Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:13, отчет по практике
Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии.
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
76. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде и иметь партнера;
b) не знаю;
c) где каждый играет сам за себя.
77. Ночью мне снятся
фантастические или нелепые
a) да;
b) иногда;
c) нет.
78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является
Александр по отношению к отцу Марии?:
a) двоюродным братом;
b) племянником;
c) дядей.
Интерпретация результатов.
1. |
b1 |
14. |
c1 |
27. |
b1 |
40. |
c1 |
53. |
a1 |
66. |
c1 |
79. |
b1 |
2. |
a2,b1 |
15. |
a2,b1 |
28. |
b1,c2 |
41. |
a2,b1 |
54. |
b1,c2 |
67. |
b1,c2 |
||
3. |
b1,c2 |
16. |
b1,c2 |
29. |
b1,c2 |
42. |
a2,b1 |
55. |
b1,c2 |
68. |
a2,b1 |
||
4. |
a2,b1 |
17. |
b1,c2 |
30. |
a2,b1 |
43. |
b1,c2 |
56. |
a2,b1 |
69. |
b1,c2 |
||
5. |
a2,b1 |
18. |
b1,c2 |
31. |
b1,c2 |
44. |
a2,b1 |
57. |
a2,b1 |
70. |
b1,c2 |
||
6. |
a2,b1 |
19. |
a2,b1 |
32. |
a2,b1 |
45. |
a2,b1 |
58. |
b1,c2 |
71. |
b1,c2 |
||
7. |
a2,b1 |
20. |
b1,c2 |
33. |
b1,c2 |
46. |
b1,c2 |
59. |
a2,b1 |
72. |
a2,b1 |
||
8. |
b1,c2 |
21. |
a2,b1 |
34. |
a2,b1 |
47. |
a2,b1 |
60. |
b1,c2 |
73. |
b1,c2 |
||
9. |
b1,c2 |
22. |
a2,b1 |
35. |
b1,c2 |
48. |
a2,b1 |
61. |
b1,c2 |
74. |
a2,b1 |
||
10. |
a2,b1 |
23. |
a2,b1 |
36. |
b1,c2 |
49. |
b1,c2 |
62. |
b1,c2 |
75. |
a2,b1 |
||
11. |
a2,b1 |
24. |
b1,c2 |
37. |
a2,b1 |
50. |
a2,b1 |
63. |
b1,c2 |
76. |
b1,c2 |
||
12. |
a2,b1 |
25. |
a2,b1 |
38. |
a2,b1 |
51. |
b1,c2 |
64. |
b1,c2 |
77. |
b1,c2 |
||
13. |
a2,b1 |
26. |
b1,c2 |
39. |
b1,c2 |
52. |
a2,b1 |
65. |
b1,c2 |
78. |
a2,b1 |
Примечание: читать, b-1 балл, с-2 балла, баллы суммировать отдельно по
каждому фактору и сравнивать со средними значениями.
Обозначения |
Среднее значение |
На 1-1,5 балла ниже среднего значения. |
На 1-1,5 балла выше среднего значения |
1 |
2 |
3 |
4 |
B |
4,05 |
Интеллект: конкретный |
Абстрактное мышление |
C |
7,5 |
Эмоциональная неустойчивость |
Эмоциональная стабильность, зрелость |
E |
5,5 |
Подчиненность, застенчивость |
Доминантность, самоуверенность, авторитарность |
G |
7,8 |
Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям. |
Принципиальность, придерживается правил поведения, морали |
H |
7,7 |
Робость, осторожность, сдержанность |
Смелость, склонность к риску,
легко переносит жизненные |
J |
7,6 |
Жесткость, самоуверенность, практичность |
Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность |
L |
4,5 |
Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми |
Подозрительность, эгоистичность, осторожность |
К |
5,5 |
Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность |
Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность |
O |
6,58 |
Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность, нервы не расшатаны |
Тревожность, депрессивность,
тяготится дурными |
Q1 |
8,1 |
Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру |
радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий |
Q2 |
5,7 |
Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению. |
Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением |
Q3 |
6,3 |
Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям |
Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований |
Q4 |
6,0 |
Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение. |
Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение. |
Таблица № 3
Показатели личностных особенностей в исследуемой группе по методике многофакторного исследования личности Кеттелла
(сокращенный вариант).
|
Ф.И. |
B |
C |
E |
G |
H |
J |
K |
L |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
1. |
Вова С. |
4 |
8 |
5 |
10 |
7 |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
4 |
4 |
4 |
2. |
Галя П. |
1 |
9 |
9 |
8 |
11 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3. |
Галя С. |
3 |
10 |
11 |
3 |
10 |
1 |
5 |
7 |
3 |
5 |
4 |
2 |
4 |
4. |
Гена Д. |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
7 |
3 |
4 |
2 |
2 |
1 |
5. |
Катя Х. |
1 |
7 |
9 |
9 |
10 |
5 |
6 |
8 |
9 |
7 |
6 |
7 |
7 |
6. |
Марина Ш. |
3 |
9 |
9 |
9 |
8 |
2 |
7 |
4 |
8 |
7 |
4 |
7 |
5 |
7. |
Маша Ш. |
3 |
6 |
7 |
8 |
7 |
6 |
7 |
8 |
5 |
5 |
4 |
2 |
1 |
8. |
Милана С. |
1 |
8 |
10 |
7 |
9 |
2 |
7 |
8 |
8 |
7 |
2 |
6 |
2 |
9. |
Настя Д. |
4 |
6 |
9 |
8 |
7 |
5 |
6 |
6 |
9 |
6 |
5 |
6 |
6 |
Анализируя результат диагностики Кеттела, предоставленных в таблице № 3 можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.
Таким образом, проблема межличностного общения у подростков с ДЦП может возникать из личностных особенностей, то, есть наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.
Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»
Цель диагностики: Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством Т. Ю. Андрущенко. Беседа дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за пределы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сферами жизни ребенка.
Стимульный материал: Стандартный лист с изображением концентрических большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной — линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).
Процедура проведения: Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе круг общения ребенка и характер его взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями).
Таблица № 4
Схема проведения беседы.
Этап беседы |
Высказывания-побуждения психолога |
Действия психолога |
Установление контакта |
«Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты» |
Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения |
Построение круга («дома») общения |
«Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место ("дом") в этом круге твоего общения» |
Рисует (или предлагает готовый) круг (см. рис.). Делит (или объясняет принцип разделения) круг на секторы (сферы общения). Вертикальная черта разделяет секторы «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстники», «взрослые» |
«Заселение» круга общения |
«Теперь надо "заселить" каждый "дом" людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам» |
«Вводит» в круг общения всех названных ребенком детей и взрослых с помощью условного обозначения (прямоугольник на окружности). Выясняет возраст детей, обстоятельства взаимодействия. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Этап беседы |
Высказывания-побуждения психолога |
Действия психолога |
Выявление круга симпатий/ антипатий |
«Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — "недоброжелательный", "неприятный" и светлый — "радостный", "приветливый"» |
В ходе штриховки прямоугольников красным или синим карандашом психолог выясняет подробности, обстоятельства, характер сложившейся ситуации. С помощью частоты штриховки выявляется выраженность модальности переживаний. Высказывания ребенка фиксируются в протоколе |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка |
«Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один — в середине и еще один, маленький, — в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен» |
С помощью линии соответствующего цвета показывается модальность взаимоотношений (симпатия/антипатия) между участниками круга общения. С помощью стрелки обозначаются направление и мера выраженности отношений (до внутренней или внешней окружности и др.) |
Анализ содержания беседы: Качественный анализ хода и результатов беседы (особенности поведения подростка при совместном с психологом заполнении круга общения, характер его высказываний, результат работы) предполагает:
- сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
- сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
- выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
- выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
Таблица № 5
Сводная таблица
по диагностической беседе
Этапы беседы |
Установление контакта |
Построение круга («дома») общения |
Выявление круга симпатий/ антипатий |
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка |
Ф.И. испытуемого | ||||
Вова С. |
в норме |
Мама, бабушка, соседи |
Симпатия к Насте |
В норме, но с группой нет взаимопонимания |
Галя П. |
в норме |
Семья |
Антипатия к маме(гиперопека) |
Сильная эгоцентричность |
Галя С. |
в норме |
Семья, воспитатели |
Нет антипатий |
Мера взаимопонимания на высоком уровне, нет конфликтов как в интернате так и вне его стен |
Гена Д. |
в норме |
Воспитатели интерната, медработники, «старшие» детского дома |
Симпатия к Кате Х, антипатия к Гале С. |
Отсутствует авторитет к воспитателям детского дома |
Катя Х. |
в норме |
Идеализированное |
Симпатия к Марине Ш |
Прописаны все люди с которыми лично знакома, но стрелки соединены только с воспитателем интерната и кл. руководителем. |
Марина Ш. |
в норме |
Семья, одноклассники |
Симпатия к Милане и Маше Ш. |
В норме, на высоком уровне у девочки хорошо сформированы коммуникативные навыки, общительна и открыта, легко идет на контакт |
Маша Ш. |
в норме |
Воспитывается мамой и бабушкой |
Симпатия к Милане и Марине Ш. |
В норме, но есть чувство одиночества в будущем, сильный страх потери родителей |
Милана С. |
в норме |
Семья, родня, одноклассники |
Симпатия к Марине и к Маше Ш. |
В норме, девочка привыкла к большому кругу общению, нет комплексов неполноценности, есть подруги как в интернате так и за его стенами. |
Настя Д. |
в норме |
Семья, родня, |
Симпатия к Вове |
Мамы Марины Ш. и .Насти Д.. дружат с рождения девочек, по этому и девочки привыкли к друг друга и знают достаточно хорошо, но Марина все же не достаточно хорошо себя чувствует себя с Миланой, т.к. есть чувство ревности, и подозрительность по отношению к окружающим ее людям |