Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:34, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение познавательных психологических процессов восприятия и ощущения. Для этого не обходимо рассмотреть несколько основных задач: понятие о восприятии и ощущении, их физиологические особенности, свойства и виды характерные для данных процессов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
2. Понятие об ощущении……………………………………………..3
2.1 Психофизиологические характеристики ощущений…….5
2.2 Виды ощущения……………………………………………6
3. Понятие о восприятии……………………………………………..8
3.1 Виды и свойства восприятия………………………..…….9
Заключение…………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

 

Кафедра профессионального  обучения и педагогики

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

Психология и педагогика

на тему:

Ощущение и восприятие

 

                                                                                           Выполнила:

                                                                                           

                                                                 Проверила:

                                                                       

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….2

2. Понятие об ощущении……………………………………………..3

2.1 Психофизиологические характеристики ощущений…….5

2.2 Виды ощущения……………………………………………6

3. Понятие о восприятии……………………………………………..8

          3.1 Виды и свойства восприятия………………………..…….9

Заключение…………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема ощущения и восприятия представляет интерес для рассмотрения не только в наше время, но и будет актуальна всегда на протяжении многих лет, так как человек, представляя себе какой-то предмет,  должен его как-то анализировать, то есть размышлять о том, что конкретно отражается в его ощущениях и восприятиях.

Для того, чтобы в повседневной жизни совершать какие-то действия: общаться , учиться, работать , человек должен воспринимать мир, обращать внимание на конкретные моменты его деятельности, размышлять, представлять. Все это невозможно без таких психических процессов , как восприятие и ощущение, так как это является  их неотъемлемой составляющей .

Целью реферата является изучение познавательных психологических процессов  восприятия и ощущения. Для этого  не обходимо рассмотреть несколько  основных задач: понятие о восприятии и ощущении, их физиологические особенности, свойства и виды характерные для данных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие об ощущении

Ощущения - психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной  ткани. Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и как всякое психическое  явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных  нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие  определенных раздражителей из внешней  и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. В процессе любой  познавательной деятельности отправной  точкой является ощущение, а ведущим  процессом- восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов).

2.1 Психофизиологические характеристики ощущений

Человек рождается с готовым  аппаратом для всех тех видов  ощущений, что и у взрослого  человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир  на уровне ощущений. Поэтому после  рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние  на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего  за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов:

- нижний порог (или абсолютный)- представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения.

- верхний порог - максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение.

- различительный порог - минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога).

 Вторая психофизиологическая  характеристика ощущений -это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); при действии слабого раздражителя - повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога). Третья особенность ощущений - это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод). Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация- повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика - это синестезия . Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия - зрительно-звуковая. Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

2.2 Виды ощущения

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма)).

Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими  телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка оболочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной  высоты (высокие- низкие), силы (громкие- тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дискантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), диктантные -раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение  конечностей, их движения и степени  прилагаемого при этом усилия. Без  них невозможно нормально выполнять  движения и координировать их. Кроме  того, имеется группа органических ощущении -внутренних . Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.

 

 

  1. Понятие о восприятии

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие -это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям. Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели.

3.1 Виды и свойства восприятия

Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым - собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления - своеобразные нервные образования, также расположенные в толще кожи. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности - ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке.

Зрительное восприятие.

Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным колебаниям. Большинство окружающих нас предметов частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Цвет этих предметов характеризуется отражательной способностью. Поэтому для восприятия цвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном свете, при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разного спектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздо больше света, чем кусок мела в сумерки, и тем не менее мы воспринимаем уголь черным, а мел белым.

Человеку не требуется специального обучения, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура - границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры .

Процесс зрительного восприятия сложных объектов представляет сложную  и активную перцептивную деятельность, и хотя он протекает несравненно более сокращенно, он все же требует участия двигательных компонентов, приближаясь тем самым к осязательному восприятию. Для того, чтобы обеспечить возможность длительного сохранения образа, нужны движения глаза, перемещающие изображение с одних пунктов сетчатки на другие. Факты показали, что глаз, расматривающий сложный объект, никогда не движется по нему равномерно, а всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки, привлекающие внимание рассматривающего. Хорошо известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему предмет выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами.

Информация о работе Ощущение и восприятие