Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

Файлы: 1 файл

Русская духовная культура.docx

— 26.64 Кб (Скачать)

 

Поскольку культурные архетипы недоступны непосредственному наблюдению, то их можно изучать следующими способами.

 

Архетипы функционально рассматриваются  как первичные, архаичные формы  адаптации человека к окружающей реальности. Поэтому изучать культурные архетипы можно путем реконструкции  влияния этой реальности (географической, геополитической, хозяйственной, социальной, политической, религиозной, культурной и т.п.) на их формирование.

 

Культурные архетипы имеют символическую  природу и обнаруживаются в области  смысловых, ценностных ориентации. Это  позволяет истолковывать и типизировать архетипы через «постижение» области  символического.

 

Культурные архетипы особенно отчетливо  проявляются в комплексах-аффектах, вызванных ситуациями-раздражителями или словами-раздражителями и являющихся формами субъективного проживания человеком своих архетипических структур. Интерпретация реакции  человека на эти раздражители также  дает возможность для выявления  культурных архетипов.

 

Большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие в Х в. христианства, которое пришло на Русь из Византии в православной форме.

 

Принятие той или иной религии  в качестве государственной и  национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере  веры, но и во всей духовной жизни.

 

Давно замечено, что любая национальная культура заимствует только те элементы чужих культур, к восприятию которых  она уже подготовлена всем ходом  собственного развития, то есть имеет  некий горизонт культурных ожиданий.

 

Православие, включив в свою сферу  все слои русского народа, все общество, не захватывало человека целиком. Проникновение  православия в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно  руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало времяпрепровождение и праздничное  настроение, семейные отношения, слабо  отражаясь в ежедневном обиходе, не оставляя заметных следов в его  будничных привычках и понятиях, предоставляя во всем этом свободный  простор самобытному национальному  творчеству, основанному на языческой  экзальтации почвы и духа.

 

Восточно-христианское влияние в  большей степени обнаружилось в  Московский период русской истории, в XV-XVI вв., когда сама Византия уже  пала под ударами турок. Это воздействие  осуществлялось прежде всего через  культуру, Византия, утонченная и порочная, соединявшая в себе богословие с  оргиями, создала уникальную культуру. Взяв важнейшие моменты человеческого  бытия - рождение, смерть, обращение  души к богу, -она окружила их такой  высокой поэзией, возвела их к  такому великому смыслу, к какому они  дотоле нигде не возводились. (В.Розанов).

 

В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся  как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности. Поэтому  жизненно основной задачей была подготовка человека к смерти, которая расценивалась  как начало этой жизни. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к  смирению и благочестию, ощущение собственной  греховности и аскетизм.

 

Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, поскольку земные блага ничтожны и скоротечны, отношение к труду  не как к средству созидания и  творчества, а как к способу  самоуничижения и самодисциплины.

 

На основе противопоставления божественного (скрытого) и земного (доступного непо­средственному восприятию) в византийской культуре особенно отчетливо обнаруживалось стремление к вскрытию истинного (мистического) смысла явлений. Из иллюзорного обладания  истиной вытекала нетерпимость, закрепленная в православном культурном архетипе, ко всякого рода инакомыслию, которое  трактовалось как ересь, как уклонение  от благого пути.

 

Рассматривая свою культуру как  высшую, византийцы сознательно ограждали  себя от иноземных влияний, в том  числе и культурных. Эта нормативно-ценностная автаркия на уровне «коллективного бессознательного» порождала в православном культурном архетипе черты мессианизма.

 

С православием на русскую почву  была перенесена и идея соборности, под которой обычно подразумевается  коллективное жизнетворчество и  согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.

 

В этом смысле соборность противопоставлялась  индивидуальному мудрствованию  с его рассудочной, по православным представлениям, абстрактной спекуляцией.

 

Соборное переживание и поведение  ориентировалось не на рассудок, а  на «движение сердца» и эмоции, - но в то же самое время стремилось всегда к конкретности, осязательности религиозных актов, к их согласованию с обычаем, «исконными» привычками, а не с отвлеченными принципами.

 

Восточно-христианской соборности, духовному  синтезу («всеединству») соответствовала  и своеобразная глобальная форма  прагматизма, часто переживаемого  как своеобразный религиозный экстаз. Особенностью православной России в  этом плане был прагматический подход к разного рода философским концепциям, в особенности к социальным доктринам, воплощение которых в жизнь сопровождалось доведением определенной тенденции  до последнего предела.

 

Православная традиция соборной интеграции нашла выражение и в характерном  для русской культуры сращивании понятий красоты, добра и мудрости в слове «благолепие». Эту особенность  православного миросозерцания С. Булгаков определил как «видение умной  красоты духовного мира».

 

Православие, духовно организуя  религиозно-нравственный быт русского народа, спо­собствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую  культурную среду, привела к формированию особого - иоанновского, мессианского - типа русского человека.

 

В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства. Поэтому русский, иоанновский человек  в значительной степени апокалиптик  или нигилист. Он обладает в связи  с этим чутким различением добра  и зла, зорко подмечает несовершенство земных поступков, нравов, учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и  не переставая искать совершенного добра.

 

Признавая святость высшей ценностью, русский человек стремится к  абсолютному добру, и поэтому  не возводит земные, относительные  ценности в ранг «священных» принципов. Он хочет действовать всегда во имя  чего-то абсолютного. Если же русский  человек усомнится в абсолютном идеале, то может дойти до крайнего охлократизма и равнодушия ко всему  и способен невероятно быстро пройти путь от невероятной терпимости и  послушания до самого необузданного  и безграничного бунта.

 

«Русский человек любит вспоминать, но не жить» (А. Лехов). Ом не живет настоящим, а только прошлым или будущим. Именно в прошлом он ищет нравственное утешение и вдохновение своей  жизнедеятельности. Устремленность в  будущее, постоянный поиск лучшей жизни  сочетается у русского человека с  неукротимой верой в возможность  ее достижения.

 

Вечный поиск идеала - благодатная  основа возникновения различного рода социальных утопий и мифов. Культ  прошлого и будущего в русской  утопической культуре делает настоящее  объектом критики и порождает  в архетипе русского человека, соответственно, две жизненные установки: постоянное учительство как проповедь нравственного  обновления с готовыми на все случаи жизни социальными рецептами, и  перманентные сомнения, искания, постоянная постановка вопросов без ответов. Сомневаться  и учить, учить и сомневаться -вот  две его устойчивые склонности.

 

Иоанновский, мессианский человек  чувствует себя призванным создать  на земле высший божественный порядок, восстановить вокруг ту гармонию, которую  он ощущает в себе. Поэтому его  одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Иоанновского человека движет чувство некоей космической  одержимости. Он ищет разобщенное, чтобы  его воссоединить, осветить и освятить.

 

Борьба за вселенскость - основная черта иоанновского, мессианского человека. Вместе с тем, стремясь к бесконечному и всеобъемлющему, он боится определений, отсюда - гениальная перевоплощаемость  русских людей.

 

Иоанновскому, мессианскому типу, сложившемуся в России, противостоит прометеевский, героический человек Запада (В. Шубарт). Он видит в мире хаос, который  должен оформить своей организующей силой. Героический человек полон  жажды власти, он удаляется все  дальше и дальше от бога и все  глубже уходит в мир вещей. Секуляризация - его судьба, героизм - его жизненное  чувство, трагика - его конец.

 

От русского человека иоанновского типа отличается и восточный человек. Мессианству и одухотворенности русского человека, героизму и экспрессивности  западного восточный человек  противопоставляет «универсальность» («безвкусность»).

 

В восточной культуре «безвкусность» - пример мироощущения, ориентированного на сохранение гармонии мира, обладающего  внутренним динамизмом развития, поэтому  не требующего произвола человеческого  вмешательства. В морально-религиозном  плане «безвкусность» - это признак  совершенного вкуса, его универсальности, это высшая добродетель, ибо «вкус» есть предпочтение, а любая актуализация - ограничение.

 

В культурной традиции Востока «безвкусность» является положительным качеством. Это - ценность, которая в жизни  реализуется в практике неосознанного  социального оппортунизма, что означает принятие или устранение от дел с  максимальной гибкостью и ориентацией  исключительно на требование момента.

 

Поэтому если добродетелями западного  человека являются энергичность и интенсивность, мода и сенсация, восточного человека - точная середина и посредственность, бесшумность и увядание, то добродетели  русского человека - пассивность и  терпеливость, консерватизм и гармония.

 

Литература

 

 

1. Ключевский В.О. Русская история:  Полный курс лекций. В 3 тт. - М., 1996.

 

2. Культурология: Курс лекций /Под  ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1999.

 

3. Культурология: История и теория  культуры. - Учебное пособие. - М., 1996.

 

4. Немировская Л.З. Культурология.  История и теория культуры. - М.: Кадры, 1991.

 

5. Полищук В.И. Культурология:  Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.


Информация о работе Русская духовная культура. Особенности её становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитет