Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:13, отчет по практике

Краткое описание

Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии.

Файлы: 1 файл

ИНСТУТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ.docx

— 89.31 Кб (Скачать)

 

Анализируя результаты диагностической  беседы и сравнивая их с предыдущими  методиками нами было выявлено что для полноценного  межличностного общения у детей с ДЦП наиболее значимым фактором является навыки коммуникативной деятельности и личностные особенности. Опираясь именно на них подростки строят модель поведения с окружающими их людьми и характер их людей, и именно от этого зависит эффективность межличностного общение и влияние его на психологическое развитие.

Так же следует заметить, что модель изображенная  подростками, которые не изолированы от здоровых ровесников, более сложная. Т.е. через общение с полноценными сверстниками подросток с ДЦП более точнее и определеннее представляет свою роль в межличностном общении.

Из этого можно выявить, что межличностное общение у  подростков с диагнозом ДЦП является одной из важнейших ступеней для  дальнейшей интеграции в общество и  в становлении значимой, психологически полноценной личностью.

Индивидуальное  психологическое обследование межличностного общения подростков с ДЦП.

Наблюдение.

Ранее,  в нашем исследовании межличностного общения с подростком мы убедились, что для полноценного  межличностного общения у детей с ДЦП наиболее значимым фактором является навыки коммуникативной деятельности и личностные особенности.

Чтобы это доказать опытным  путем мы изучили подробнее манеру поведения, особенности взаимодействия с другими людьми и сравнили их.

Испытуемая № 1

Девочка с самого рождения воспитывается в детском доме. В интернат направлена только для обучения, каникулы проводит в детском доме. В процессе наблюдения показала достаточно высокие результаты в освоении учебной программы, хорошо ладит со всеми учителями, воспитателями. Считает соседок по спальне интеллектуально не развитыми, безграмотными, но во избежание конфликтов не высказывает своего мнения. Требовательность и критичность к себе и к своим действиям.

 Опросник КОС-1 показал высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей. Данные способности она реализует на театральном кружке, старается помочь младшим, приобщить их к общественной жизни.

Данные полученные при  проведении диагностической методики «Тест Кеттеля» подтвердили личностные качества испытуемой, которые мы выявили при наблюдении:

- высокая активность;

- придерживание правил и моделей поведения;

- эмоциональная неустойчивость;

- жесткость, самоуверенность,  практичность;

- консерватизм;

- независимость.

По методике «Мой круг общения» испытуемая нарисовала достаточно большую  модель, но стрелки были приведены  только к воспитателям и учителям интерната, что доказывает отсутствие взаимопонимания со сверстниками. Предположительно, данная модель поведения показывает психологическую защитную реакцию (издевательские насмешки со стороны здоровых ребят в детском доме).

Соседки по комнате считают  ее заносчивой, но по отношению к  ней придерживаются нейтралитета.

Девочка испытывает симпатию к одной из соседок, но не уверена в ответных чувствах на предложенную дружбу.

 

 

Испытуемый № 2

Девочка живет в неполной семье, с отцом контакты эпизодичные, говорит, что отец не вызывает у нее никаких эмоций. Находится под большим влиянием матери, по наблюдением воспитателей в семье геперапека, постоянное проживание в интернате связанно с территориальной отдаленностью от дома (город Белебей 200 км от Уфы). Готовится к поступлению в институт, занимается с приходящими репетиторами.

Но находится в стрессовой ситуации приобретенной в следствии страха перед резкими изменениями в жизни.

В классе поведение всегда дисциплинировано, воспитателям хлопот не предоставляет.

Но по опроснику Кос-1 имеет самые низкие коммуникативные показатели, отстраненность от общения со сверстниками подтверждает и методика Кетелля девочка имеет достаточно выраженные личностные факторы, которые создают проблемы в межличностном общении:

- конкретный интеллект;

-осторожность;

- зависимость.

При этом она работоспособна, зависима от мнения группы, Что и  делает из нее не привлекательного собеседника для сверстников. В процессе наблюдения и бесед с девочкой стало очевидно, что в недостатке взаимопонимания со сверстниками она недостатка не видит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  для психолога и социального  педагога.

Изучив и сравнив описания психологического наблюдения двух испытуемых можно сделать некоторые выводы:

  1. Наличие или отсутствие семейного воспитания не влияет на межличностное общение у подростков с ДЦП.
  2. Высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей  не решает проблему межличностного общения у подростков с ДЦП.
  3. Личностные факторы человека влияют только на  его уровень потребности в общении со сверстниками.

