Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 23:18, лекция
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Прекращение нормальной
Классификация видов памяти основана на учете разных свойств памяти.
1. Если опираться на способы кодирования информации, то мы получим :
образную
- последовательные образы
(отрицательные и
- наглядные (эйдетические)
- образы представлений.
Явления последовательного образа.
Если Вы будете некоторое время (секунд 10-15) смотреть на квадратик из ярко красной бумаги, затем уберете его, переведете взгляд на белый лист, то некоторое время будете видеть отпечаток на нем в форме квадрата, но сине-зеленого цвета. Он сохраняется от10-15 секунд до 45-60 секунд. Затем бледнеет, исчезает, иногда снова появляется и исчезает насовсем. Это объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура, в колбочках, которая обеспечивает восприятие красного цвета. Поэтому, при переводе взгляда на белый лист, появляется отпечаток дополнительного к нему, сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом.
Положительные
Явление наглядных (эйдетических образов). У некоторых людей особенно в юношеском или детском возрасте образы показанного предмета или целые картины сохраняются длительное время после того, как предъявленные предметы, или картины убраны. Известны художники, для которых достаточно посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могут продолжать работать над картиной и в отсутствии модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями.
Образ представлений. Образы представлений богаче наглядных образов. Всегда включают в свой состав как зрительные, так и осязательные слуховые следы, они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами. (Например, вспомните лимон.). Второй особенностью образа представлений является включение в свой состав интеллектуальной переработки впечатлений о предмете, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории.
Словесная память. Получая словесную информацию человек меньше всего запоминает слова и удерживает текстуально дошедшее до него впечатление. Это всегда переработка словесной информации: выделение из нее наиболее существенного и удержание не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. В основе словесной памяти всегда лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации. Словесную память называют “ассоциативной” или “логической”. Это связано с тем, что слова никогда не возбуждают у нас изолированных представлений, но вызывают целые цепи и матрицы ассоциативных или логически связанных элементов.
2. В зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания образную память разделяют по видам анализаторов:
- зрительная
- слуховая
- моторная (кинестетическая)
- осязательная
- обонятельная
- вкусовая
3.Виды памяти различают по степени участия волевого компонента :
непроизвольная
Одна информация усваивается
невольно, т.е. непроизвольно –
это исходная форма
4.С точки
зрения степени осознания
механическую и осмысленную память .
5. Эмоциональная память. Это память на чувства, на переживания, которые можно
отнести к : положительно, нейтрально и отрицательно эмоционально окрашенным. (Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека).
6. С точки зрения длительности хранения информации разделяют :
кратковременную и долговременную память.
Деятельность,
направленная на запоминание
и воспроизведение удержанного
материала, называется
а) в невозможности
б) или в неверном
в) реминисценция (временное
Процессы забывания, как
Эксперименты с применением
1. Объем памяти. Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти. Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется, если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-5 изолированных предметов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии удерживать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
2. Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух, люди с преобладание зрительной памяти – в написанном виде и т.д. Проведите самостоятельно эксперимент на исследование зрительной памяти. Посмотрите в течение 1 минуты на таблицу (приложение №1), закройте ее, после этого воспроизведите изображенные там геометрические фигуры у себя в тетради. Каков объем Вашей зрительной памяти?
3. Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то другую можно удерживать в достаточно общих чертах.
4. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.
5. Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.
6. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро ( с возрастом готовность памяти и скорость запоминания снижаются).
7. Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организациипамяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.
8. Нередко индивидуальные различия в памяти могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека. А.Р.Лурия описал один такой случай с известным мнемонистом. Этот человек обладал удивительно мощной эйдетической памятью. Мог удерживать в памяти огромные таблицы чисел, слов, мог их долго, даже через несколько лет “видеть” или ощущать в виде звуков звуковых оттенков (синестезий). Он без труда решал сложнейшие задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами. Однако решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане не было возможным , представляло для него непреодолимую трудность. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей не обладающих такой сильной наглядно-образной памятью. В связи с этим у него сформировались некоторые особенности личности. Наглядные образы представления были у него так сильны, что мир его воображения иногда смыкался с миром реальных впечатлений и эти границы между реальным и воображаемым миром, отчетливые у обычного человека, оказались очень размытыми. Поэтому его поведение отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии и другими особенностями.
Подавляющее число систематических знаний человека возникает в результате специальной деятельности, при которой перед субъектом ставится задача запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти, а в последующей припомнить или воспроизвести. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется мнестической. При выполнении мнестической деятельности человек должен четко отделить тот материал, который ему предложено запомнить от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом, не вплетая в него посторонних впечатлений и ассоциаций. Поэтому мнестическая деятельность всегда носит избирательный характер и представляет такую форму деятельности , когда процесс запоминания отделен от процессов припоминания промежутком времени, в одних случаях коротким, в других – большим.
Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие