Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1:Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. вриант №4.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Вопрос  №1:Человек мгновенно  может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой  он или маленький, расположен ли вертикально  или под углом, нарисован ли он белым  цветом на черном фоне или черным на белом  фоне или просто очерчен  контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

 Для ответа на этот вопрос хочу привести два определения  восприятия: Восприятие — это целостное  отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств. Маклаков А.Г. «Общая психология»2001г.                                                          

 Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. «Психология»Учебник М 2004г.

То есть  в самом  понятии восприятия заключено целостное  отображение предметов окружающей действительности. У понятия восприятие есть ряд закономерностей, я считаю, что именно константность восприятия дает человеку возможность распознавать предметы в изменяющихся условиях.

«Всякое восприятие является восприятием объективной  действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано  вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Значение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.» 

«Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.»

 С.Л.Рубинштейн  «Основы общей психологии»СПб: Издательство "Питер", 2000г.

Константность восприятия имеет большое значение в жизни людей и отмечается в жизни животного мира. Без  константности восприятия не было бы вообще, т.к. константность это способ ориентировки в окружающей нас действительности. 

Вопрос№2: В чем Вы видите смысл утверждения «гений – это прежде всего внимание» (Ж. Кювье)?

Для ответа на данный вопрос рассмотрим, что есть внимание?

Во всех этих случаях  можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Я представляю себе внимание как фокус фотоаппарата. Мы фокусируемся на той или иной деятельности. Все остальное в этот момент вне фокуса. Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Я хочу остановиться на произвольном, или как его еще называют, волевом внимании. То есть, человек сознательно фокусируется на деятельности, внимание удерживается волевым усилием, вопреки факторам непроизвольного внимания. В связи с этим я вижу смысл данного утверждения Ж.Кювье в том, что человек, развивающий в себе именно произвольное внимание, своею волей и усилиями создает в себе гения.

Правда мое видение  не совпадает с видением Уильяма  Джеймса. Приведу его здесь.

  У. Джемс обсуждает точку зрения Ж. Кювье, утверждавшего, что гений  — это прежде всего внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые стороны в объектах, связанных между собой «рациональным принципом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, почему так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным материалом, разнообразить приемы его осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять запоминаемое. «Общая психология» Под редакцией доктора психологических наук профессора А.В. Карпова. 

Вопрос№4: Почему мы мгновенно  распознаем лица представителей своей расы и затрудняемся в различении лиц  представителей чужой  расы?

Распознавать  представителей своей расы нам помогает такая закономерность восприятия, как константность. С.Л. Рубинштейн пишет о том, что восприятие не только связано с действием, с деятельностью, но и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тот час же приобретают предметное значение, то есть относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове, в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Так как большинство представителей нашей расы видит вокруг себя, соответственно, представителей этой же расы, мы можем в повседневном опыте выявить максимальное количество признаков соответствующих данной расе. О представителях иной расы чаще всего мы имеем недостаточное, теоретическое представление, подкрепленное воображением. Опыт общения среди представителей иной расы чаще всего меньший чем среди представителей своей расы. Да что говорить, ни с кем мы не бываем так часто рядом, как с самим собой!

Я  приведу  свой собственный пример: как то отдыхала я за границей, среди представителей иных рас. Я вот решила я отличить японцев от китайцев, для начала у меня было представление что все они «узкоглазые» и все! Через неделю совместного отдыха я стала выделять японцев более белой кожей и низким ростом, по сравнению с китайцами.

А также, выявились  особенности поведения и одежды. Но все же мои выводы ничтожно малы по сравнению с тем, как узнают своих соотечественников японцы и китайцы. А вот русских мы с мужем выделяли безошибочно, даже если человек молчал!

Поэтому я считаю, что именно наличие опыта большого, многолетнего, и то, что мы сами являемся представителями своей расы, предоставляет нашему восприятию огромную возможность составить образ и наделить его свойствами и качествами. Что позволяет нам безошибочно выделять представителей своей расы.  

Вопрос  №5:Каким образом Д. Канеману удалось продемонстрировать ограниченность ресурса внимания?

Д. Канеман определил   внимание  как следствие ограничения  способности человека выполнять  умственную работу. Внимание выполняет  функцию мобилизации усилий на обработку  информации. Это внутреннее умственное усилие.

 Канеман понимал  феномен внимания как своего  рода «психическую энергию» которая  позволяет человеку одновременно  осуществлять ограниченный объем  деятельности. Канеман исходил из  того, что условия задачи требуют  от субъекта определенного «вложения» ресурса внимания, которое обеспечивает ее эффективное выполнение. Когда задание выполняется безошибочно, субъект обладает достаточным ресурсом внимания. Ресурс внимания, который остается неиспользованным Для выполнения текущей задачи, Канеман назвал «дополнительной мощностью» системы. Если в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения данной задачи (из-за общего состояния организма или потому что выполняет другую деятельность), он не способен с ней справиться. Канеман эмпирически установил один из надежных показателей расхода энергии внимания — изменение диаметра зрачка. Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой в решение задачи энергии. 

Положения своей  концепции внимания Канеман проиллюстрировал с помощью результатов эксперимента по методике вторичной зондовой задачи. Суть опыта заключалась в следующем. Испытуемые выполняли основное задание: им предъявлялся ряд из четырех цифр со скоростью одна цифра в секунду. Потом следовала пауза 2 с, затем испытуемый должен был в том же темпе отвечать последовательностью цифр, которые отличались от исходных на единицу (1 -3 — 5 — 7 — пауза — 2 — 4 — 6 — 8). Испытуемые стабильно выполняли задание, допуская около 18% ошибок. При выполнении задания зрачок сначала расширялся, достигая пика в тот момент, когда задание становилось максимально энергоемким. Предполагалось, что на данной стадии испытуемый должен удерживать в памяти четыре цифры и производить арифметическое действие. После этого зрачок начинал сужаться, возвращаясь к исходному диаметру по окончании выполнения задания. Для измерения дополнительной мощности была введена вторичная задача: на экране неожиданно возникала цифра, которую испытуемый должен был опознать и отчитаться о ней в конце эксперимента. Процент ошибок в выполнении вторичной задачи и служил критерием измерения доступной испытуемому дополнительной мощности. Оказалось, что эффективность выполнения вторичной задачи зависела от времени появления цифры на экране. Наименьшее количество ошибок допускалось испытуемыми, когда цифра появлялась в начале и в конце выполнения основной задачи, а наибольшее — когда цифра появлялась примерно одновременно с периодом максимальной энергоемкости основной задачи. Другими словами, в том случае, если испытуемые имели достаточный запас дополнительной мощности, они эффективно справлялись со вторичной задачей, а если дополнительная мощность иссякала, происходили срывы в ее выполнении. Канеман считал, что колебания эффективности выполнения вторичной задачи на фоне относительной стабильности выполнения основной отражают ограничения ресурса внимания и показывают основную политику его распределения. Сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а ее «остатки» направляет на дополнительные задачи. 

Вопрос  №6:В чем биологический  смысл явлений  адаптации и сенсибилизации?

  Сенсибилизация (повышение чувствительности). Например, люди, чья профессия связана с  музыкой  различают полутона и  большее дробление а, тогда как  обычный человек не всегда может уловить разницу в полтона.

   Повышение  чувствительности в результате  взаимодействия анализаторов или  упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. А.И. Бронштейн называл сенсебилизацией возрастание чувствительности при действии слабого околопорогового (или порогового) раздражителя соответствующей модальности.

   Адаптация - это картина, когда человек привыкает к чему-то и не обращает на это больше внимания. Например, адаптация к небольшому изменеию температуры, света, влажности. Сенсорная адаптация — это изменение порогов ощущений при действии постоянного раздражителя. При полной адаптации ощущение вообще отсутствует. Таким образом, не допускается перераздражение анализаторов и обеспечивается чувствительность к очень слабым воздействиям. Особенно ярко адаптация выражена в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях. Например, после пребывания в темноте в течение часа световая чувствительность увеличивается примерно в 200 000 раз. Практически отсутствует адаптация к звуковым и болевым воздействиям. Адаптация идет с отрицательным ускорением, т.е. в первое время наиболее быстро. Она зависит от интенсивности раздражителя и площади, на которую он действует. С.Л. Рубинштейн выделял, что с адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т.д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражений. Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражении одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр. Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сенсибилизация это малое, но постоянное воздействие раздражителя, которое приводит  к увеличению чувствительности, тогда как адаптация приводит к обратной реакции, при полной адаптации ощущения вообще отсутствуют. 

Вопрос №7 Если рассмотреть глаз только что убитого животного, на сетчатке выступают контуры предмета, который глаз воспринимал непосредственно перед смертью. Прием анализа такого изображения, оставшегося на сетчатке только что погибшего человека, применяется в криминалистике. В старой детективной литературе этот факт неоднократно обыгрывался. В какой мере, на Ваш взгляд, он помогает в расследовании? Можно ли в глазах жертвы разглядеть убийцу? 

В ответ на этот вопрос я хочу привести две любопытнейшие  статьи на тему оптографии.

Способность сохранения на сетчатке глаза тех или иных внешних предметов Кюне назвал оптографией, а получение конкретного изображения – оптограммой. Первые такие оптограммы были опубликованы Кюне в 1879 г. Метод, применявшийся Кюне для получения оптограммы, состоял в следующем: голова и глазное яблоко кролика, устойчиво фиксированные на расстоянии 1,5 м от квадратного отверстия ставни (сторона квадрата = 30 см), закрывались на 5 минут черным сукном, а затем в течение 2 минут подвергались действию облачного южного неба. После этих операций глазное яблоко кролика при свете натрия извлекалось и вскрывалось, а затем помещалось в пятипроцентный раствор квасцов. На другой день, писал Кюне, можно наблюдать картину: на красно-розовом фоне сетчатки глаза проявляется отчетливо выраженный слегка розовый квадратный образ ставни. Во втором глазном яблоке, извлеченном 2 минуты спустя после смерти кролика и таким же образом обработанном, образ ставни отображается белым, т. е. без розовой окраски, величиною 1 мм. Однако при дневном свете этот образ очень быстро исчезает. Подводя итог столетнему хождению легенды об оптографии, можно с полной уверенностью констатировать, что хотя фотографирование с помощью родопсина в принципе и возможно, но у него нет будущего в области практики. Во-первых, возможно фиксирование сетчатки только очень ярких и контрастных изображений (типа решетки Кюне), но никак не фотографических портретов. А, во-вторых, даже для получения и таких примитивных изображений необходима немедленная после наступления смерти фиксация сетчатки в химических реактивах.

Путилин И. Д. Записки. СПб., 1904.

В последние  годы зарубежные ученые вновь вернулись к проблеме оптографии. Активную исследовательскую работу в этой области ведут, в частности, ученые ФРГ. Однако исследования идут пока лишь в плане теоретическом. Практическое применение оптографии в криминалистике до сих пор остается мечтой, которая осуществляется лишь на страницах произведений Жюля Верна. Описывая в романе «Братья Кип» убийство' капитана Гарри Джибсона, Жюль Берн пишет о фотографическом снимке, сделанном с еще остававшихся открытыми глаз убитого. Этот снимок сыграл решающую роль в оправдании братьев Кип, невинно обвиненных в убийстве, и изобличил подлинных убийц–матросов Фляйджа Вольта и Уина Мода, чьи образы, запечатленные на сетчатке глаз убитого, отобразились на фотоснимке. Автор романа замечает, что портреты были слишком миниатюрными, чтобы их можно было рассмотреть невооруженным глазом, они казались скорее пятнами и поэтому уловить их мог только болезненно напряженный взор сына убитого капитана. Затем все-таки понадобилась лупа, и тогда лица злодеев стали видимы уже ясно. Большинство фантазий Жюля Верна уже давно стало реальностью. Может быть, и эта его фантазия не будет исключением. То, что не осуществимо сегодня, нередко становится возможным завтра. Лисовенко В. Вижу невидимое//Известия. 1987. 15 июня.

Информация о работе Ощущение и восприятие