессии он едва ли принимается в расчет. Он предпочитает путь золотой середины, и это обычно путь к золоту". Вещизм и мещанство – цель и результат западной культуры.

 

Русский движется в рамках окраинной культуры. Отсюда – широта и безмерность русской души, ощущение свободы вплоть до анархизма и  нигилизма; чувство вины и греховности; апокалиптическое мироощущение и, наконец, жертвенность, как центральная идея русской религиозной нравственности. "Иностранцы, впервые попавшие в Россию, – писал Шубарт, – не могли отделаться от впечатления, что очутились в священном месте, ступили на святую землю… Выражение "Святая Русь" – не пустая фраза. Путешественник же по Европе сразу увлекается шумным ритмом ее деятельных сил; до его слуха доносится высокая мелодия труда, но это – при всем величии и мощи – есть песня о земле" [7].

  1. Формирование  русского национального характера.

По определению некоторых  исследований: национальный характер – это генотип плюс культура.

Так как генотип, то, что  каждый человек получает от природы, то культура – это то, к чему человек  приобщается с рождения, поэтому  национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, включает в себя и природные этнопсихологические  черты индивидов.

Когда персонаж Достоевского узнает «русскую действительную жизнь», он заключает, что «вся Россия есть игра природы». Согласно Ф. Тютчеву, «умом  Россию не понять, // аршином общим  не измерить. // У ней особенная стать. // В Россию можно только верить». Б. Паскаль отметил: «Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе». В осознании неповторимости, уникальности, невозможности измерить Россию «общим аршином» – ключ к постижению и явного – умом, и сокровенного – верой в Россию.

Как уже было сказано выше, национальный характер русского человека включает в себя неосознанные культурные архетипы и природные этнопсихологические  черты индивидов.

Период язычества восточно-славянских племен не входит в историю культуры. Скорее это предыстория русской культуры, некое ее исходное состояние, которое продолжалось и могло продолжаться еще весьма длительное время, не претерпевая су¬щественных изменений, не переживая сколько-нибудь значи¬тельных событий.

Со времен, отмеченных постоянными контактами и противоборствами с соседними кочевыми народами, в русской культуре и национальном самосознании глубоко укоренился фактор случайности, непредсказуемости (отсюда знаменитое русское «авось да небось» и другие аналогичные суждения обыденного народного сознания). Этот фактор во многом предопределил свойства русского национального характера – бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность, произвол и т.п., которыми связана особая мировоззренческая роль загадок в древнейшем русском фольклоре и гаданий в повседневном быту; склонность принимать судьбоносные решения путем бросания жребия и др. характерные особенности менталитета, базирующегося на неустойчивом равновесии взаимоисключающих тенденций, где любое неуправляемое стечение обстоятельств может оказаться решающим. Отсюда берет начало традиция принимать трудные решения в условиях жесткого и подчас жестокого выбора между крайностями, когда «третьего не дано» (да оно и невозможно), когда сам выбор между взаимоисключающими по¬люсами подчас нереален или невозможен, или в равной степе¬ни губителен для «избирателя», – выбора, происходящего бук¬вально на цивилизационном распутье неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиций, «предания») – по сравне¬нию с ирреальным и неопределенным, драматически вариатив¬ным и непредсказуемым будущим. Как правило, мировоззре¬ние, складывающееся с ориентацией на факторы случайности и стихийности, исподволь проникается пессимизмом, фатализ¬мом, неуверенностью (в том числе и в собственно религиозном смысле – как неверие, постоянно искушающее веру).

Информация о работе Русский национальный характер