Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 23:18, лекция

Краткое описание

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

Файлы: 1 файл

Лекция4 Познават процессы.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Лекция №4

«Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие.» 

      Познавательные  психические процессы поставляют и  составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что  образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

       К познавательным психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

       С помощью познавательных процессов  человек получает и осмысливает  информацию, отображает объективный  мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Ощущения: функции, виды, взаимодействия

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и  передают ее в мозг, идет ежесекундно получаемый и перерабатываемый поток информации. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за температуру тела, работу органов пищеварения, органов движения и т.д.

Ощущения возникают  как реакция нервной системы  на тот или иной раздражитель и  имеет рефлекторный характер.

Физиологической основой  ощущения является процесс, возникающий  при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из 3 частей:

  1. периферический отдел (рецепторы) является трансформатором внешней энергии в нервный процесс.
  2. отдел афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов – проводящих путей соединяет периферический отдел анализатора с центральным
  3. подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В корковых отделах  находится ядро, т.е. центральная часть, где сфокусирована основная масса клеток рецепторов и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые расположены в различных областях коры. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа.

Для возникновения  ощущения необходима работа всего анализатора  как целого.

Классификация ощущений

По характеру отражения  и месту расположения рецепторов:

  1. Экстроцептивные, отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
  2. Интроцептивные, имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.
  3. Проприоцептивные, рецепторы кот. располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении.

Подкласс проприоцепторов  представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезический  и кинестетический.

Экстроцепторы (2 группы) – контактные и дистантные рецепторы.

  • Контактные – передают раздражение при непосредственном контакте.
  • Дистантные – реагируют на раздражитель, исходящий от удаленного объекта.

Общие свойства ощущений.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей.

  1. Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
  2. Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя.
  3. Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяет функциональное состояние органов чувств, но главное – время действия раздражителя.
  4. Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Чувствительность и ее измерение

Чувствительность  органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызвавшая едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения.

Нижний порог ощущения определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная взаимосвязь: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Е = 1/Р (Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя)

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при котором еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характер Деятельности, возраст человека, сила и длительность раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной для данного анализатора. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя: S = KlgJ + C; S – интенсивность ощущений, J – сила раздражителя, K и С – константы. Закон Вебера-Фехнера. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. При возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущений увеличивается в арифметической прогрессии.

Чем порог больше, тем меньше разностная чувствительность.

Наши анализаторные  системы способны в большей или в меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах: повышение и понижение чувствительности. Слабые раздражители повышают чувствительность, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения – сенсибилизация. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Психика начинается с  ощущений. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На нем отсутствует целостное представление о том явлении, кот. вызвало ощущения.

Явления, возникающие при взаимодействии ощущений:

  1. Адаптация – это изменение чувствительности анализатора путем воздействия или тренировки.
  2. Сенсибилизация – изменение чувствительности одного анализатора при воздействии на другой анализатор.
  3. Синестезия – это возникновение ощущения в одной анализаторной системе, хар-ного для другой анализаторной системы и при раздражении другой анализаторной системы.

Самостоятельный вид  ощущений – температура. Есть внешне-внутренние ощущения: температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные, статико-динамические. Болевые ощущения характерны для разных анализаторов.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся  в пределах значительного  диапазона - от коротких космических лучей  до радиоволн с  длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями  атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.

Заметим, что длительные и  сильные воздействия  физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение встречается у любителей и исполнителей современной музыки.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и  горькое. Все остальные  ощущения вкуса представляют собой разнообразные  сочетания этих четырех основных.

Кожная  чувствительность, или  осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее  при прикосновении  какого-либо предмета к поверхности  кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи.

Далеко  не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия «движение»,- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.

Иногда  под действием  одного раздражителя, могут возникать  ощущения, характерные  для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.  

Восприятие: виды и свойства.

Как уже было сказано, способность ощущать дана нам  и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов  наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета.

       Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

       Если  в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах  предмета, то восприятие дает  целостный образ предмета или явления.  

Но разница, конечно, есть, так как в отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или  процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает  как субъективно соотносимое  с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие