Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Файлы: 1 файл

Русская духовная культура.docx

— 26.64 Кб (Скачать)

«Русская духовная культура. Особенности  её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет».

 

 

Культура российской цивилизации, ее становление

 

 

Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования  государства у восточных славян и приобщения их к православию.

 

Большое влияние на формирование этого  типа культуры оказывал геополитический  фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и  Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных  культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали  ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой  благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

 

Изучение российской цивилизации  в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную  форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или  «дуализм общества и государственной  власти»), незначительный объем экономической  свободы.

 

Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные  точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время  в том ареале, который на­зывается  Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько  этапов, различающихся особыми типологическими  чертами, что позволяет квалифицировать  их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).

 

Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или  «российская».

 

Смену цивилизации связывают чаще всего с тем, что, согласно «пассионарной» концепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается генезис русского народа и российского  суперэтноса. (Прежний, славянский по характеру  этнос к этому времени прекратил  свое существование.)

 

О «славяно-европейском» характере  древнерусской цивилизации говорят, исходя из предположения Б.А. Рыбакова о доминировании в ней славянского  субстрата.

 

Древнерусские летописи, действительно, подчеркивают славянское и отчасти  скандинавское происхождение населения  Руси. Однако надо учитывать, что любая  историческая хроника неизбежно  проникнута подсознательным этноцентризмом.

 

Предпочтительнее выглядит концепция, согласно которой древнерусская  народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северо­кавказского этнических субстратов.

 

О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении  прикарпатского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).

 

На остальных территориях Древней  Руси картина либо не поддается однозначной  этнической идентификации (Приднепровье), либо свидетельствует о наибольшем распространении балтского (к северу от Припяти) или финно-угорского (к  востоку от Валдая) компонентов.

 

Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) православие, которое  хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению  к нему характер.

 

Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости  от константино­польского патриарха  и лишь в середине XV в. обрела фактическую  самостоятельность.

 

Само древнерусское государство  представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных  образований, политически скрепленных  лишь единством княжеского рода, после  распада которого в начале XII в. они  приобрели полный государственный  суверенитет.

 

Православие задавало общий для  Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения  которого был древнерусский язык.

 

Оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно  объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное  толкование основ вероучения, столь  удивлявшее европейцев.

 

Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские  императоры, на мощную военно-бюрократическую  систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в православии  и осуществляли построение госу­дарственности в значительной мере как миссионерскую  задачу обращения язычников.

 

Опора государства на новую религию  прежде всего как на социально-нормативный  институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному  аспекту, обсуждаемому главным образом  в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового  православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».

 

В первые века древнерусской государственности  ее по многим формально-культурным и  ценностно-ориентационным чертам можно  рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры. Однако по большинству  сущностных форм социально-политического  устройства и жизнедеятельности  Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной.

 

С традиционными обществами Европы того времени она имела целый  ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей  общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной  власти; отсутствие синдрома сервильного  комплекса (поголовного рабства) при  соприкосновении индивида с государством.

 

Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:

 

• отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических  классов;

 

• господство принципа централизованной ре дистрибуции, при которой власть рождала собственность;

 

• автономность общин по отношению  к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;

 

• эволюционный характер общественного  развития.

 

В целом Древнерусская цивилизация  на славяно-языческой основе синтезировала  некоторые черты европейских  социально-политических и производственно-технологических  реалий, византийских мистических рефлексий  и канонов, а также азиатских  принципов централизованной редистрибуции.

 

Геополитический, а также экономический  факторы предопределили появление  в древнерусской цивилизации  нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.

 

Южная субкультура была ориентирована  на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную  гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура  прекратила свое существование.

 

Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому  союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то, как  правило, ими становились варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся  в период татаро-монгольского ига  и усилившая свое европейское  своеобразие, деградировала после  присоединения Новгорода к Москве в XV в.

 

 

2. Существенные особенности русской  национальной культуры

 

 

Выделяют специфические черты  русской культуры от древнейших времен до XX века:

 

1. Русская культура - понятие историческое  и многогранное. Она включает  в себя факты, процессы, тенденции,  свидетельствующие о длительном  и сложном развитии как в  географическом пространстве, так  и в историческом времени. У  замечательного представителя европейского  Возрождения Максима Грека, переехавшего  в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

 

2. Большая часть территории России  заселена позднее, чем те регионы  мира, в которых сложились основные  центры мировой культуры. В этом  смысле русская культура - явление  относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно  к феодализму от общинно-патриархальных  отношений. В силу своей исторической  молодости русская культура оказалась  перед необходимостью интенсивного  исторического развития. Конечно,  русская культура развивалась  под влиянием различных культур  стран Запада и Востока, исторически  опередивших Россию. Но воспринимая  и усваивая культурное наследие  других народов, русские писатели  и художники, скульпторы и архитекторы,  ученые и философы решали свои  задачи, формировали и развивали  отечественные традиции, никогда  не ограничиваясь копированием  чужих образцов.

 

3. Длительный период развития  русской культуры определялся  хрис-тианско-православной религией. На многие века ведущими культурными  жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую  художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной  деятельностью, связанной с христианством.

 

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию  видного славянофила А С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии Русская культура вышла  из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

 

4. Специфические черты русской  культуры определяются в значительной  степени тем, что исследователи  назвали «характером русского  народа» Об этом писали все  исследователи «русской идеи»  Главной чертой этого характера  называли веру. Альтернатива «вера-знание»,  «вера-разум» решалась в России  в конкретные исторические периоды  по-разному, но чаще всего в  пользу веры. Русская культура  свидетельствует: при всем разночтении  русской души и русского характера  трудно не согласиться со знаменитыми  строчками Ф. Тютчева: «Умом  Россию не понять, аршином общим  не измерить: у ней особенная  стать - в Россию можно только  верить»

 

Русская культура накопила великие  ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.

 

 

3. Культурный архетип, менталитет  и этнос

 

 

Культурные архетипы - это глубинные  культурные установки «коллективного бессоз­нательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные  черты культурных архетипов - устойчивость и неосознанность.

 

Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного  генотипа того или иного народа.

 

Культурные архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности  человека, но более всего они проявляются  в его повседневной жизни. При  этом, как отмечал Юнг, «когда представляется ситуация, которая соответствует  данному архетипу, архетип активизируется, и развивается принудительность, которая, подобно силе инстинкта, прокладывает себе дорогу, вопреки разуму и воле».

 

Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и  смысл их поведения, надо изучать  их культурные архетипы. Именно поэтому  культурный архетип иногда рассматривают  как «информацию, обладающую социально-управляющей  ценностью».

 

Следует различать понятия культурного  архетипа, менталитета и национального  характера.

 

М.А. Барг пишет, что менталитет - это  «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и  закрепляющихся в сознании людей  в процессе общения с себе подобными, т.е. повторения».

 

Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная система символов и смыслов - «post factum», и поэтому  обладает тенденцией к диверсификации.

 

Менталитет как способ выражения  знаний о мире и человеке в нем  служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и  содержит в первом случае ответ на вопрос, что это; а во втором, - как  и зачем это.

 

Атрибутом менталитета выступает  идентичность, обусловленная среди  его носителей в конечном счете  общность социальных условий, в которых  формируется сознание. Идентичность проявляется в способности людей  наделять одинаковыми значениями одни и те же явления объективного и  субъективного мира, т.е. тождественным  образом их сознательно ин­терпретировать  и выражать в одних и тех  же символах.

 

Национальный характер, по определению  некоторых исследователей, - это  генотип плюс культура. Генотип -то, что каждый из нас получает от природы, через гены, а культура - то, к чему мы приобщаемся, начиная от рождения. Поэтому национальный характер, кроме  неосознанных культурных архетипов, которые  человек интериоризирует в процессе социализации, включает в себя наиболее повторяющиеся природные этнопсихологические  черты индивидов.

Информация о работе Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет