Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:13, отчет по практике

Краткое описание

Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии.

Файлы: 1 файл

ИНСТУТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ.docx

— 89.31 Кб (Скачать)

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

76. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде и иметь партнера;

b) не знаю;

c) где каждый играет сам за себя.

77. Ночью мне снятся  фантастические или нелепые сны:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

78. Если я остаюсь в  доме один, то через некоторое  время ощущаю тревогу и страх:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является

Александр по отношению к  отцу Марии?:

a) двоюродным братом;

b) племянником;

c) дядей.

 

 Интерпретация результатов.               

    

1.

b1

14.

c1

27.

b1

40.

c1

53.

a1

66.

c1

79.

b1

2.

a2,b1

15.

a2,b1

28.

b1,c2

41.

a2,b1

54.

b1,c2

67.

b1,c2

   

3.

b1,c2

16.

b1,c2

29.

b1,c2

42.

a2,b1

55.

b1,c2

68.

a2,b1

   

4.

a2,b1

17.

b1,c2

30.

a2,b1

43.

b1,c2

56.

a2,b1

69.

b1,c2

   

5.

a2,b1

18.

b1,c2

31.

b1,c2

44.

a2,b1

57.

a2,b1

70.

b1,c2

   

6.

a2,b1

19.

a2,b1

32.

a2,b1

45.

a2,b1

58.

b1,c2

71.

b1,c2

   

7.

a2,b1

20.

b1,c2

33.

b1,c2

46.

b1,c2

59.

a2,b1

72.

a2,b1

   

8.

b1,c2

21.

a2,b1

34.

a2,b1

47.

a2,b1

60.

b1,c2

73.

b1,c2

   

9.

b1,c2

22.

a2,b1

35.

b1,c2

48.

a2,b1

61.

b1,c2

74.

a2,b1

   

10.

a2,b1

23.

a2,b1

36.

b1,c2

49.

b1,c2

62.

b1,c2

75.

a2,b1

   

11.

a2,b1

24.

b1,c2

37.

a2,b1

50.

a2,b1

63.

b1,c2

76.

b1,c2

   

12.

a2,b1

25.

a2,b1

38.

a2,b1

51.

b1,c2

64.

b1,c2

77.

b1,c2

   

13.

a2,b1

26.

b1,c2

39.

b1,c2

52.

a2,b1

65.

b1,c2

78.

a2,b1

   

 

     Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по

каждому фактору и сравнивать со средними значениями.

    

 

Обозначения

Среднее

значение

На 1-1,5 балла ниже

среднего значения.

На 1-1,5 балла выше

среднего значения

1

2

3

4

B

4,05

Интеллект: конкретный

Абстрактное мышление

C

7,5

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная стабильность, зрелость

E

5,5

Подчиненность, застенчивость

Доминантность, самоуверенность, авторитарность

G

7,8

Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям.

Принципиальность, придерживается правил поведения, морали

H

7,7

Робость, осторожность, сдержанность

Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия

J

7,6

Жесткость, самоуверенность, практичность

Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность

L

4,5

Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми

Подозрительность, эгоистичность, осторожность

К

5,5

Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность

Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность

O

6,58

Спокойствие, уверенность  в себе, жизнерадостность, нервы  не расшатаны

Тревожность, депрессивность, тяготится дурными предчувствиями

Q1

8,1

Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает  их на веру

радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий

Q2

5,7

Конформизм, зависимость  от группы, компанейский, следует общественному  мнению.

Независимость, предпочитает собственные решения, не считается  с общественным мнением

Q3

6,3

Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным  страстям

Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований

Q4

6,0

Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение.

Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение.


 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3

Показатели личностных особенностей в исследуемой группе по методике многофакторного исследования личности Кеттелла

(сокращенный вариант).

    

 

Ф.И.

B

C

E

G

H

J

K

L

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1.

Вова С.

4

8

5

10

7

3

6

7

8

7

4

4

4

2.

Галя П.

1

9

9

8

11

5

5

4

5

5

1

3

5

3.

Галя С.

3

10

11

3

10

1

5

7

3

5

4

2

4

4.

Гена Д.

4

6

5

3

4

3

6

7

3

4

2

2

1

5.

Катя Х.

1

7

9

9

10

5

6

8

9

7

6

7

7

6.

Марина Ш.

3

9

9

9

8

2

7

4

8

7

4

7

5

7.

Маша Ш.

3

6

7

8

7

6

7

8

5

5

4

2

1

8.

Милана С.

1

8

10

7

9

2

7

8

8

7

2

6

2

9.

Настя Д.

4

6

9

8

7

5

6

6

9

6

5

6

6


 

Анализируя результат  диагностики Кеттела, предоставленных в таблице № 3 можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.

Таким образом, проблема межличностного общения у подростков с ДЦП может возникать из личностных особенностей, то, есть наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

 

Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Цель диагностики: Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством Т. Ю. Андрущенко. Беседа дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за пределы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сферами жизни ребенка.

Стимульный  материал: Стандартный лист с изображением концентрических большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной — линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения: Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями).

Таблица № 4

Схема проведения беседы.

Этап беседы

Высказывания-побуждения психолога

Действия психолога

Установление контакта

«Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты»

Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения

Построение круга («дома») общения

«Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место ("дом") в этом круге твоего общения»

Рисует (или предлагает готовый) круг (см. рис.). Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые»

«Заселение» круга общения

«Теперь надо "заселить" каждый "дом" людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам»

«Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе


Этап беседы

Высказывания-побуждения психолога

Действия психолога

Выявление круга симпатий/ антипатий

«Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — "недоброжелательный", "неприятный" и светлый — "радостный", "приветливый"»

В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе

Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка

«Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя.

С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен»

С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.)


Анализ содержания беседы: Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения подростка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, результат работы) предполагает:

- сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;

- сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;

- выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);

- выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).

Таблица № 5

Сводная таблица  по диагностической беседе                                                  Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

Этапы беседы

Установление

контакта

Построение круга («дома») общения

Выявление круга симпатий/ антипатий

Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка

Ф.И. испытуемого

Вова С.

в норме

Мама, бабушка, соседи

Симпатия к Насте

В норме, но с группой нет  взаимопонимания

Галя П.

в норме

Семья

Антипатия к маме(гиперопека)

Сильная эгоцентричность

Галя С.

в норме

Семья, воспитатели

Нет антипатий

Мера взаимопонимания  на высоком уровне, нет конфликтов как в интернате так и вне его стен

Гена Д.

в норме

Воспитатели интерната, медработники, «старшие» детского дома

Симпатия к Кате Х, антипатия  к Гале С.

Отсутствует авторитет к  воспитателям детского дома

Катя Х.

в норме

Идеализированное представление  о семье, в круге реально существующих людей не отметила

Симпатия к Марине Ш

Прописаны все люди с которыми лично знакома, но стрелки соединены только с воспитателем интерната и кл. руководителем.

Марина Ш.

в норме

Семья, одноклассники

Симпатия к Милане  и

Маше Ш.

В норме, на высоком уровне у девочки хорошо сформированы коммуникативные  навыки, общительна и открыта, легко идет на контакт

Маша Ш.

в норме

Воспитывается мамой и  бабушкой

Симпатия к Милане  и

Марине Ш.

В норме, но есть чувство  одиночества в будущем, сильный страх потери родителей

Милана С.

в норме

Семья, родня, одноклассники

Симпатия к Марине и к Маше Ш.

В норме, девочка привыкла к большому кругу общению, нет  комплексов неполноценности, есть подруги как в интернате так и за его стенами.

Настя Д.

в норме

Семья, родня,

Симпатия к Вове

Мамы Марины Ш. и  .Насти Д.. дружат с рождения девочек, по этому и девочки привыкли к друг друга и знают достаточно хорошо, но Марина все же не достаточно хорошо себя чувствует себя с Миланой, т.к. есть чувство ревности, и подозрительность по отношению к окружающим ее людям

Информация о работе Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом