Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 23:18, лекция

Краткое описание

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.

Файлы: 1 файл

Лекция4 Познават процессы.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     В  учебном процессе часто становится необходимым удержать в памяти какую-то информацию. Да и в последующей жизни людям тоже приходится многому учиться. Человек учится всю жизнь. В процессе учения осваивается определенная система знаний, которая формируется на основе опыта многих поколений людей. При учении основной является умственная активность, которая проявляется при активном участии восприятия, внимания, памяти и мышления, а также фантазии. Учение, как и любая деятельность, основывается на определенных законах. Оно тем успешнее, чем точнее выполняются требования к этой деятельности, точнее учитываются ее законы.  Законы учения затрагивают прежде всего организационную сторону. Во-первых, необходимы внешние условия: подходящее освещение, температура, стол, стул, и другие предметы. Важно уметь пользоваться учебными принадлежностями: словарями, энциклопедиями  предметными и библиографическими указателями. Полезно заниматься в одно и тоже время, т.к. наш организм привыкает к определенному ритму. У такой умственной деятельности, как работа памяти,   есть свои законы.

   Информация  запоминается нами произвольно или  непроизвольно. Как Вы думаете,    какая информация запоминается непроизвольно?

   1.      Сильные физические раздражители (громкий звук, яркий свет).

   2.      Все, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновления действий, необычность явления).

   3.      Раздражители, связанные с потребностями человека ,  наиболее значимые для него (например профессионально значимые объекты).

   4.      Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.

   5.       Лучше запоминается то, что связано с потребностями человека.  

    

   В деятельности человека часто возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором осуществляется мнемическая (мнестическая) деятельность ( от греческого слова “мнема” – память).     

     Эффективность мнестической деятельности в учебном процессе зависит от знания и выполнения некоторых условий:  

       

                        1. Высокая степень активности мыслительной деятельности.                      

    2. Установка:  “помнить всегда” .                       

    3. Организация  ряда (запоминаемой информации)  в осмысленные системы.                     

    4.  Составление мысленного плана.            

                    5.  Избегание эффекта обратного, отрицательного воздействия.                     

    6.  Учет “фактора края”.                     

    7.  Достаточное число повторений.            

                    8.  Усваивать по частям, но время от времени повторять все в целом.            

                    9.  Разделять повторения во времени.            

                  10.  Избегать аффективных переживаний при усвоении материала.            

                  11.  Иногда можно создавать искусственные ассоциации.

   1.Успешность  учения зависит от активной мыслительной деятельности с материалом, который надлежит усвоить. С материалом важно выполнять активную мыслительную работу, подвергать логической переработке (сравнивать, обобщать материал, делать умственные заключения, находить какие-то сходства и различия, систематизировать, разделять на части по смыслу,  стремиться понять его содержание). Облегчают запоминание схемы, таблицы,  диаграммы, особенно если они составлены самостоятельно.  

          

    2.Эффективность запоминания зависит  от  протекания деятельности. Известно, что

   какое-либо намерение прочно удерживается в  памяти, пока задача не выполнена, и исчезает из памяти, как только задача выполняется.  Мы помним о намерении опустить письмо в почтовый ящик, пока не опустим его. Если заучиваем материал, чтобы ответь на экзамене, то после сдачи экзамена большая его часть  стирается из памяти. Если у Вас есть намерение использовать материал в дальнейшей деятельности, то и удержание в памяти его будет эффективней. Важно иметь желание усвоить материал, быть настроенным на учебу, иметь соответствующую установку. Психологи проводили такой эксперимент. Студентов просили выучить два рассказа. Причем один из них будут проверять на следующий день, а другой – проверят позднее, через несколько дней, поэтому его надо помнить всегда.  Проверка показала, что второй рассказ воспроизвели гораздо эффективнее, чем первый. Значит, нужно настраивать себя (давать себе установку) помнить всегда, тогда и эффективность запоминания  будет выше.  

           

    3. Эффективность запоминания зависит  от степени организации ряда в осмысленные

   системы (забывание серии бессмысленных слогов протекает гораздо быстрее, чем забывание серии слов, организованных в смысловые структуры).      

     Механические ассоциации                         Смысловые ассоциации

             

     десять            -       норка                               звонок          -   урок     

     шесть             -        рамка                              топор           -   дрова     

     три                 -        крышка                           ведро           -   вода     

     восемь           -        невод                               книга           -  знание     

     одиннадцать -        дерево                             спорт            -  здоровье     

     два                 -        жало                                петух            -   кричать     

     пятнадцать   -         книга                               вина             -   наказание     

     четыре          -         лес                                  труд              -   отдых     

     тринадцать   -        шапка                              хлеб             -   соль     

     семнадцать   -       ложка                               солнце         -   светить  

   
 
 
 

  

 

   

   Таблица № 1.  Эффективность  опосредованного  запоминания.  

      

         

    4. Эффективность запоминания  материала увеличивается при  самостоятельном

   мысленном составлении плана. Для этого материал делят на логические части и этим частям дают  краткие названия. Таким образом, получают опорные слова или словосочетания, с помощью которых потом можно будет воспроизвести целые блоки информации. На этом же принципе основано изготовление шпаргалок. Изготовление, а не использование. Дело в том, что хорошо изготовленная шпаргалка сама по себе исключает необходимость ее использования.  

           

    5. Нужно остерегаться обратного, отрицательного воздействия. Если учить подряд

   один  за другим сходные предметы , то последующий материал может вытеснить из памяти предыдущий, хотя тот был до этого хорошо усвоен. Для уменьшения обратного, отрицательного воздействия можно посоветовать:

   1)      не учить подряд сходные предметы,                                     

    2)   если этого избежать нельзя, то делать перерыв между занятиями сходными предметами  (минимум на 15 минут),                                     

    3)  усваивать по возможности сразу прочно.     

   Эксперименты , некоторые из которых демонстрируются  на лабораторных занятиях,  показывают, что сохранение заученного материала в высшей степени зависит от того, чем было заполнено время в промежутке между заучиванием и припоминанием. Так, если этот интервал был заполнен бодрствованием или интеллектуальной работой, особенно гомогенной деятельностью, забывание протекает быстрее. Если интервал заполняется гетерогенной деятельностью или сном – значительно медленнее.

   6.  Эффективность усвоения зависит от местонахождения материала в ряду. Первые

   и последние элементы  запоминаемого ряда удерживаются памятью чаще, этот эффект называется фактором края.  Удержание и воспроизведение элементов протекает при тормозящем влиянии, которое оказывают отдельные звенья ряда друг на друга. Первые элементы испытывают тормозящее влияние только последних (проактивное торможение) , а последние -  только на предыдущих (ретроактивное торможение). В отличие от них средние элементы ряда испытывают тормозящее влияние как со стороны предшествующих, так и со стороны последующих звеньев. Поэтому  и воспроизводятся гораздо хуже. Итак,начало и конец информации запоминаются лучше, чем середина , следовательно середину запоминаемой информации нужно повторять отдельно.       

    7.  Эффективность запоминания зависит от прочности заучивания, т.е. от числа безошибочных повторений  при заучивании.  Число повторений  должно быть достаточным. Во время заучивания нельзя успокаиваться на том, что при повторении материала для себя с первого раза не было ошибок. В интересах устойчивости памяти материал нужно повторить еще несколько раз (вспомните механизм долговременной памяти).  

          

    8.  Если нужно усвоить большой объем информации, то неизбежно возникает вопрос: “Как запоминать, частями или все в целом?” Усваивание по частям быстрее, но при этом нарушается целостность информации. Поэтому рекомендуется использовать комбинированный способ: в основном усваивать по частям, но время от времени повторять все в целом. Эксперименты показали, что  результат запоминания зависит  и от объема предъявленного ряда. Увеличение  предложенного ряда приводит не к возрастанию, а к падению числа удержанных элементов, т.е. к задержке, торможению процесса запоминания.  

          

    9.  Разделение повторений во времени всегда приносит лучшие результаты, чем концентрированное повторение. Предположим, что для заучивания текста наизусть нужно 8 повторений. Эффективность воспроизведения будет выше, если повторять 8 дней по одному разу, чем в течение 1 дня 8 раз.  

         

    10.  Эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем эмоционально-нейтральные (безразличные для человека) впечатления.     Эффективней запоминается информация, которая человеку интересна, т.к. эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры (человек склонен  часто возвращаться к ним и они вызывают такое же повышенное напряжение, как и любые незаконченные действия). Но резкие аффективные переживания, мучительные и непереносимые для субъекта,  могут активно тормозиться, “вытесняться” из сознания и  забываться субъектом.  

         

    11. В случаях, если материал  не поддается логической переработке,  можно  использовать специальный прием -  создать искусственные ассоциации, как например запоминают последовательность цветов спектра ( Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны).  
 
 

Воображение: виды и формы проявления.

       В процессе отражения окружающего  мира человек наряду с восприятием  того, что действует на него в данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

       Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие