Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, контрольная работа
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
«Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет».
Культура российской цивилизации, ее становление
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.
Большое влияние на формирование этого 
типа культуры оказывал геополитический 
фактор - срединное положение России 
между цивилизациями Запада и 
Востока, служившее основой ее маргинализации, 
т.е. возникновения таких 
Изучение российской цивилизации 
в отечественной науке только 
начинается. К наиболее часто выделяемым 
ее признакам относят 
Что касается стадий развития российской 
цивилизации, то существуют различные 
точки зрения. Одни ученые считают, 
что с IX в. и по настоящее время 
в том ареале, который называется 
Россией, была одна цивилизация. В ее 
развитии можно выделить несколько 
этапов, различающихся особыми 
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Смену цивилизации связывают чаще 
всего с тем, что, согласно «пассионарной» 
концепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается 
генезис русского народа и российского 
суперэтноса. (Прежний, славянский по характеру 
этнос к этому времени 
О «славяно-европейском» характере 
древнерусской цивилизации 
Древнерусские летописи, действительно, 
подчеркивают славянское и отчасти 
скандинавское происхождение 
Предпочтительнее выглядит концепция, согласно которой древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северокавказского этнических субстратов.
О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении прикарпатского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).
На остальных территориях 
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская православная церковь долгое 
время находилась в зависимости 
от константинопольского 
Само древнерусское 
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.
Оно захватило все слои общества, 
но не всего человека: этим можно 
объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) 
уровень христианизации «безмолвствующего» 
большинства, его невежественность 
в элементарных религиозных вопросах 
и наивное социально-
Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.
Опора государства на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».
В первые века древнерусской 
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:
• отсутствие в европейском смысле 
частной собственности и 
• господство принципа централизованной ре дистрибуции, при которой власть рождала собственность;
• автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;
• эволюционный характер общественного развития.
В целом Древнерусская 
Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.
Новгородская субкультура была 
нацелена на партнеров по ганзейскому 
союзу, представлявших торговые островки 
европейской цивилизации. Если новгородцы 
и прибегали к наемникам, то, как 
правило, ими становились варяги. 
Новгородская субкультура, сохранившаяся 
в период татаро-монгольского ига 
и усилившая свое европейское 
своеобразие, деградировала после 
присоединения Новгорода к 
2. Существенные особенности 
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:
1. Русская культура - понятие историческое 
и многогранное. Она включает 
в себя факты, процессы, тенденции, 
свидетельствующие о 
2. Большая часть территории 
3. Длительный период развития 
русской культуры определялся 
хрис-тианско-православной 
Вместе с тем, влияние христианства 
на русскую культуру - процесс далеко 
не однозначный. По справедливому замечанию 
видного славянофила А С. Хомякова, 
Русь восприняла только внешнюю форму, 
обряд, а не дух и сущность христианской 
религии Русская культура вышла 
из-под влияния религиозных 
4. Специфические черты русской 
культуры определяются в 
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.
3. Культурный архетип, 
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культурных архетипов - устойчивость и неосознанность.
Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа.
Культурные архетипы дают о себе 
знать во всех сферах жизнедеятельности 
человека, но более всего они проявляются 
в его повседневной жизни. При 
этом, как отмечал Юнг, «когда представляется 
ситуация, которая соответствует 
данному архетипу, архетип активизируется, 
и развивается 
Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их культурные архетипы. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».
Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.
М.А. Барг пишет, что менталитет - это «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, т.е. повторения».
Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации.
Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит в первом случае ответ на вопрос, что это; а во втором, - как и зачем это.
Атрибутом менталитета выступает 
идентичность, обусловленная среди 
его носителей в конечном счете 
общность социальных условий, в которых 
формируется сознание. Идентичность 
проявляется в способности 
Национальный характер, по определению 
некоторых исследователей, - это 
генотип плюс культура. Генотип -то, 
что каждый из нас получает от природы, 
через гены, а культура - то, к чему 
мы приобщаемся, начиная от рождения. 
Поэтому национальный характер, кроме 
неосознанных культурных архетипов, которые 
человек интериоризирует в