Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 23:18, лекция

Краткое описание

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

Файлы: 1 файл

Лекция4 Познават процессы.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Прекращение нормальной циркуляции  возбуждения по этому кругу  нарушает и  нормальную работу ретикулярной формации и приводит к грубым расстройствам памяти.       Поражение же затылочных и височных зон коры головного мозга способно приводить к   невозможности закреплять следы специфических раздражителей  (зрительных, слуховых) но не приводит к общему снижению следов памяти.

Виды памяти

   Классификация видов памяти основана на учете разных свойств памяти.

   1.      Если опираться на  способы кодирования информации, то  мы получим :

   
       
 

           образную                                                      словесно-логическую (вербальную)

   -          последовательные образы     

    (отрицательные и положительные)

   -          наглядные (эйдетические)

   -          образы представлений.

   Явления последовательного  образа.   

   Если  Вы будете некоторое время (секунд 10-15) смотреть на квадратик из ярко красной  бумаги, затем уберете его,  переведете взгляд на белый лист,  то некоторое время будете видеть  отпечаток на нем в форме квадрата, но сине-зеленого цвета. Он сохраняется  от10-15 секунд до 45-60 секунд. Затем бледнеет, исчезает, иногда снова появляется и исчезает насовсем.  Это объясняется тем, что раздражение сетчатки имеет свое последействие: оно истощает ту фракцию зрительного пурпура, в колбочках, которая обеспечивает восприятие красного цвета. Поэтому, при переводе взгляда на белый лист,  появляется отпечаток дополнительного к нему, сине-зеленого цвета. Этот вид последовательного образа называют отрицательным последовательным образом.     

     Положительные последовательные  образы можно наблюдать, если  поместить в полной темноте  перед глазами какой-нибудь предмет  ( например: руку), а затем на короткое  время (0,5 сек.) осветить его ярким светом. Свет потухнет, а Вы будете продолжать видеть яркий образ предмета в естественных цветах; этот образ сохраняется некоторое время, а затем исчезает. Этот процесс нельзя регулировать сознательным усилием, его нельзя ни продлить по своему желанию, ни произвольно вызвать снова. В этом состоит отличие последовательных образов от более сложных видов образов памяти.   

     Явление наглядных (эйдетических образов). У некоторых людей особенно в юношеском или детском возрасте  образы показанного предмета или целые картины сохраняются длительное время после того, как предъявленные предметы, или картины убраны. Известны художники, для которых достаточно посмотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могут продолжать работать над картиной и в отсутствии модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями.     

     Образ представлений. Образы представлений богаче наглядных образов. Всегда включают в свой состав как зрительные, так и осязательные слуховые следы, они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами. (Например, вспомните лимон.). Второй особенностью образа представлений является включение в свой состав интеллектуальной переработки впечатлений о предмете, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории.   

     Словесная память. Получая словесную информацию человек меньше всего запоминает слова и удерживает текстуально дошедшее до него впечатление. Это всегда переработка словесной информации:  выделение из нее наиболее существенного  и удержание не непосредственно воспринимаемых слов, а тех мыслей, которые попадаются в словесном сообщении. В основе словесной памяти всегда лежит сложный процесс перекодирования сообщаемого материала, связанный с процессом  отвлечения от несущественных деталей и обобщения центральных моментов информации. Словесную память называют “ассоциативной” или “логической”. Это связано с тем, что слова никогда не возбуждают у нас изолированных представлений, но вызывают целые цепи и матрицы ассоциативных или логически связанных элементов.

   2.  В зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания    образную память разделяют по видам анализаторов:

   -          зрительная

   -          слуховая

   -          моторная (кинестетическая)

   -          осязательная        

    -    обонятельная        

    -     вкусовая  

    

   3.Виды  памяти различают по степени  участия  волевого компонента :

       

 непроизвольная                            произвольная            

     Одна информация усваивается  невольно, т.е. непроизвольно –  это исходная форма запоминания.  Другую информацию человек может  себя “заставить” запомнить  – это произвольное запоминание.  Произвольное запоминание может  быть непосредственным и опосредованным.

4.С точки  зрения степени осознания информации   разделяют :

   механическую       и             осмысленную   память .

   5.      Эмоциональная память.   Это память на чувства, на переживания,  которые можно  

   отнести  к  : положительно, нейтрально и отрицательно эмоционально окрашенным. (Эмоциональная память - важнейшее условие нравственного развития человека).

   6.       С точки зрения длительности хранения информации разделяют :

       

 кратковременную  и долговременную память.

Запоминание, воспроизведение, забывание

 

        Деятельность, направленная на запоминание  и воспроизведение удержанного  материала, называется мнестической  деятельностью. Это специфически  человеческое образование, не  существующее у животных.  В процессе образования условного рефлекса у животных вызывается определенная деятельность, которая при повторении сохраняется, однако у человека процесс запоминания становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного – специальной формой сознательной деятельности. Забывание – обратный процесс запоминания. Если информация , находящаяся в памяти, какое-то время не используется, происходит ее забывание. Забывание – это не такое  нежелательное явление, как кажется на первый взгляд.  В жизненных ситуациях этот процесс бывает даже полезным. Забывание проявляется в разных формах:                   

     а) в невозможности воспроизвести,                    

     б) или в неверном воспроизведении,                    

     в) реминисценция (временное выпадение  из памяти).     

     Процессы забывания, как функцию  времени, прошедшего с момента  заучивания, исследовал Г.Эббингауз.  Испытуемыми заучивался некоторый  материал, по прошествии времени  он забывался, испытуемые приступали к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разницы к продолжительности первоначального заучивания. Эксперименты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 минут сохранилось 59,2% запоминавшегося материала, после 1 часа – 44,2% , после 9 часов – 35,8% , после 1 дня – 33,7% , после 2-х дней – 27,8% , после 3 –х дней – 25,4% , после 31 дня – 21,1% .  Если по этим данным построить кривую, то становится видно, что главная потеря , по данным Эббингауза, приходится на 1-2 сутки и особенно на первые полчаса-час; причем общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть.    

     Эксперименты с применением гипноза  показали, что следы многих впечатлений,  казалось совершенно забытых,  на самом деле продолжают сохраняться.  Например, если испытуемого ввести  в гипнотическое состояние и  внушить ему, что он снова  ребенок, то такой испытуемый начинает говорить с соответствующими интонациями и даже писать таким же почерком, каким  писал в детстве, делать грамматические ошибки, характерные для того возраста. Таким образом, наша память ограничена не в запечатлении, а в возможности сознательного воспроизведения необходимого материала.

Индивидуальные  особенности памяти

   1.      Объем памяти.  Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти.  Оказалось, что в среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. Это число значительно колеблется, если люди с плохой памятью удерживают сразу только 4-5 изолированных предметов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии удерживать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.

   2.       Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух, люди с преобладание зрительной памяти – в написанном виде и т.д.      Проведите самостоятельно эксперимент на исследование зрительной памяти. Посмотрите в течение 1 минуты на таблицу (приложение №1), закройте ее, после этого воспроизведите изображенные там геометрические фигуры у себя в тетради. Каков объем Вашей зрительной памяти?

   3.      Точность памяти  -  это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. Высокая точность необходима при воспоминании. Есть информация, которую нужно точно удерживать в памяти: это определения, формулы, имена, даты, а какую-то  другую можно удерживать  в достаточно общих чертах.

   4.      Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал.

   5.      Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. Это свойство может относиться как к кратковременной, так и к долговременной памяти. Если Вам назвали номер телефона и Вы сразу же его набираете, номер сохраняется в памяти до тех пор пока вы дозваниваетесь, это пример работы кратковременной памяти.  Долговременная память хранит информацию гораздо дольше.

   6.      Готовность памяти означает, что все необходимое  вспоминается всегда легко и быстро ( с возрастом готовность памяти  и скорость запоминания снижаются).

   7.      Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организациипамяти у различных лиц. У одних преобладает непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память,  у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращения его в сложные вербально-логические схемы.

   8.      Нередко индивидуальные различия в памяти  могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека. А.Р.Лурия описал один такой случай с известным мнемонистом. Этот человек обладал удивительно мощной эйдетической памятью. Мог удерживать в памяти огромные таблицы чисел, слов, мог их долго, даже через несколько лет  “видеть” или ощущать в виде звуков звуковых оттенков (синестезий). Он без труда решал сложнейшие задачи, если их решение могло протекать в наглядном плане и опиралось на возможность зрительно фиксировать материал и оперировать наглядными образами.  Однако решение абстрактных задач, которые требовали отвлечения от наглядных образов, решение которых в наглядном плане не было возможным , представляло для него непреодолимую трудность. Поэтому понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур  часто протекало у него  не легче, а значительно труднее, чем у людей не обладающих такой сильной наглядно-образной памятью. В связи с этим у него сформировались некоторые особенности личности. Наглядные образы представления были у него так сильны, что мир его воображения иногда смыкался с миром реальных впечатлений и эти границы между реальным и воображаемым миром, отчетливые у обычного человека, оказались очень размытыми. Поэтому его поведение отличалось непрактичностью, смещением реальности и фантазии и другими особенностями.

Память  и учение. Законы учения

 

        Подавляющее число систематических знаний человека возникает в результате специальной деятельности, при которой перед субъектом ставится задача запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти, а в последующей припомнить или воспроизвести. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется мнестической. При выполнении мнестической деятельности  человек должен четко отделить тот материал, который ему предложено запомнить от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом, не вплетая в него посторонних впечатлений и ассоциаций. Поэтому мнестическая деятельность всегда носит избирательный характер и представляет такую форму деятельности , когда процесс запоминания отделен от процессов припоминания промежутком времени, в одних случаях коротким, в других – большим.     

Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие