Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:13, отчет по практике

Краткое описание

Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии.

Файлы: 1 файл

ИНСТУТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ.docx

— 89.31 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Преддипломная практика на тему:

Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом.

 

 

 

 

 

 

                                                                               ВЫПОЛНЕН:                                                                           

                                                                              Группа – 406 – с

                                                

 

 

 

 

 

 

Санкт -  Петербург 2012г.

Введение.

Многими исследователями  был отмечен тот факт, что одной  из главнейших потребностей подросткового  возраста является потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители. Для  подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально  развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение  чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном  и умственном развитии.

Но, зачастую, дети с диагнозом ДЦП вне зависимости от тяжести нарушения нервной системы, и с сохранностью интеллекта, обучаются в специализированных школах-интернатах, что естественно приводит к депривации в общения со здоровыми сверстниками.

Целью нашей работы является влияние межличностного общения у подростка с ДЦП на психологическое развитие в целом.

Гипотеза состоит в предположении, что психологическое состояние подростка с сохранным интеллектом, но с нарушением опорно-двигательного аппарата, не может быть в норме без межличностного общения со сверстниками не имеющих отклонение.

Задачи исследования:

1. Изучить и сделать  анализ научной литературы по проблеме развития межличностного общения.

2. Дать психолого-педагогическую и клинико-психологическую характеристику подростков с детским церебральным параличом.

3. Сделать адекватный  выбор методик для изучения межличностного общения у подростков с с детским церебральным параличом.

Объект исследования: межличностное общение.

Предмет исследования: межличностное общение подростков с детским церебральным параличом.

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников по изучаемой проблеме;
  2. Опросник КОС-1;
  3. Методика Кетелла;
  4. Диагностическая беседа  Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения».
  5. Наблюдение.

Организация исследования.

Цель: Диагностика влияния уровня межличностного общения на психологическое развитие у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Описание выборки:

Психологическое исследование проходило  на базе школы-интренат № 13 г. Уфы для детей 6-го вида. Число участвующих – 9 человек, из них 7 девочек и 2 мальчика в возрасте от 15 до 17 лет.

По этиологии в данной выборке  были выявлены следующие группы: родовая  травма являлась причиной ДЦП у 35% учеников, заболевания, перенесенные матерью  во время беременности - у 48% детей, неизвестный  фактор болезни - у 17% детей.

Анализ состава семей показал, что часть детей воспитывалась  в семьях, некоторые в детском  доме при школе-интернате. При этом полная семья была у 4 детей, неполная (семья с одним родителем) - у 2 детей, 3 ученика воспитываются в группе детского дома.

 

 

 

 

Таблица №1.

Сводная таблица по описанию испытуемой группы

Ф. И.

ВОЗРАСТ

ПОЛ

ДИАГНОЗ

СОПУТСТВУЮШИЕ ЗАБОЕВАНИЯ

СЕМЬЯ

Вова С.

16 л. 11 м.

М.

ДЦП

Правосторонний гемипарез

сколиоз, плоскостопие (волнообразная  деформация передней стенки грудной  клетки)

ПОЛНАЯ

Галя П.

15 л. 6 м.

Ж.

ДЦП

Паралеплегия нижних конечностей

Функциональный левосторонний  грудной сколиоз I степени

ПОЛНАЯ

Галя С.

16 л. 7 м.

Ж.

ДЦП

Левосторонний гемипарез, сколиоз 3 степени

Уплощение сводов стоп; деформация передней стенки грудной клетки.

ПОЛНАЯ

Гена Д.

17 л. 7 м.

М.

ДЦП

Гемиплегическая форма

Функциональное нарушение  осанки в виде отклонения оси позвоночника вправо в грудном отделе, в поясничном отделе.

Детский дом

Катя Х.

15 л.

Ж.

ДЦП

Диплегия

Усиление функциональных изгибов позвоночника.

Детский дом

Марина Ш.

16 л. 3 м.

Ж.

ДЦП

Правосторонний гемипарез

Уплощение стоп Ф.Н.Ш.П.; функциональное нарушение осанки в виде отклонения оси позвоночника вправо в грудном  отделе, в поясничном отделе

Детский дом

Маша Ш.

16 л. 6 м.

Ж.

ДЦП

Паралеплегия нижних конечностей

сколиоз, плоскостопие (волнообразная  деформация передней стенки грудной  клетки)

НЕПОЛНАЯ

Милана С.

16 л. 7 м.

Ж.

ДЦП

Левосторонний гемипарез, сколиоз 3 степени

Функциональный левосторонний  грудной сколиоз I степени

ПОЛНАЯ

Настя Д.

17 л.

Ж.

ДЦП

Правосторонний гемипарез

сколиоз, плоскостопие (волнообразная  деформация передней стенки грудной  клетки)

НЕПОЛНАЯ


 

Так как наше исследование было направленно на изучение межличностного общения у детей с нарушение  опорно-двигательного аппарата, то мы выбирали испытуемых не по принадлежности к учебной группе, а по социально - бытовому признаку, т.е в исследовании принимали участие ученики не одного класса, а две группы детей проживающих в разных спальнях, поделенные по половому признаку. Данный выбор позволил нам увидеть общение подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата в свободной обстановке, без психологического давления, возникающего во время учебного процесса.

Испытуемые выбирались по двум критериям:

  1. Возраст – в 15-17лет  у большинства подростков в норме, наступает пик полового созревания, что естественно создает сексуальное влечение между подростками противоположного пола. В это же время формируется представление о своей сексуальности и критичность к  внешности  собственной и окружающих его людей.
  2. Интеллект – исследования проводились на подростках с сохранным интеллектом, так подбор диагностических методик не валиден для детей с нарушением интеллектуальных  возможностей.

Методы и методики исследования.

В исследовании для изучения проблемы межличностного общения у подростка с ДЦП использовались следующие психологические диагностики и методики:

Опросник Кос -1

Цель методики: Выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей у подростков экспериментальной группы.

Описание методики:   Бланк для ответов на 40 вопросов

Процедура исследования: Учащимся предлагается ответить на 40 вопросов:

1. Много ли у вас  друзей, с которыми вы постоянно  общаетесь?

2. Часто ли вам удается  склонить большинство своих товарищей  к принятию ими вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит  чувство обиды, причиненной вам  кем-либо из ваших друзей?

4. Всегда ли вам трудно  ориентироваться в создавшейся  критической ситуации?

5. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься  общественной работой?

7. Верно ли, что вам  приятнее и проще проводить  время с книгами или за каким-либо  занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые  помехи в осуществлении ваших  намерений, то легко ли вам отступать от них?

9. Легко ли вы устанавливаете  контакт с людьми, которые старше  Вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать  или организовывать со своими  товарищами

различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться  в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете  на другие дни те дела, которые  нужно было бы

исполнить сегодня?

13. Легко ли вам устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы  добиться, чтобы ваши товарищи  действовали в соответствиис вашими планами, мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас  не бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы  при удобном случае познакомиться  и побеседовать с новым

человеком?

18. Часто ли в решении  важных дел вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли вас  окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы  плохо ориентируетесь в незнакомой  для вас обстановке?

21. Нравится ли вам находиться  среди людей?

22. Возникает ли у вас  раздражение, если вам не удается  закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы  чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если

приходится проявлять  инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком?

24. Правда ли, что вы  утомляетесь от частого общения  с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете  инициативу при решении вопросов, затрагивающих

интересы ваших товарищей.

27. Правда ли, что вы  чувствуете себя неуверенно среди  малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко  стремитесь к доказательству  своих прав?

29. Полагаете ли вы, что  вам не представляет особого  труда внести оживление в

малознакомую компанию?

30. Принимаете ли вы  участие в общественной работе, в школе (классе)?

31.  Стремитесь ли вы  ограничить круг своих знакомых  небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы стремитесь  отстаивать свое мнение, если  оно не сразу

принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы  себя непринужденно, попав в  незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете  к организации различных мероприятий  для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы  не чувствуете себя достаточно  уверенно и спокойно,

когда приходится говорить что-то большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете  на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас  очень много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь  в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении  с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы  не очень уверенно чувствуете  себя в окружении большой группы своих товарищей?

Инструкция: Испытуемому предлагают на против номера вопроса ставить «+» если утверждение верно для него и «-» если не верно.

Анализ результатов:

С помощью дешифратора  подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

    

Коммуникативные способности

Организаторские способности

1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39-

2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-


После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

                       

Интерпретация результатов.                       

Пользуясь оценочной шкалой психолог определяет уровень коммуникативных и организаторских способностей.

    

Способности

Уровень

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Коммуникативные

0,1-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,78-1,0

Организаторские

0,2-0,55

0,56-0,65

0,66-0,7

0,71-0,8

0,81-1,0


 

Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует  себя

скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине  с собой,

ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомойситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою

работу. Однако потенциал  этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Информация о работе Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом