Русский национальный характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 1
1.Особенности национального русского характера. 2
2.Формирование русского национального характера. 7
3.Русский национальный характер в сказках. 10
4.Угрозы и вызовы существованию национального самосознания и русского характера 14
Заключение. 18

Файлы: 1 файл

Русский национальный характер.docx

— 63.60 Кб (Скачать)

А то чудо из чудес,

Как туда он влез».

 

Тут случилось именно то, чего человек втайне боялся и неизбежность чего подозревал, он и не особенно поэтому ужасается: сидит в болоте и ждет, что его какая-нибудь утка вытянет.

  1. Угрозы  и вызовы существованию национального  самосознания и русского характера

Угрозы и вызовы существованию  национального самосознания и русского характера несомненно существуют. Как правило, они имеют объективное и субъективное содержание и многократно усиливают свое негативное воздействие в периоды смут, революций, социальных разломов и кризисных ситуаций. Первая объективная тенденция, ведущая к угрозе существования русского национального самосознания, связана с распадом СССР (исторической России) в конце XX столетия, именно она поставила под вопрос само существование русского народа, а, следовательно, и его национального самосознания. Вторая объективная тенденция связана с "реформированием" экономики, которая, по сути дела, явилась полным крушением экономики всей страны, уничтожением военно-промышленного комплекса, огромного количества НИИ, обеспечивавших на протяжении ряда десятилетий приоритетные направления развития страны. В результате экономика постсоветской России приобрела уродливый, однобокий характер – она всецело базируется на добыче и экспорте углеводородов (нефти и газа), а также на экспорте других видов сырья – черных и цветных металлов, древесины и т.д.

 

Третья объективная тенденция  – депопуляция русского народа, связанная с низким уровнем рождаемости, большим количеством абортов, низкой продолжительностью жизни, высокой  смертностью от ДТП, алкоголизма, наркомании, суицида и прочих несчастных случаев. На протяжении последних 15 лет население  России сокращается на 700-800 тысяч  человек ежегодно. Депопуляция русского народа является следствием указанных  выше объективных тенденций и  приводит к резкому увеличению миграционных потоков, зачастую никак не контролируемых, с Кавказа, из Центральной Азии и  Китая. Уже сегодня в школах Москвы 12,5% учащихся – азербайджанцы. Если миграционная политика не будет жестко контролироваться, то в дальнейшем этот процесс приведет к замещению  русского народа мигрантами, к вытеснению и угасанию русского национального  самосознания. Депопуляция является во многом следствием кризисных процессов 90-х гг. XX века.

 

Субъективные тенденции, ведущие к угрозам существования  русского национального самосознания, суммарно можно выразить как утрату идентичности. Однако это положение  требует расшифровки и детализации. Утрата идентичности связана с вторжением в мир русского национального  самосознания чуждых для русского человека внешних влияний, нацеленных на преобразование национального самосознания и русского характера по западному образцу: в области образования – присоединение к Болонской хартии; в области культуры – замена традиционных образцов русской культуры поп-культурой, псевдокультурой; в области религии – внедрение различных сектантских течений, связанных с протестантизмом, с оккультными и другими антихристианскими сектами; в области искусства – вторжение различных авангардистских течений, выхолащивающих содержание искусства; в области философии – фронтальное наступление постмодернизма, отрицающего своеобразие и специфику национального мышления и традиции.

 

Сколь многообразны способы  отрицания национального самосознания мы ежедневно видим в различных  программах СМИ. Наиболее опасным среди  них является русофобия – отрицание  и презрительное отношение к  русской культуре, к национальному  самосознанию и к самому русскому народу. Можно предположить, что  если произойдет замена русского национального  самосознания на внедряемый у нас  уже полтора десятилетия западный менталитет, тогда и русский народ  превратится в "население", в  этнографический материал, а русский  язык и русская культура, в перспективе, могут разделить судьбу мертвых  языков (древнегреческого и латинского). Повседневным явлением становится денационализация культуры, подавление национального  сознания, превращения его в комиксно-клиповое сознание, извращение истории России, осквернение нашей Победы, усыпление оборонного сознания.

 

Неблагополучное экономическое  положение страны, перманентный политический кризис конца XX века, криминогенная  обстановка привели к "утечке мозгов" – массовой эмиграции ученых в  другие, более благополучные страны. Уехавшие за рубеж ученые заполнили  исследовательские центры и университеты США, Канады, Германии и других стран  Запада. По оценкам Российской Академии наук, за 15 лет из страны выехало  около 200 тысяч ученых, в том числе 130 тысяч кандидатов наук и около 20 тысяч докторов наук. По сути дела, это – катастрофа, почти полная утрата интеллектуальной собственности  страны. Талантливые выпускники лучших вузов России стремятся уйти в  богатые бизнес-корпорации или уехать за рубеж. Это привело к утрате среднего, по возрасту, звена научных работников РАН. Сегодня средний возраст докторов наук в РАН составляет 61 год. Налицо – "утечка мозгов", неуклонное старение и невозможность восполнения научных кадров, исчезновение целого ряда ведущих научных школ, деградация тематики научных исследований [8].

 

Как противостоять, что можно  противопоставить этим негативным тенденциям, приводящим к эрозии русского национального  самосознания?

 

Во-первых, нужна взвешенная программа (идеология) на долгосрочную историческую перспективу, которая  должна соответствовать национальным интересам России, учитывать пределы  национальной безопасности в развитии русской культуры, школьного и  вузовского образования, науки, защиты нравственных, религиозных, этнических ценностей народа. Вместе с тем, такая  идеологическая программа должна обозначить перспективы развития экономики, сельского  хозяйства, ВПК и других сфер производства, которые смогли бы обеспечить независимость  нашей страны на должном уровне. Так называемые "национальные проекты", разрабатываемые и внедряемые администрацией президента Д.А. Медведева, весьма фрагментарны и не имеют характера универсальной  национальной программы. Как писал  И.А. Ильин, России нужна не классовая  ненависть и не партийная борьба, раздирающая ее единое тело, ей нужна  ответственная идея на отдаленную перспективу. Притом идея не разрушительная, а положительная, государственная. Это есть идея воспитания в русском народе национального  духовного характера. "Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Эта идея должна исходить из самой ткани русской  души и русской истории, из их духовного  глада. Эта идея должна говорить о  главном в русских судьбах  – и прошлого и будущего; она  должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь, вливая в них бодрость" [9]. Сегодня  уже существует опыт разработки таких  перспективных программ [10].

 

Во-вторых, необходимо воспитание русской национальной элиты, устремления  которой соответствовали бы национальным интересам России и русского народа. Инонациональная и инославная элита  всегда будет подталкивать страну либо к очередной революции (по сути дела, – к переделу власти и собственности), либо, по выражению Ф.М. Достоевского, будет один раз в несколько  десятилетий "пускать судорогу", т.е. осуществлять очередную кризисную  ситуацию. Как показывает опыт трагических для России 90-х гг. XX века, подобная элита – "чикагские мальчики", – была направляема и управляема внешними, враждебными по отношению к России, силами вопреки национальным интересам страны.

 

В-третьих, необходимо воспитание новых поколений русских людей  в духе любви к Родине, в духе патриотизма, а для этого нужна  фундаментальная перестройка всей системы образования и воспитания. Только в этом случае можно преодолеть негативные последствия современного национального нигилизма и русофобии. "Поколение пепси", воспитанное  под девизом – "Бери от жизни  все!" – это социальный продукт  разрушительных процессов 90-х гг.

 

В-четвертых, необходимо бороться с негативными чертами русского национального характера – с  анархизмом и экстремизмом, с неорганизованностью  и "надеждой на авось", с неоформленностью и хулиганством, с апатией и утратой привычки к систематическому труду, что во многом явилось результатом кризисных явлений последних полутора десятков лет. Эта борьба должна вестись не на "вспышках революционного духа", а путем выработки упорной самодисциплины, непрерывного самоконтроля, терпения и выносливости, духовного трезвения и послушания. С.Н. Булгаков говорил о христианском подвижничестве, которое есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими греховными сторонами своего "я", аскеза духа. Только на этом пути можно до некоторой степени нейтрализовать негативные тенденции русского национального характера, которые в эпоху исторической смуты приводят к деструкции сущностных сил народа, когда на передний план выходит "подполье человеческой души". Когда народ находится на грани (и даже за гранью) физического существования, с него трудно требовать соблюдения высоконравственного поведения. Для этого необходимы меры социального, политического, экономического характера, но, прежде всего, – духовного. Только в этом случае есть надежда на благополучный, позитивный результат в развитии России, русского народа и его национального самосознания.

 

Если у русского народа есть достаточный национальный и  социальный иммунитет, то он снова вернется к собственной национальной идентичности. Исторический опыт дает нам достаточно оснований для оптимистического сценария развития событий. Россия и  русский народ преодолевали труднейшие ситуации, находили достойный Ответ  на Вызов истории. Подобный анализ русского национального характера Достоевским, вскрывшем глубочайшие противоречия, дает надежду, что та бездна падения, в которой оказался сегодня русский  народ, отрезвит его, и он преодолеет этап очередного саморазрушения, пройдя через покаяние и страдание.

 

Здесь невольно возникает  вопрос: как же русский народ, имеющий  наряду с негативными и положительные  качества, соблазнился в начале XX в. идеями революционного переустройства России и атеизма, следствием чего стали цареубийство, разрушение храмов, отречение от веры предков и оскудение народной души. Ответ на этот вопрос мы находим у Достоевского. Для русского человека, по его мнению, свойственно забвение всякой меры во всем. Любовь ли, вино ли, разгул, самолюбие, зависть – тут иной русский человек отдается почти беззаветно, готов порвать все, отречься от всего, от семьи, обычая, Бога. "Это потребность хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и – в частных случаях, но весьма нередких – броситься в нее как ошалелому вниз головой.

 

Это потребность отрицания  в человеке, иногда самом неотрицающем и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни сердца своего, самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте, перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему невыносимым каким-то бременем, – так характеризует Достоевский черты самоотрицания и саморазрушения, свойственные русскому народному характеру. – Но зато с такою же силою, такою же стремительностью, с такою же жаждой самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает себя сам, и обыкновенно, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда. Но особенно характерно то, что обратный толчок, толчок самовосстановления и самоспасения, всегда бывает серьезнее прежнего порыва – порыва самоотрицания и саморазрушения. То есть то бывает всегда на счету как бы мелкого малодушия; тогда как в восстановление свое русский человек уходит с самым огромным и серьезным усилием, а на отрицательное прежнее движение смотрит с презрением к самому себе" [11].

Заключение.

В заключении еще раз обратимся  к перечислению основных черт русского национального характера. Природно-климатические  условия России сформировали в характере  русского народа такие черты, как  терпеливость, выносливость, широту натуры, трудолюбие. Отсюда проистекает пассионарность и "самородный" характер народа. Полиэтничность и поликонфессиональность России воспитали в русском народе братство, терпеливость (толерантность) к другим языкам и культурам, бескорыстие, отсутствие насильственности. Историческое бытие русского народа и геополитическое положение России выковали в его характере такие свойства, как национальная стойкость, свободолюбие, жертвенность, патриотизм. Социальные условия существования русского народа – монархия, община – способствовали формированию монархического правосознания, соборности, коллективизма, взаимопомощи. Православие, как основная доминанта русского национального самосознания, сформировало в русском народе религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему (братство), смирение, кротость, сознание своей греховности и несовершенства, жертвенность (готовность отдать свою жизнь за други своя), соборность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с евангельскими идеалами добра, правды, милосердия и сострадания. В этом надо видеть религиозный источник русской стойкости и терпения, выносливости и силы жертвенности русского народа.

 

Каждому русскому человеку следует отчетливо знать и  отрицательные свойства своего национального  характера. Широта, безмерность русской  души часто бывает сопряжена с максимализмом – либо все, либо ничего. Слабая дисциплина ведет к разгулу и анархизму; отсюда лежит опасный путь к экстремизму, бунтарству, хулиганству, терроризму. Безмерность души становится истоком дерзкого испытания ценностей – атеизм, отрицание традиции, национальный нигилизм. Отсутствие в повседневной жизни этнической солидарности, слабость "племенного инстинкта", разобщенность перед "чужаками" делает русского человека беззащитным по отношению к мигрантам, которым свойственны спаянность, наглость, жестокость. Поэтому мигранты в России сегодня чувствуют себя хозяевами в большей степени, нежели русские. Недостаток самодисциплины нередко приводит к неумению систематически трудиться и добиваться поставленной цели. Названные выше недостатки многократно возрастают в периоды смут, революций и других кризисных социальных явлений. Легковерность, склонность к соблазну, делает русский народ игрушкой в руках политических авантюристов и самозванцев всех мастей, приводит к утрате иммунных сил державности, превращает его в чернь, в электорат, в толпу, руководимую стадным сознанием. В этом корень всех социальных смут и катастроф.

 

Тем не менее, отрицательные  свойства представляют собой не коренные, доминантные черты русского характера, а скорее, являются оборотной стороной положительных качеств, их извращением. Четкое видение слабых черт национального  характера позволит каждому русскому человеку бороться с ними, искоренять или нейтрализовать их влияние в  самом себе.

 

Сегодня тема, связанная  с изучением русского национального  характера необычайно актуальна. В  условиях перманентного социального  кризиса конца XX – начала XXI веков, когда русский народ унижен, оболган, в значительной степени утратил  витальные силы, он нуждается в  подтверждении своих достоинств, в том числе на уровне исследования русского национального характера. Только на этом пути можно осуществить  связь времен, обратившись к традиции, к деяниям наших великих предков – героев, вождей, пророков, ученых и мыслителей, к нашим национальным святыням, ценностям и символам. Обращение к национальной традиции подобно прикосновению к целительному источнику, из которого каждый может извлечь веру, надежду, любовь, волевое начало и пример для служения Родине – Святой Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соборность- Термин правосл. богословия и рус. релит, философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение ( собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу.

Информация о работе Русский национальный характер