Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:39, реферат
Цель написания реферата заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике.
Введение 3
1. Технические характеристики оборудования
1.1.Гидротурбина 4
1.2.Генератор 4
1.3.Маслонапорная установка МНУ 25 – 2/40 4
1.4.Регулятор – электрогидравлический 4
1.5.Сервомоторы направляющего аппарата 4
2. Техническая характеристика системы ГРАМ
2.1. Функциональная схема системы ГРАМ 5
2.3. Аппараты системы ГРАМ 8
2.2.1. Центральные регуляторы (стойка ЦР) 8
2.2.2 Панель автоматики и сигнализации 11
2.2.3. Датчики мощности блоков 12
2.2.4. Регуляторы частоты вращения 1
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА
ФАКУЛЬТЕТ
ВТОРОГО ВЫСШЕГО
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Психология
и педагогика профессиональной деятельности.
На тему:
«Ощущение и восприятие».
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Гидротурбина
1.2.Генератор 4
1.3.Маслонапорная установка МНУ 25 – 2/40 4
1.4.Регулятор
– электрогидравлический
1.5.Сервомоторы направляющего аппарата 4
2. Техническая характеристика системы ГРАМ
2.1. Функциональная схема системы ГРАМ 5
2.3. Аппараты системы ГРАМ 8
2.2.1. Центральные регуляторы (стойка ЦР) 8
2.2.2
Панель автоматики и
2.2.3. Датчики мощности блоков 12
2.2.4.
Регуляторы частоты вращения
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.
Цель написания реферата заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности. Результатом познавательного отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентации в окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых знаний. Как же осуществляется процесс познания? Из каких звеньев или этапов оно состоит? В каких формах протекает познавательный процесс? Таковы вопросы, на которые предстоит ответить при раскрытии данной темы.
Большинство
ученых издавна выделяли два основных
этапа познания: чувственное и абстрактное.
Исторически и логически исходной формой
познания является чувственное познание.
Чувственным этот этап познания называется
потому, что для познания объектов на данном
уровне необходимо функционирование органов
чувств, нервной системы, мозга, благодаря
чему возникают ощущение и восприятие
материальных объектов. Ощущения и восприятия
являются первичными формами познавательного
процесса. Именно на их основе, благодаря
им осуществляется контакт человека с
миром материальных объектов.
1.
Понятие «ощущения»
Простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания является ощущение. «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.
Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим аспектом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может быть контактным (вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение, которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.
1..1 Виды ощущений. Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии:
1) по
наличию или отсутствию
2) по месту расположения рецепторов;
3) по времени возникновения в ходе эволюции;
4) по модальности (виду) раздражителя.
Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные
(органические), сигнализирующие о
том, что происходит в
3) проприорецептивные,
расположенные в мышцах и
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.
К органическим ощущениям относят в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (булемии).
Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.
Каждый тип ощущений дает специфическую информацию. Но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений», их адаптация и взаимодействие, контраст и синтезия.
Чувствительность – это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя называется «порогом ощущений». Простой повседневный опыт показывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины. В этом легко убедиться. Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу досыпайте сахар и пробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Существует и верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. Так, например, за этим порогом свет уже ослепляет. Последующее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом, или «порогом различения». Благодаря этому порогу мы можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: уровень тяжести, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации, уровень освещенности и т.д. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине добавить или отнять 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а для зрительной – 1/100. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Величина этих порогов зависит от многих причин. Особенно влияют на повышение чувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, тренировка.
Величина различия между сигналом, при котором точность и скорость различения достигают максимума, называется оперативным порогом ощущений. Оперативный порог в 10–15 раз выше дифференциального.
Исследователи также выделяют временной, пространственно-временной и латентный пороги. Временной порог – это мера длительности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог – размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог – период реакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.