Но эти выводы не будут  верны, так как:

  • Изоляция данных подростков от других, своих сверстников приводит их к неверным выводам о понимании модели эффективного взаимодействия человека и общества, ибо данное представление в подростковом возрасте приобретается только опытным путем через межличностное общение со сверстниками.
  • Проблемы в межличностном общении возникают чаще всего у подростков с низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей, так как навык организатора делает подростка из группы лидером, а далее он приобретает авторитет и уважение со стороны сверстников. Но, в условиях депривации  общения со стороны нормально развивающих сверстников, нет момента сопоставления себя как полноценную личность. Т.е. после окончания данного учебного заведения процесс интеграции в общество  пройдет одинаково как у ребенка с низким уровнем коммуникативных способностей так и с высоким. Данная ситуация будет стрессовой для каждого обследуемого ребенка, но чем больше  опыты общения с нормально развивающимися детьми, тем меньше стрессогенных факторов, которые возникают в процессе общения.
  • Воспитатели и учителя в интернате создают обстановку, где желание испытуемых подростков главенствуют над правилами и нормами дисциплины, таким образом, дети выходят из дверей школы с полным осознанием того что его примут в любой ситуации и в любую компанию, ибо к другому он не привык. Возможно, что таким образом у ребенка с ДЦП возникают иждивенческие наклонности, так как манипулирование некоторыми воспитателями для них норма.

 

 

Заключение.

Проделанный нами анализ социальной микросферы, в которой развиваются  подростки с ограниченными возможностями, показал, что чаще всего подростки  попадают под влияние  гиперопеки либо гипоопеки.

При гиперопеке в семье культивируется болезнь ребенка, преувеличение заботы о нем, стремление выполнить все желания ребенка, стремления родителей подменить деятельность ребенка, собственной. В результате данного воспитания у ребенка формируется черты эмоциональной и социальной незрелости, завышенной самооценки, появлению эгоцентрических установок. Эгоцентричный подросток приписывает себе неограниченную силу мышления, затрудняется в дифференциации своих реальных и актуальных возможностей. Это приводит к конфликтному состоянию смысла «Я» и сверхценному эмоционально-ценностному отношению к себе. Подросток больше всего интересуется собой и требует от других того же. Для такого подростка характерны капризы, нежелание уступить, необоснованные обиды, зависть к сверстникам, желание овладеть вниманием взрослых. В случае застревания на эгоцентрической позиции подросток не способен составить целостную картину мира и своего места в этом мире, самосознанию не придается ни позитивный, ни негативный личностный смысл, а точнее, подросток не может оценить его, определиться с эмоционально-ценностным отношением к себе .

При гипоопеке имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, что частое явление при воспитании в детском доме. Формирование самосознания ребенка влияет отношение взрослых, то у него формируется негативный образ «Я», предполагающий самоотрицание, негативное отношение к своей личности, неприятие себя, чувство неполноценности.

Гипотеза нашего исследования подтверждена, так как  по результатам  нашего исследования мы пришли к данным выводам:

  1. Без межличностного  общения с нормально развивающимися сверстниками у подростка с ДЦП комплекс неполноценности развивается сильнее, так как осознание недостатков  собственного тела приходит позднее.
  2. При общении со здоровыми сверстниками больной подросток обменивается социальным опытом и может перенять некоторые принципы и жизненные ценности, которые в дальнейшем помогут построить эффективную модель общения и взаимодействия с социумом.
  3. Стрессоустойчивость при столкновении с непониманием общества сильнее у тех подростков, которые контактируют с нормальными сверстниками с раннего возраста.

Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что для подростка  с диагнозом ДЦП но с сохранным интеллектом, межличностное общение со сверстниками является неотьемлимой частью нормального психологического развития.

 

 

 

 

Библиография.

  1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие. Российское педагогическое агентство – М., 1997.
  2. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко. — М: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.   
  4. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  5. А.А. Реана Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ред.. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
  6. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей            «КОС -1» Фетискин Н.П.,  Козлов В.В.,  Майнулов Н.Г, Социально-психологическая диагностика развития личностных и малых групп 2002.
  7. Вагина М.В. Особенности формирования самооценки у детей с ДЦП // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - СПб., 2008, Вып. 1, Т. 9, с.19 - 22.
  8. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. М. – СПб., НВТ «БИМК – Д», 1998

 


Информация о работе Преддипломная практика на тему: Проблемы межличностного общения у подростков с детским церебральным параличом