Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 23:18, лекция
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.
Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против». Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления.
Мышление является обобщенным отражением действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения. Следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным: на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление – мышление речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Только в речевой – устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.
Психические процессы | ||||||||||||||||
Ощущение | Восприятие |
Память |
Представление |
Воображение |
Мышление | Внимание | ||||||||||
Пространственная локализация | Точность | Точность | Яркость-четкость | Новизна | Гибкость | Скорость и точность переключений | ||||||||||
Деятельность | Полнота | Прочность | Точность | Оригинальность | Темп | Длительность концентрации | ||||||||||
Интенсивность | Быстрота | Скорость | Полнота | Тип и широта оперирования образами | Быстрота | Широта распределения | ||||||||||
Эмоциональный тон | Объем | Объем | Детальность | Экономичность | Интенсивность | |||||||||||
Скорость ощущения и различения | Эмоциональная окрашенность | Последовательность | Устойчивость | |||||||||||||
Устойчивость уровня чувствительности | Критичность | |||||||||||||||
Точность | ||||||||||||||||
Дифференцированность | ||||||||||||||||
Информация о работе Познавательные процессы личности. Ощущение и восприятие