Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1:Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. вриант №4.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

И все же это  очень интересное, до конца не изученное наблюдение, в поисках литературы по данному вопросу я читала так же о  явлениях запечетления различных предметов, в частности цифр на сетчатке живого человека, и оно даже передалось по наследству.

В данный момент практическое применение этому явлению я вижу в том, чтобы использовать информацию о свойствах сетчатки при допросах потенциальных убийц. Это может иметь ценный психологический эффект. 

Вопрос  №8 Прочитайте отрывок. Что первично в  познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

     В ходе первичного и  повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей или сегментов  предмета, на таком  сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет  увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами (П.М. Якобсон).

Ответить на вопрос что первее ощущение или восприятие, как ответить на вопрос что было раньше яйцо или курица? Я думаю, еще с самого детства у человека складывается определенный запас ощущений которые оформлены в определенные образы, а эти образы опять таки не строго информативны, а несут в себе ощущения.

Ощущение как простейшая форма познания, состоящая в отражении  отдельных свойств предметов, генетически  предшествует восприятию как более  сложному, интегральному процессу познания целостных предметов и явлений. Ощущение и восприятие составляют единство процессов, идущих "снизу вверх" (от момента воздействия "энергии стимула" на сенсорные поверхности органов чувств до возникновения отражения свойств источника воздействия и опознания его как целостного реально существующего объекта или предмета) и процессов, идущих "сверху-вниз" (от предвосхищения потенциально возможных для восприятия объектов к соответствующей им "настройке" анализаторов для селекции и интеграции ожидаемой информации). ( Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология. Учебник 2004г.)

    На  вопрос: что раньше? – ощущение ли предшествует восприятию так, что восприятие строится на ощущениях, или первично дано восприятие и ощущение выделяется в нем, – единственно правильный ответ гласит: ощущение предшествует восприятию, и восприятие предшествует ощущению. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичнее, оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета. Вместе с тем ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия. Этот анализ – не лишенная реального бытия абстракция и не искусственная операция экспериментатора в лабораторных условиях, а реальная познавательная деятельность человека, который в восприятии явления или предмета выделяет его качества. Но выделение качества – это уже сознательная аналитическая деятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию. Ощущение, таким образом, – это и очень элементарная, и очень высокая "теоретическая" деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление. С.Л.Рубинштейн «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ».2000г

Вопрос №9 Какие закономерности ощущений раскрываются в примерах В. Джеймса?

1)Раскаты грома и шум бури мы называем более объемистыми, чем скрип грифеля об аспидную доску.

2)Погружение нашего тела в теплую ванну даст более массивное ощущение, чем укол булавкой.

3)Слепорожденные, прозрев, удивляются величине воспринимаемых предметов, которые кажутся им, вопреки ожиданию, слишком большими. Франц рассказывает о пациенте, которого он вылечил от катаракты и которому все казалось большим по сравнению с понятиями, составленными им о величине предметов на основе одного лишь чувства осязания. Движущиеся предметы, особенно одушевленные существа, казались ему необыкновенно большими.

4)Попавшая в ухо мошка, жужжа возле барабанной перепонки, может показаться величиной с бабочку. 

В  примерах В. Джеймса я усматриваю следующую  закономерность:                                         взаимодействие рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого. Так, зрительные раздражения влияют на пороги слуховых, а слуховые раздражения – на пороги зрительных, точно так же на пороги зрительных ощущений оказывают влияние и обонятельные ощущения. Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в так называемой синестезии. Под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную.

Так в первом примере на слуховой анализатор раскаты  грома воздействуют больше, чем скрип  грифеля, эти качества переносятся на кинестетические анализаторы, вследствие чего мы называем этот звук более объемистым.

Во втором примере:  погружение в ванну затрагивает большее количество кожных рецепторов, чем укол булавкой.

В третьем примере  к осязательным присоединились зрительные ощущения, которые не совпали с тем воображаемым размером объектов, которое существовало во время слепоты.

В четвертом  примере усиление воздействия на слуховой анализатор, привело к опосредованному  воздействию на зрительный анализатор и искажение реальной величины обьекта. Взаимодействие рецепторов выражается, в той взаимосвязи ощущений, которая постоянно происходит в каждом процессе восприятия любого предмета или явления. Такое взаимодействие осуществляется в совместном участии различных ощущений, например зрительных и осязательных, в познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то – форма, фактура и т.п. (Даже тогда, когда непосредственно в восприятии участвует лишь один рецептор, ощущения, которые он нам доставляет, бывают опосредованы данными другого. Так, при осязательном распознавании формы предмета, когда зрение почему-либо выключено, осязательные ощущения опосредуются зрительными представлениями.) В самом осязании имеет место взаимодействие собственно кожных ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к которым при ощущении поверхности предмета примешиваются еще и температурные ощущения. При ощущении терпкого, едкого и т.п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и легкие болевые. Это взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В области зрения, например, расстояние влияет на цвет, ощущения глубины – на форму и т.д. Из всех форм взаимодействия эта последняя, конечно, важнейшая, потому что без нее вообще не существует восприятия действительности.

Вопрос  №10.Из указанных  в скобках слов выберите то, которое  находится к данному  слову в том  же отношении, что  и в приведенном  образце.

    1) Образец: ВОСПРИЯТИЕ: КОНСТАНТНОСТЬ

    Внимание : ... (возбуждение, интерес, устойчивость, впечатлительность, предметность). 

    2) Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ИГРА

Внимание : ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание). 

Ответ:1) Внимание- устойчивость 

          2) Внимание- восприятие 
 

Список  использованной литературы:

  1. «Хрестоматия по вниманию» А.Н. Леонтьев, А.А.Пузырь, В.Я Романов, М1976г.
  2. «Общая психология» под редакцией доктора психологических  наук, профессора А.В. Карпова.
  3. Габдулина Л.И «Подходы к исследованию внимания в Отечественной и зарубежной психологии» Учебное пособие Ростов на Дону ЮФУ, 2007г
  4. Нуркова В.В,  Березанская Н.Б «Психология» Учебник М2004
  5. Маклаков А.Г « Психология» Учебник Спб 2001г.
  6. Путилкин И.Д. «Записки» Спб1904г.
  7. Лисовенко В. «Вижу невидимое» Известия 1987г 15 июня
  8. Журнал «Народное просвещение» №6-10,1992г
  9. С.Л.Рубинштейн «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ»,составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, СПб: Издательство "Питер", 2000
  10. http://psylib.org

Информация о работе Ощущение и восприятие