Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:13, отчет по практике
Многими исследователями был отмечен тот факт, что одной из главнейших потребностей подросткового возраста является потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители. Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормально развивающимися сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии.
Анализируя результаты диагностической беседы и сравнивая их с предыдущими методиками нами было выявлено что для полноценного межличностного общения у детей с ДЦП наиболее значимым фактором является навыки коммуникативной деятельности и личностные особенности. Опираясь именно на них подростки строят модель поведения с окружающими их людьми и характер их людей, и именно от этого зависит эффективность межличностного общение и влияние его на психологическое развитие.
Так же следует заметить, что модель изображенная подростками, которые не изолированы от здоровых ровесников, более сложная. Т.е. через общение с полноценными сверстниками подросток с ДЦП более точнее и определеннее представляет свою роль в межличностном общении.
Из этого можно выявить, что межличностное общение у подростков с диагнозом ДЦП является одной из важнейших ступеней для дальнейшей интеграции в общество и в становлении значимой, психологически полноценной личностью.
Индивидуальное психологическое обследование межличностного общения подростков с ДЦП.
Наблюдение.
Ранее, в нашем исследовании межличностного общения с подростком мы убедились, что для полноценного межличностного общения у детей с ДЦП наиболее значимым фактором является навыки коммуникативной деятельности и личностные особенности.
Чтобы это доказать опытным путем мы изучили подробнее манеру поведения, особенности взаимодействия с другими людьми и сравнили их.
Испытуемая № 1
Девочка с самого рождения воспитывается в детском доме. В интернат направлена только для обучения, каникулы проводит в детском доме. В процессе наблюдения показала достаточно высокие результаты в освоении учебной программы, хорошо ладит со всеми учителями, воспитателями. Считает соседок по спальне интеллектуально не развитыми, безграмотными, но во избежание конфликтов не высказывает своего мнения. Требовательность и критичность к себе и к своим действиям.
Опросник КОС-1 показал высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей. Данные способности она реализует на театральном кружке, старается помочь младшим, приобщить их к общественной жизни.
Данные полученные при проведении диагностической методики «Тест Кеттеля» подтвердили личностные качества испытуемой, которые мы выявили при наблюдении:
- высокая активность;
- придерживание правил и моделей поведения;
- эмоциональная неустойчивость;
- жесткость, самоуверенность, практичность;
- консерватизм;
- независимость.
По методике «Мой круг общения» испытуемая нарисовала достаточно большую модель, но стрелки были приведены только к воспитателям и учителям интерната, что доказывает отсутствие взаимопонимания со сверстниками. Предположительно, данная модель поведения показывает психологическую защитную реакцию (издевательские насмешки со стороны здоровых ребят в детском доме).
Соседки по комнате считают ее заносчивой, но по отношению к ней придерживаются нейтралитета.
Девочка испытывает симпатию к одной из соседок, но не уверена в ответных чувствах на предложенную дружбу.
Испытуемый № 2
Девочка живет в неполной семье, с отцом контакты эпизодичные, говорит, что отец не вызывает у нее никаких эмоций. Находится под большим влиянием матери, по наблюдением воспитателей в семье геперапека, постоянное проживание в интернате связанно с территориальной отдаленностью от дома (город Белебей 200 км от Уфы). Готовится к поступлению в институт, занимается с приходящими репетиторами.
Но находится в стрессовой ситуации приобретенной в следствии страха перед резкими изменениями в жизни.
В классе поведение всегда дисциплинировано, воспитателям хлопот не предоставляет.
Но по опроснику Кос-1 имеет самые низкие коммуникативные показатели, отстраненность от общения со сверстниками подтверждает и методика Кетелля девочка имеет достаточно выраженные личностные факторы, которые создают проблемы в межличностном общении:
- конкретный интеллект;
-осторожность;
- зависимость.
При этом она работоспособна, зависима от мнения группы, Что и делает из нее не привлекательного собеседника для сверстников. В процессе наблюдения и бесед с девочкой стало очевидно, что в недостатке взаимопонимания со сверстниками она недостатка не видит.
Рекомендации для психолога и социального педагога.
Изучив и сравнив описания психологического наблюдения двух испытуемых можно сделать некоторые выводы:
Но эти выводы не будут верны, так как:
Заключение.
Проделанный нами анализ социальной
микросферы, в которой развиваются
подростки с ограниченными
При гиперопеке в семье культивируется болезнь ребенка, преувеличение заботы о нем, стремление выполнить все желания ребенка, стремления родителей подменить деятельность ребенка, собственной. В результате данного воспитания у ребенка формируется черты эмоциональной и социальной незрелости, завышенной самооценки, появлению эгоцентрических установок. Эгоцентричный подросток приписывает себе неограниченную силу мышления, затрудняется в дифференциации своих реальных и актуальных возможностей. Это приводит к конфликтному состоянию смысла «Я» и сверхценному эмоционально-ценностному отношению к себе. Подросток больше всего интересуется собой и требует от других того же. Для такого подростка характерны капризы, нежелание уступить, необоснованные обиды, зависть к сверстникам, желание овладеть вниманием взрослых. В случае застревания на эгоцентрической позиции подросток не способен составить целостную картину мира и своего места в этом мире, самосознанию не придается ни позитивный, ни негативный личностный смысл, а точнее, подросток не может оценить его, определиться с эмоционально-ценностным отношением к себе .
При гипоопеке имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, что частое явление при воспитании в детском доме. Формирование самосознания ребенка влияет отношение взрослых, то у него формируется негативный образ «Я», предполагающий самоотрицание, негативное отношение к своей личности, неприятие себя, чувство неполноценности.
Гипотеза нашего исследования подтверждена, так как по результатам нашего исследования мы пришли к данным выводам:
Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что для подростка с диагнозом ДЦП но с сохранным интеллектом, межличностное общение со сверстниками является неотьемлимой частью нормального психологического развития.
Библиография.