Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, контрольная работа
Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.
«Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет».
Культура российской цивилизации, ее становление
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.
Большое влияние на формирование этого
типа культуры оказывал геополитический
фактор - срединное положение России
между цивилизациями Запада и
Востока, служившее основой ее маргинализации,
т.е. возникновения таких
Изучение российской цивилизации
в отечественной науке только
начинается. К наиболее часто выделяемым
ее признакам относят
Что касается стадий развития российской
цивилизации, то существуют различные
точки зрения. Одни ученые считают,
что с IX в. и по настоящее время
в том ареале, который называется
Россией, была одна цивилизация. В ее
развитии можно выделить несколько
этапов, различающихся особыми
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Смену цивилизации связывают чаще
всего с тем, что, согласно «пассионарной»
концепции Л.Н.Гумилева, в XIV в. начинается
генезис русского народа и российского
суперэтноса. (Прежний, славянский по характеру
этнос к этому времени
О «славяно-европейском» характере
древнерусской цивилизации
Древнерусские летописи, действительно,
подчеркивают славянское и отчасти
скандинавское происхождение
Предпочтительнее выглядит концепция, согласно которой древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов - славянского, балтского и финно-угорского, с заметным участием также германского, тюркского и северокавказского этнических субстратов.
О преобладании славянского элемента можно говорить лишь в отношении прикарпатского и приильменского районов (по данным археологии и антропологии).
На остальных территориях
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская православная церковь долгое
время находилась в зависимости
от константинопольского
Само древнерусское
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.
Оно захватило все слои общества,
но не всего человека: этим можно
объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый)
уровень христианизации «безмолвствующего»
большинства, его невежественность
в элементарных религиозных вопросах
и наивное социально-
Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.
Опора государства на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах) и сформировала тот особый тип русского массового православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Как говорил Н.Бердяев, - «православия без христианства».
В первые века древнерусской
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт христианские ценности; городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:
• отсутствие в европейском смысле
частной собственности и
• господство принципа централизованной ре дистрибуции, при которой власть рождала собственность;
• автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;
• эволюционный характер общественного развития.
В целом Древнерусская
Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.
Новгородская субкультура была
нацелена на партнеров по ганзейскому
союзу, представлявших торговые островки
европейской цивилизации. Если новгородцы
и прибегали к наемникам, то, как
правило, ими становились варяги.
Новгородская субкультура, сохранившаяся
в период татаро-монгольского ига
и усилившая свое европейское
своеобразие, деградировала после
присоединения Новгорода к
2. Существенные особенности
Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:
1. Русская культура - понятие историческое
и многогранное. Она включает
в себя факты, процессы, тенденции,
свидетельствующие о
2. Большая часть территории
3. Длительный период развития
русской культуры определялся
хрис-тианско-православной
Вместе с тем, влияние христианства
на русскую культуру - процесс далеко
не однозначный. По справедливому замечанию
видного славянофила А С. Хомякова,
Русь восприняла только внешнюю форму,
обряд, а не дух и сущность христианской
религии Русская культура вышла
из-под влияния религиозных
4. Специфические черты русской
культуры определяются в
Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.
3. Культурный архетип,
Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменениях Характерные черты культурных архетипов - устойчивость и неосознанность.
Люди, как правило, не рефлексируют по поводу собственных культурных архетипов, которые «работают» на сохранение культурного генотипа того или иного народа.
Культурные архетипы дают о себе
знать во всех сферах жизнедеятельности
человека, но более всего они проявляются
в его повседневной жизни. При
этом, как отмечал Юнг, «когда представляется
ситуация, которая соответствует
данному архетипу, архетип активизируется,
и развивается
Люди разные, человек меняется, но чтобы представить логику и смысл их поведения, надо изучать их культурные архетипы. Именно поэтому культурный архетип иногда рассматривают как «информацию, обладающую социально-управляющей ценностью».
Следует различать понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера.
М.А. Барг пишет, что менталитет - это «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, т.е. повторения».
Если культурные архетипы складываются «in factum» и носят неосознанный и устойчивый характер, то менталитет как осознанная система символов и смыслов - «post factum», и поэтому обладает тенденцией к диверсификации.
Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит в первом случае ответ на вопрос, что это; а во втором, - как и зачем это.
Атрибутом менталитета выступает
идентичность, обусловленная среди
его носителей в конечном счете
общность социальных условий, в которых
формируется сознание. Идентичность
проявляется в способности
Национальный характер, по определению
некоторых исследователей, - это
генотип плюс культура. Генотип -то,
что каждый из нас получает от природы,
через гены, а культура - то, к чему
мы приобщаемся, начиная от рождения.
Поэтому национальный характер, кроме
неосознанных культурных архетипов, которые
человек интериоризирует в